Канонерские лодки типа "Кановас дель Кастильо"

Все иллюстрации кликабельны.


Несмотря на "свежесть" постройки смотрелись они довольно допотопно – их архитектура во многом соответствовала стилю начала века. Применённые котлы и паровые машины были устаревшей конструкции, а их пушки, известные британские скорострелки с полуавтоматическими затворами типа Mk IV (освоенные производством в Ла-Каррака по британской лицензии), хоть и были хороши и всё таки не блистали новизной, но в любом случае были лучшим выбором до появления более современных орудий. И всё же в первую очередь канонерки старило применение в конструкции корпуса таранного или как указывалось в испанской литературе «шпорообразного» образования форштевня.

От данного атавизма канлодкам удалось избавиться только лишь спустя почти полтора десятка лет, и то произошло это случайно, как говорится в известной поговорке – «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Произошло это в годы гражданской войны в Испании. Согласно справочникам, канонерская лодка мятежников «Дато» получившая серьёзные повреждения от огня республиканского линкора «Хайме I» у Альхесираса в августе 1936 г., прошла ремонт и модернизацию в Кадисе (с сентября по февраль 1937 г.). В ходе проведённых мероприятий на ней устроили наклонный форштевень, а носовые 101,6/40-мм орудия были установлены линейно-возвышенно. Следом, такой же модернизации подвергли и две остальные канлодки: «Кановас-дель-Кастильо» (02-09.1937) и «Каналехас» (08.1937-01.1938).
Казалось бы, что может быть не так?
Да вот есть одна незадача, в виде пары фотоснимков сделанных на Балеарах в октябре и декабре 1937 – в базе франкистского флота, на которых изображена канонерская лодка типа «Кановас-дель-Костильо» всё ещё с таранным форштевнем и бортовым размещением носовых орудий. Согласно подписи это... «Дато»!


Причём, в это время там присутствует вторая канлодка этого типа – «Кановас-дель-Костильо», уже прошедшая модернизацию.

Так может быть здесь что-то не так с датировкой фотоснимков (уж я то знаю - испанцы это могут)? Нет. Вроде бы всё верно, на заднем плане виден крт «Балеарес» с четвёртой башней главного калибра (получил её в июне 1937 г.), но без козырька на дымовой трубе (установлен в начале 1938 г.). А может это «Каналехас»? Отнюдь – она в это время была на модернизации в Кадисе, а на Балеарах в это время находились только «Кановас-дель-Кастильо» (только-только прошедшая модернизацию) и «Дато». Чертовщина!
Посмотрел, что пишут испанцы на предмет модернизации канонерок этого типа в своих канонических справочниках. А тоже самое, что и у нас: сначала модернизировали «Дато», затем «Кановас-дель-Кастильо» и потом «Каналехас». Правда, кое-где указывается, что «Дато» проходила ещё один ремонт в Кадисе (3.02-25.07.1938 г.). Может история модернизации канлодок перепутана, но где искать доказательства?
И всё же мне удалось найти статью Хосе Э. Харке Переса (José Enrique JARQUE PÉREZ) в которой он указывает, что «Дато» прошла модернизацию с изменениями как на других лодках проекта в 1938 году.

Вывод: историю модернизации испанских канонерских лодок типа «Кановас-дель-Кастильо» нужно переписывать! Первой канлодкой переоборудованной на современный лад стала «Кановас-дель-Кастильо», затем «Каналехас» и только потом уже «Дато».


И ещё один момент который следовало переписать. В ТТХ сказано, что на лодках стояли 101,6/45-мм Mk LA, на самом деле они вооружались 101,6/40-мм Mk IV, а это совсем разные орудия.
P.S. В справочной информации по этим канонеркам есть ещё одна постмодернизационная несуразность, но об этом потом, как нибудь...
|
</> |