Каннские победители. "Антихрист" (Ларс вон Триер, 2009)
drugoe_kino — 09.04.2013 — КиноШАРЛОТТА ГЕНСБУР. ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ.
Ставший своеобразным противопоставлением не самому объективному киносмотру в Венеции, лояльному общему настроению и идеологическим воззрениям нацистской Германии, один из самых старейших и сейчас самый престижный Каннский кинофестиваль на протяжении своего существования сможет отметить массу заслуживающих внимания кинематографических произведений, становясь своеобразным трендсеттером Европейского альтернативного кино. Впервые проведенный после Второй мировой войны в 1946 году, фестиваль будет притягивать в некогда маленький рыбацкий поселок толпы звезд, кинокритиков, любопытных зрителей и жаждущих славы пышногрудых старлеток, ежегодно меняя на пару недель жизнь небольшого курортного города, находящегося в департаменте Приморские Альпы. Маниакальное желание запечатлеть Стивена Спилберга или Катрин Денев на бульваре Круазет и вспышки фотокамер, трансформировавшиеся ныне в нажатие кнопок на айфоне, в этом году начнутся 15 мая и продлятся установленные регламентом двенадцать дней.
Наиболее известная из программ кинофестиваля – Основная – традиционно завершается вручением главного приза – Золотой пальмовой ветви, которая гарантированно приносит ее обладателю мировое признание. Лауреатом кинофестиваля во многих случаях становится режиссер, сумевший создать фильм, в котором отражена социально-психологическая направленность развития современного общества. Это позволяет в некоторой степени предугадать обладателя Золотой пальмовой ветви. Несмотря на то, что фестиваль был организован в том числе и для поддержки национального кино, в среднем французский режиссер становится обладателем главного приза один раз в двадцать лет, что ставит Францию на четвертое место по количеству завоеванных Ветвей.
Хороших фильмов, однако, оказывается недостаточно: любому фестивалю также нужны громкие имена и скандалы. И Каннский не является исключением. Кто, как не Ларс фон Триер, способен одновременно обеспечить два этих показателя очевидного успеха? Впрочем, назвать отношения режиссера с жюри кинофестиваля простыми не получится: несмотря на то, что его фильмы будоражили сознание кинокритиков и трекратно становились лауреатами в номинации “Лучшая женская роль” (Бьорк в 2000 году за “Танцующую в темноте”, Шарлотта Генсбур в 2009 году за “Антихрист” и Кирстен Данст в 2011 году за “Меланхолию”), только лишь “Танцующая в темноте” стал абсолютным триумфатором фестиваля.
В этой трилогии совершенно особенное место занимает лучший в карьере режиссера, по его собственному утверждению, фильм "Антихрист", один из наиболее ожидаемых, но вместе с тем ставший провальным на Каннском кинофестивале 2009 года. На роль главной героини изначально предполагалось взять актрису Еву Грин, но она, в силу определенных обстоятельств, не смогла принять участие, и в этот момент перед режиссером возникла Шарлотта Генсбур, которая, как замечает Ларс фон Триер, столь страстно мечтала воплотить именно этот образ, за который в Каннах она позже получит приз в номинации "Лучшая женская роль", или - так, пожалуй, будет правильнее перевести с французского - "Лучшая женская интерпретация". Нужно отметить, что к этому моменту во Франции Шарлотта Генсбур была уже хорошо известной актрисой: сыграв дочь Катрин Денев в фильме 1984 года "Слова и музыка", она позже получит главную премию французского кинематографа "Сезар" как самая многообещающая исполнительница и несколько позже в 2000 году в номинации "Лучшая актриса" за фильм "Губы". Но мировую известность актрисе, отцом которой был Серж Гейнсбур, а матерью - Джейн Биркин, принесут фильмы "Наука сна" обладателя Оскара Мишеля Гондри и столь знаковый для кинематографа "Антрихрист" Ларса фон Триер.
Сомнительно, что 2013 год вновь вознесет актрису на вершину пьедестала (только лишь четыре актрисы удостаивались двух Золотых пальмовых ветвей за всю историю фестиваля: Ванесса Редгрэйв, Изабель Юппер, Хелен Миррен, Барбара Херши), но ей очень хочется этого пожелать: новый фильм "Нимфоманка" уже столь хорошо нам известного режиссера обещает не остаться незамеченным. Ждать осталось недолго.
"АНТИХРИСТ" ЛАРСА ФОН ТРИЕРА
Одним из наиболее скандальных когда-либо участвовавших в основной конкурсной программе кинофестиваля фильмов стало размышление режиссера на тему о природе зла и формировании психологических факторов, которые мотивируют человека к конкретному действию, названное "Антихрист". Первые пять минут фильма подобны созерцанию прекрасной картины, увидеть которую ты мечтал всю свою жизнь: то, как это снято, заставляет зрителя замереть и полностью отдаться созерцанию прекрасного в своем замедленном представлении художественного акта, в котором не самые красивые актеры показаны потрясающе притягательно. Крайне любопытным оказывается тот факт, что зритель не успевает ощутить за эти пять минут падение мира в бездну: только лишь впоследствии он сможет представить тот бесконечный драматизм, который родится внутри героини.
Болезненно бледная и совершенно оторванная от происходящего, она будет пытаться найти в себе силы для того, чтобы преодолеть случившийся несчастный случай, столь необратимый и абсурдный, но вместо этого обнаружит внутри себя неизведанную пропасть, познание которой поразит зрителя своим бесконечным ужасом. На тему потустороннего вселения снято бесчисленное множество фильмов, большинство из которых лишь сводится к сакраментальным размахиваниям крестом и поливанием святой водой над привязанной к койке жертве, и это вызывает скорее желание посмеяться над происходящим, а не сотрясающие сознание конвульсии от обнаружения случайно открытого ящика Пандоры, который ничто уже не сможет закрыть.
Зритель будет окрывать для себя бездну постепенно: подобно путешествию Данте по различным кругам ада к его центру, Ларс фон Триер будет создавать целостный образ антитезиса Бога посредством дрожащих губ, трясущихся рук и пульсирующей артерии, не забывая при этом о внешних проявлениях происходящих изменений: воспоминания, перемещение по застывшему лесу, попытка победить страх постепенно превратятся в медленную игру садиста на нервах зрителя, которому предстоит медленное сглатывание застрявших в горле эмоций и заведомо проигранная борьба с возникающими ассоциациями и кричащим символизмом.
Чрезвычайно важное внимание уделяется психо-эмоциональным ощущениям героини: несвойственные ей раньше чувства и эмоции будут постепенно возникать из скрытых каналов ее сознания: скорбь, тревога, страх станут воплощением внутренней трансформации. И апофеозом всего показанного станет безусловное понимание исключительности Шарлотты Генсбур, символа французского современного кино. Ее специфическая внешность – проходя по улице, вы вряд ли остановите свой расфокусированный взгляд на ее лице – поможет ей реализовать гениальный план режиссера по созданию антитезиса добра.
Так что же движет сознанием человека? Может ли он контролировать Бессознательное? И какая боль страшнее: физическая или эмоциональная? Камерная трагедия о жизни двух людей в интерпретации режиссера превратится, с одной стороны, в еще более узкую и поражающую своим кошмарным восприятием действительности историю о понимании того, что ты являешься воплощением странного образа с рогами, который изображен на картине в туманном лесу, названным "Эдем". С другой стороны, путешествие зрителя не будет ограничено какими-либо видимыми границами: ему самому нужно будет определить пределы познания собственного сознания. Пристегнитесь, отправляясь вперед.
Читайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":