Каннские победители. "Сломанные цветы" (2005, реж. Дж. Джармуш)
drugoe_kino — 26.03.2013 Может ли одно розовое письмо перевернуть всю твою жизнь? Старина Джим Джармуш говорит, что очень даже может, если ты - престарелый одинокий плейбой, похожий на Билла Мюррея, а в письме написано: "Дон, у тебя есть сын и ему уже 19". Вот и каннское жюри, видимо, вспомнив о своей бурной молодости, решило отметить фильм вторым по значимости призом.О ГРАН-ПРИ
Для любого кинолюба или просто интересующегося синематографом, название скучного городишки на Лазурном берегу не просто звук. Это своего рода заклинание, признание в любви и вдобавок пирожок с черникой на сладкое. Канны – это место, которое ежегодно в конце мая приковывает к себе взгляды всего мира и которое больше полувека являет собой вполне себе убедительный и почетный ГОСТ киноновинок. И если американский «Оскар» последние годы все больше имеет маркетингово-политический оттенок и выпекает сенсации на уровне «десять статуэток в одни руки», то пробежавшись по номинантам Каннских фестивалей за прошедшие двадцать лет, скажу однозначно, что это отличная компания совершенно не пустяшных режиссеров.
В грандиозном действии под названием Каннский кинофестиваль немало интересных фактов, историй и курьезов. Скажем, в номинациях самого первого Каннского фестиваля, который намечался на осень 1939 года, соседствовали два фильма: первая штатовская экранизация «Волшебник из страны ОЗ» и советский фильм «Ленин в 1918 году». Или, к примеру ситуация с призом «Гран-при», который по задумке создателей изначально был самой главной наградой, но в 1955 году уступает свое место «Золотой пальмовой ветви», а затем внезапно на десять лет снова становится главным призом. Причина банальна - утрясались авторские права той самой знаменитой золотой веточки. Зато у «Гран-При» подобных проблем не было, поскольку дизайн награды каждый год осуществлял один из уважаемых современный художников.
Так или иначе, с 1975 года финальный дизайн пальмовой ветви был, наконец, утвержден, и Гран-при номинально становится второй по значимости наградой. Но с тех пор однозначно понять, чем отличаются эти две почетные премии, почти невозможно. Может, это знают только лишь хитрые члены жюри, которых на время обсуждения номинантов запирают на три замка, отбирая сотовые телефоны, чтоб никто не узнал заветные имена и не сорвал сенсации. А может и жюри этого не знают. Лично я, потратив немало времени, сравнивая выигравших одну или другую награду, так и не понял системы. Ну, например:
«Золотая пальмовая ветвь»:
1991 «Бартон Финк» Коэны,
1994 «Криминальное чтиво» Тарантино,
2000 «Танцующая в темноте» Триер,
2003 «Слон» Гас Ван Сент,
2004 «Фаренгейт 9/11» Мур.
«Гран-При»:
1996«Рассекая волны» Триер,
1998«Жизнь прекрасна» Бениньи,
2001«Пианистка» Ханеке,
2004 «Олдбой» Пан Чхан Ук,
2005 «Сломанные цветы» Джармуш.
Может быть среди нас есть кто-то, кто раскроет эту страшную тайну?
СЛОМАННЫЕ ЦВЕТЫ
Легенда гласит, что однажды режиссер Джармуш и исполнитель главной роли Билл Мюррей ходили по заповедным дорогам и рассуждали о женщинах. Результатом и явился фильм «Сломанные цветы», который скорее еще больше путает образ женщины, чем объясняет.
Стареющий плейбой Джонстон сидит на диване, равнодушно принимая подарки судьбы, как то покидающая дом очередная блондинка или розовое письмо, в котором одна из давно забытых пассий сообщает, что у плейбоя есть сын и этот сын едет искать папку. Дальше происходит цепь нелогичных событий, которые режиссер совершенно не намерен нам объяснять. А зритель морщится и все время пытается понять – зачем, к примеру, этот Джонсон вдруг слушает сбрендевшего от травы и многочисленных детей соседушку который отправляет его по адресам гипотетических мамаш? Что он может найти, кроме пресного обладания бывшей подругой? Но вот уже Джонсон едет по четырем адресам, женщин подворачивается как минимум вдвое больше – каждую встречную-поперечную унылый взгляд героя Билла Мюррея ощупывает и отслеживает. Но собственно, плейбоистость героя на этом и кончается – выясняется, что он нынче скорее годится на поболтать, чем на секс.
А следом обрубаются все остальные наметившиеся стереотипы жанра – детектив не становится детективом, заявленный жанр «роад-муви» запоминается лишь плешивым затылком на балконе дешевого мотеля. Истории каждой из женщин невнятны, странны и с какой-то очевидной шизоидной составляющей. События происходят сомнительные, множатся встречи, фильм переполняется неловкими паузами и уже очевидно не приведет зрителя к внятному финалу. И думай что хочешь. Скажем, в последний просмотр мне бросилась в глаза линия, которую раньше не замечал – встречая своих бывших, именно Джонсон, а не бывшие, тянется вспоминать «предания забытых дней». И, кстати, может это и есть один из месседжей Джармуша – плейбой Джонсон живет прошлыми победами, а для его подруг он давно уже перестал существовать. Его почти никто не помнит, ему не рады и он отчаянно лишний. Женщины «Сломанных цветов» (может, именно в этом разгадка названия) холодны к нашему герою, и чем больше он погружается в это безразличие, тем неуютнее ему становится. Намечается перекос. Одно дело лежать на диване и думать, что этот мир тебе не нужен, другое дело понять, что и ты не нужен этому миру.
Так вот, отвергнутый и обиженный своими бывшими пассиями плейбой Джонсон начинает обретать черты человека. Он оживает, он просыпается. И вернувшись на свой продавленный дизайнерский диван, ему не остаться шанса быть прежним. Даже открытие, что розовое письмо, возможно, было изначальной фальшивкой, что никто не рожал и не растил сына Джонсона, уже не может остановить желание этого сына иметь. И герой Билла Мюррея выскакивает на улицу своего родного города, он начинает заглядывать в лица подростков и в каждом искать своего родного человечка. Пусть бы эти тетки сидели в своих судьбах, как куры на насесте, стерев его из памяти. Но сын-то может у него быть? Сын, ради которого можно формулировать мысли, открывать рот и, может, купить ему машину. Съездить вместе на рыбалку. Или хотя бы поделиться глотком минералки. Джонсон бегает по городу, Джонсон смотрит по сторонам. И ничего не происходит.
У фильма «Сломанные цветы», как я прочитал, сложилась странная судьба. Мало того, что именно за этот фильм Джармуш получил Гран-при Каннского фестиваля, так вроде бы это кино стало самым кассовым из его фильмов в прокате. Может быть, причина в том, что каждый Джонстон нашел в этом фильме кусочек себя. И тогда так ли уж важно, о чем именно договорились в 2005-ом режиссер и актер. Джимми и Билли.
Читайте другие кинорецензии этого автора
Читайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":
|
</> |