"Кандагар"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
4 февраля на экраны страны выходит новый фильм режиссера Андрея Кавуна "Кандагар", снятый на основе известных событий 1995 года, когда российский грузовой самолет был посажен в Кандагаре талибами. Вчера состоялась помпезная премьера фильма в кинотеатре "Октябрь", а перед этим в ВГТРК пресса и некоторые блоггеры встречались со съёмочной группой.
Историю кандагарского пленения, думаю, все помнят.
Россия поставляла гуманитарную помощь, оружие и боеприпасы правительству Раббани, и рейсы в Кабул осуществлялись достаточно регулярно. Экипаж самолета ИЛ-76, состоявший из семи человек, совершил вынужденную посадку в столице "исламской талибской республики" Кандагаре, и больше года насильственно удерживался вооруженной охраной на территории дома кандагарского губернатора (точнее, в хозпостройках) в условиях, которые трудно назвать человеческими. Все усилия, предпринимавшиеся официальной российской дипломатией, оказались тщетными - на переговоры талибы не шли и от денежного выкупа отказывались. Поначалу цель пленения летчиков была непонятна, но по истечении нескольких месяцев плена их заставили обучать летному делу талибанских "студентов". Видимо, талибы всерьез были настроены обзавестись собственным воздушным флотом и разбираться с кабульским правительством с воздуха.
Командиру экипажа Владимиру Шарпатову было также вменено в обязанность техобслуживание и ремонт самолета, и лётчики регулярно, в разном составе доставлялись на борт (талибы следили, чтобы экипаж никогда не привозили в полном составе - возможность бежать по отдельности, поодиночке пленные для себя исключали). Прошло больше года, прежде чем Шарпатову удалось уговорить похитителей доставить на борт весь экипаж, и на 378-й день пребывания на гостеприимной афганской земле ИЛ-76 взял курс на Шарджу, а оттуда - на Москву.
Владимир Шарпатов. Снимок сделан в Кандагаре (Афганистан, год 1996) - до побега еще несколько месяцев.
«Мы уболтали талибов, что Ил-76 - очень дорогой самолет, которому нужно время от времени проводить профилактику. Причем чтобы досконально проверить машину, нужен весь экипаж на борту. Потихоньку завели двигатель, но афганцы подвоха не учуяли или не ожидали, что мы рискнем лететь. А я на взлете сделал «горку» - резко взмыл вверх, - и все, кто был в салоне, попадали. Афганцы просто тупо рухнули, а наши уже сверху навалились на них, обезоружили и связали. Уходить решили через пустыню на Иран и затем на Объединенные Арабские Эмираты. Чтобы не засекли средства ПВО, приходилось идти на максимально низкой высоте - метров 50 – 70».
Командир корабля и второй пилот Газиннур Хайруллин были награждены Звездой Героя России, остальным дали по ордену Мужества. Сейчас Герой России Владимир Шарпатов уже на пенсии и живет в родной Тюмени. Почти сразу же по возвращении из плена 58-летний командир экипажа был уволен из авиакомпании «Аэростан» по сокращению штатов - весьма показательное отношение государства к собственным героям.... Герой России обратился было в суд, но в восстановлении на работе ему отказали. Правда, в виде компенсации предложили должность ночного сторожа. Шарпатов отказался и вместе с семьей уехал из Казани к сестре в Тюмень, где ему по распоряжению губернатора выделили большую квартиру в центре города. Правда, не так давно Владимир Ильич обратился с просьбой к депутатам облдумы: хотел, чтоб на основании областного закона «О доплате к пенсии Героям Советского Союза, Героям РФ...» ему прибавили к пенсии положенные 460 рублей. Депутаты подумали и отказали.
Фильм, друзья, получился, вопреки моим ожиданиям, вполне смотрибельным и весьма приличным. Единственное отступление авторов от исторической правды - в реале летчиков было семь, в фильме их пять. Командира играет Балуев, второго пилота - Машков (фамилии прототипов в фильме изменены). Получился не примитивный боевичок, а вполне себе психологическая драма. Опять-таки вопреки всем возможным ожиданиям, в фильме нет особо неуместного и раздражающего пафоса, строго говоря, пафосный момент всего один - в сцене, когда у пленников берут интервью журналисты из какой-то международной миссии, на вопрос тупой француженки "Скучаете ли вы по России?", командир экипажа-Балуев после некоторого размышления отвечает: "А мы и есть Россия..."
В фильме откровенно рассказывается о явных косяках тогдашней российской власти, отправлявшей в Афган патроны и оружие по
фальшивым документам, под видом "гуманитарной помощи" - это, кстати, породило дополнительные проблемы во взаимоотношениях пленников с похитителями, породив недоверие.
Мой френд Сергей Варшавчик
![](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Но меня, если честно, поразило другое. В фильме талибанский идеолог говорит, что врагов ислама не спасут ни технологическое преимущество, ни богатство. Европейцев, американцев, россиян ждет неизбежное поражение в битве с силами истинно верующих, потому что богатства и технологии без веры мертвы. Власть идеи сильнее власти денег. Так вот, на встрече со съёмочной группой все в один голос - и режиссер Кавун, и Машков, и Панин, и продюсеры Валерий Тодоровский и Илья Неретин - заявили, что устами талибских идеологов глаголет истина.... :))). Зал слегка прифигел. Даже не знаю, как на это реагировать:)) - испытываю, прямо скажем, смешанные чувства:).
Нас, разумеется, больше всего интересовало, как складывались отношения кинематографистов с прототипами героев. Интересная деталь: кандагарское пленение настолько надломило летчиков, что после освобождения они разбежались по разным углам страны и так и не нашли в себе силы встретиться вновь всем вместе... Шарпатов в ходе съемок достаточно подробно консультировал авторов, но фильма пока не видел. Кстати, Машков рассказал, что его прототип - пилот Газиннур Хайруллин - вчера присутствовал в кинотеатре "Октябрь" на премьере.
Пронзительная, до слез пробирающая музыка, натурализм съемок (фильм, кстати, по понятным причинам снимался не в Афганистане, а в Марокко), яркие, выпуклые характеры, неоднозначность, неодноплановость основной идеи, продуманность каждого кадра, удачные вкрапления документальной хроники - всё это можно отнести к явным достоинствам картины. Авторы избежали многих очевидных соблазнов - нет фальшивого квасного патриотизма, а есть патриотизм не крикливый, не слепящий глаза. Да и талибов можно было показать сплошной массой спустившихся с гор дикарей, как это зачастую делают западные кинематографисты, а в "Кандагаре" талибы очень и очень разные, многие из них с московским университетским образованием:). Честно и без каких-либо прикрас и лакировки показаны люди в экстремальных обстоятельствах, в общем, съемочной группе можно поаплодировать - фильм получился.
Я,
![](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
![](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
А вот кому аплодировать, честно говоря, не очень хотелось - так это устроителям пафосной премьеры в "Октябре". Думаю, все, кто бывал на таких мероприятиях, понимают, о чем я, долго распространяться не буду. Просто есть на кинопремьерах такой момент, как проход звёзд по красной ковровой дорожке. Под фанфары объявляли фамилии кинозвезд и мэтров отечественного кино, а также выдающихся деятелей нашей киноиндустрии по фамилии Оганесян, Карапетян, Дишдишян и т.п. А я с нетерпением ждала, когда объявят фамилию Героя России Газиннура Хайруллина, который пришел смотреть фильм, но почему-то не дождалась:(((... Френды, которые были там, может, я просто прослушала?...