Калининско-Солнцевская линия метро
ruslanviktorov — 12.12.2025

Давненько не было у нас тут метро, сегодня начинаю рассказывать про желтую линию метро Калининско-Солнцевская линия. Длина объединённой линии с 25 станциями от «Аэропорта Внуково» до «Новокосина»(пока не объединили) составит не менее 47 км, что сделает её самой длинной среди радиальных линий в Московском метрополитене и второй по длине среди всех (после Большой кольцевой).
Определение сроков строительства центрального участка «Третьяковская» — «Деловой центр» длиной 6,124 километра с промежуточными станциями «Волхонка», «Плющиха» и «Дорогомиловская» планировалось после 2023 года, когда завершились работы на Большой кольцевой линии, однако уже 13 сентября 2022 года в правительстве Москвы возобновились обсуждения проекта. 26 декабря 2023 года правительство Москвы объявило о поиске технологий для соединения двух линий, при этом проект не предусмотрен утверждённой программой строительства; он носит полуофициальное наименование «Центральный участок Калининско-Солнцевской линии» (ЦУ КСЛ).
В числе причин задержки начала строительства соединения Калининской и Солнцевской линий называют техническую сложность реализации проекта, заключающуюся в необходимости прокладки тоннеля под центром. Как предполагал институт Генплана Москвы, в случае отсутствия официального отказа от проекта соединения он мог остаться нереализованным в пользу появления МЦД-5, однако впоследствии власти Москвы отказались от МЦД-5. Затем проект центрального участка был внесён в обновлённую перспективу развития после 2035 года

«Аэропорт Внуково» — конечная станция Солнцевской линии Московского метрополитена. Располагается в районе Внуково (НАО) под парковками аэропорта Внуково, по которому и получила своё название; Внуково стал первым из аэропортов московского авиационного узла, имеющим прямую пересадку на метро, и первым из подобных в России. Станция открылась 6 сентября 2023 года в составе участка «Рассказовка» — «Аэропорт Внуково». Одна из пяти конечных станций без оборотного тупика. Переход поезда на один из двух главных путей на таких станциях осуществляется через перекрёстный съезд
6 августа 2012 года исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявил, что метро во Внуково может прийти только после 2020 года.

10 сентября 2014 года заммэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин заявил, что власти Москвы подберут площадку для метро во Внукове к концу года.
Согласно проекту Новомосковского административного округа, представленному на публичных слушаниях в феврале 2015 года, продление линии до Внукова было запланировано на 2025—2035 годы с двумя станциями на участке длиной 5,4 км.
1 апреля 2016 года Марат Хуснуллин заявил, что прорабатывается возможность продления Солнцевской линии после станции «Рассказовка» до Внукова.
9 октября 2017 года было объявлено, что разработка документации для продления Солнцевской линии во Внуково может быть завершена в течение полутора лет.
В декабре 2017 года стало известно, что станция, возможно, будет построена в наземном варианте для удобства интеграции с инфраструктурой аэропорта.
В январе 2019 года градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила проект продления Солнцевской линии метро до станции «Внуково», её было решено строить наземной рядом с аэропортом.
В марте 2019 года было принято решение строить станцию подземной. Участок перегона от станции «Пыхтино» пройдёт по крытому метромосту.

22 июля 2020 года в своём твиттере мэр Сергей Собянин вновь сообщил, что станция будет наземной и расположится на территории паркингов перед аэропортом/
11 ноября 2020 года в Комплексе градостроительной политики и строительства города Москвы сообщили, что станцию интегрируют в инфраструктуру аэропорта, а также для неё будет предусмотрен один подземный вестибюль.
10 февраля 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил название станции «Аэропорт Внуково».
По состоянию на март 2023 года, ожидалось, что станцией будут пользоваться более 22 000 пассажиров в сутки.
8 мая 2024 года в Новой Москве были упразднены поселения в пользу новых районов, а также произошёл обмен участками территорий существующих районов с вновь образованными. В результате реформы станция, располагавшаяся на территории района Внуково Западного административного округа, оказалась в одноимённом укрупнённом районе Новомосковского административного округа.
Работы выполнял подрядчик ООО «ИБТ»
2 июня 2022 года завершены работы по проходке первого тоннеля Солнцевской линии Московского метрополитена до аэропорта Внуково.




В апреле 2023 года были планы открытия станции «в начале осени 2023 года».
По состоянию на начало августа открытие станции планировалось 28 августа. По состоянию на конец августа открытие станции для пассажиров предполагается также в начале осени 2023 года.
4 сентября 2023 года был введён режим «Метро» — это означает штатное функционирование всех служб участка, включая движение поездов, но без перевозки пассажиров.
Оборотные тупики за станцией отсутствуют, поезд прибывает на тот путь, с которого и пойдёт обратно. За станцию он не проезжает.

«Пыхтино» — станция Солнцевской линии Московского метрополитена. Расположена в поселении Внуковское (НАО) рядом с жилым массивом «Солнцево-Парк» и деревней Пыхтино, по которой и получила своё название. Открыта 6 сентября 2023 года в составе участка «Рассказовка» — «Аэропорт Внуково». Стала второй полуподземной станцией как на линии, так и в целом в Московском метро после «Мичуринского проспекта»


Согласно проекту Новомосковского административного округа, представленному в феврале 2015 года, продление линии до Внукова было на тот момент запланировано на 2025—2035 годы, с двумя станциями на участке длиной 5,4 км.
9 октября 2017 года было объявлено, что разработка документации для продления во Внуково Солнцевской линии может быть завершена в течение полутора лет.
В начале мая 2018 года руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв заявил, что строительство участка Солнцевской линии до станции «Внуково» начнётся не позднее 2019 года.
В мае 2019 года администрация поселения Внуковское сформировала список предложений по внесению изменений в проект строительства станции метро «Пыхтино» с учётом мнений жителей деревни Пыхтино и микрорайона «Солнцево Парк».
10 февраля 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил название станции «Пыхтино».

8 мая 2024 года в Новой Москве были упразднены поселения в пользу новых районов, а также произошёл обмен участками территорий существующих районов с вновь образованными. В результате реформы станция, располагавшаяся на территории поселения Внуковское, оказалась в районе Внуково


Строительством управляет инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» — оператор программы развития московского метро[.
С конца августа 2019 года велась подготовка к строительству станции, которое началось в феврале 2020 года.
В конце мая 2020 года на станции велось строительство монтажно-щитовой камеры для запуска тоннелепроходческих механизированных комплексов в сторону Рассказовки[.
К середине августа 2020 года на станции полностью завершены работы по возведению ограждающих конструкций котлована.
20 марта 2021 года стартовало строительство левого перегонного тоннеля от станции «Пыхтино» до станции «Рассказовка». 14 мая 2021 года началась проходка правого тоннеля.
К середине мая 2021 года на станции готов котлован, вынесены инженерные коммуникации.
20 декабря 2021 года завершена проходка левого тоннеля до Рассказовки длиной более 2,1 км.
18 января 2022 года тоннелепроходческий щит «Роза» приступил к возведению левого перегонного тоннеля между станциями «Пыхтино» и «Внуково».
2 июня 2022 года завершены работы по проходке первого тоннеля Солнцевской линии Московского метрополитена до аэропорта Внуково.



В июне 2020 года был утверждён проект станции, по которому из-за сложного рельефа одна путевая стена будет глухой — на ней разместится хронологическая лента с чертежами советских самолётов от винтовых АНТ-3 до сверхзвукового Ту-160, а другая будет иметь панорамное остекление. Потолок украшают световые конструкции в виде цилиндров-турбин, а эскалаторный наклон имеет продолжение в виде колодца-раструба. Здесь же было решено разместить модель самолёта Ту-144.

«Рассказовка» — станция Солнцевской линии Московского метрополитена. Расположена в районе Внуково (НАО) у пересечения Боровского шоссе и улицы Корнея Чуковского. Получила своё название по одноимённой деревне. Открыта 30 августа 2018 года в составе участка «Раменки» — «Рассказовка». Колонная двухпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой. Являлась самой западной станцией Московского метрополитена до продления до станции «Аэропорт Внуково», а также самой отдалённой от МКАД подземной станцией в московском метро.


Строительство станции было осуществлено ООО «Строительная компания „ИБТ“». Управляющая компания по строительству станции — АО «Мосинжпроект».

Станция открылась 30 августа 2018 года в составе участка «Раменки» — «Рассказовка», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 222 станции.
8 мая 2024 года в Новой Москве были упразднены поселения в пользу новых районов, а также произошёл обмен участками территорий существующих районов с вновь образованными. В результате реформы станция, располагавшаяся на территории поселения Внуковское, оказалась в районе Внуково

К открытию станции был приурочен запуск проекта «Книги в метро», сделавшего доступными для пассажиров сеть виртуальных библиотек, самая большая из которых расположилась в вестибюле «Рассказовки». Чтобы бесплатно скачать книгу, достаточно считать с помощью камеры гаджета специальный QR-код, размещённый на колонах вестибюля станции. Проект был перезапущен в мае 2023 года, когда на станции стали доступны более 400 произведений русской и мировой классики из бесплатного мобильного приложения «НЭБ Свет» Российской государственной библиотеки

Станция располагается вдоль Боровского шоссе вблизи микрорайона «Переделкино Ближнее» и деревни Рассказовка Новомосковского административного округа Москвы. Имеет два подземных вестибюля с выходами на обе стороны Боровского шоссе; для пересечения Боровского шоссе построен подземный пешеходный переход. К северу от шоссе идёт строительство крупного транспортно-пересадочного узла «Рассказовка», в котором разместится многофункциональный торговый центр и администрация поселения Внуковское, а также жилые площади, детский сад и школа. Два выхода со станции ведут к торговому центру и разворотной площадке ТПУ, три — к жилым домам и остановкам общественного транспорта. Транспортно-пересадочный узел связывает между собой метрополитен, автобусы и будущую линию скоростного трамвая, которая будет вести к платформе Мичуринец, административно-деловому центру в Коммунарке и платформе Бутово. Технологическая часть ТПУ открыта вместе со станцией метро, полностью узел открыт в 2020 году.
Фрагмент ротора тоннелепроходческого комплекса, установленный около входа на станцию
При станции поставлен памятник, состоящий из двух отдельных частей:
скульптурная композиция, изображающая проходчика (метростроителя) и писателя, расположившихся на лавочке, перетекающей в штабель рельс;
фрагмент ротора тоннелепроходческого комплекса «Наталия», который, помимо прочих, строил тоннели и к данной станции.


Архитектурная концепция совмещает декораторский стиль ар-деко и пространство классического читального зала общественной библиотеки. Дизайн станции обыгрывает название деревни Рассказовка, отсылая также к названию ряда ближайших улиц, которые носят имена Чуковского, Ахматовой, Пастернака и других литераторов XX века, и к посёлку Переделкино, где располагались лесные дачи и Дом творчества Союза писателей СССР. Главные элементы интерьера — колонны, задекорированные под «шкафы-картотеку». На лицевой поверхности картотечных ящиков нанесены QR-коды. Пол станции выполнен в виде ромбовидного шахматного рисунка двух типов гранита: тёмно-серый с белым и светло-серый с белым. Путевые стены облицованы металлокерамическими панелями с рисунком в виде корешков книг, а простенки со скамейками для отдыха, расположенные между колонн, — цитатами известных людей. Станция освещается светильниками правильной геометрической формы, а освещение вдоль путей сделано скрытым. Основания колонн и названия станции на путевых стенах также получили архитектурную подсветку.

«Новопеределкино» — станция Московского метрополитена на Солнцевской линии. Расположена под Боровским шоссе между улицами Шолохова и Чоботовской в районе Ново-Переделкино (ЗАО), по которому и получила своё название. Открыта 30 августа 2018 года, как и планировалось, в составе участка «Раменки» — «Рассказовка». Колонная двухпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой. Самая глубокая станция Московского метрополитена мелкого заложения (16 метров), не оснащённая эскалаторами.
История станции начинается в 1973 году, когда Солнцевский (тогда — Киевский) радиус Арбатско-Покровской линии было предложено провести в посёлок Солнцево, только что получивший статус города: предполагалось прохождение линии по нынешнему Солнцевскому проспекту.
Первоначально станция проектировалась рядом с платформой Переделкино. В 1985 году, вместе с появлением проекта скоростных хордовых линий, станция «Новопеределкино» получила новое, сохраняющееся до сих пор, местоположение на перекрёстке Боровского шоссе и улицы Шолохова, а сам Солнцевский радиус стал частью хорды Солнцево — Мытищи.
В начале 2000-х предполагалось, что в Ново-Переделкино будет построена линия так называемого «лёгкого» метро. В 2011 году снова поднимался вопрос о строительстве участка до «Новопеределкино» в период до 2020 года, но в апреле 2012 года взамен станции «Новопеределкино» было предложено продлить в Солнцево Сокольническую линию.
В сентябре 2012 года, после отказа от этого проекта, было решено вернуться к проработке проекта Солнцевской линии. В феврале 2013 года мэр Сергей Собянин поднял вопрос о строительстве «Новопеределкино» к сентябрю 2017 года.

Станция открылась 30 августа 2018 года в составе участка «Раменки» — «Рассказовка», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 222 станции.
Расположение и вестибюли
Станция «Новопеределкино» располагается в районе Ново-Переделкино Западного административного округа Москвы, напротив дома № 36 по Боровскому шоссе, к северо-востоку от пересечения с улицей Шолохова.
Имеется два подземных вестибюля с выходами на обе стороны Боровского шоссе и улицу Шолохова.
На оформление станций «Новопеределкино» и «Солнцево» был организован открытый международный конкурс, в который были включены требования использовать в отделке только российские материалы и уложиться по стоимости работ по оформлению в 5 % от общей стоимости станции. Победитель выбирался комиссией на основе оценок профессионального жюри и результатов опроса жителей Москвы через сервис «Активный гражданин». Проект станции «Новопеределкино» архитектурного бюро «United Riga Architects» под руководством главного архитектора Евгения Леонова, хотя занял и не первое место по оценкам жюри, набрал наибольшее число голосов в опросе и был объявлен победителем. Компания получила право заключить договор с проектировщиком на использование своего архитектурно-художественного решения с ценой 3,5 млн рублей. В марте 2017 года Москомархитектура выдала свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения проекту, в основу которого положена концепция бюро «United Riga Architects». Авторы проекта — группа архитекторов под руководством Евгения Леонова: Александр Дембо, Лива Банка, Антон Гонда, Иван Галица, Лина Плавинская.

Оформление станции стилизовано под убранство теремов и палат старой Москвы. На светильниках при помощи перфорированных металлических панелей имитированы настенные росписи в виде травяных орнаментов, а вокруг колонн вестибюлей размещены световые короба, напоминающие своды палат. Для создания мягкого и рассеянного освещения за перфорированными стальными пластинами размещаются светопроникающие молочные панели со светодиодными излучателями внутри них, которые позволяют менять цвета освещения станции. Проект освещения создан Евгением Леоновым и компанией МДМ-Лайт: Алексей Звягин, Александр Астапенков, Эдуард Жегалин. Платформа отделана плитами из светлого гранита, перемежающимися полосами из тёмного магнезита. Стены станции, вестибюлей, лестниц и переходов облицованы панелями из алюмокомпозита.

«Боровское шоссе» — станция Московского метрополитена на Солнцевской линии. Расположена в районе Ново-Переделкино (ЗАО) у пересечения Приречной улицы и Боровского шоссе, по которому и получила своё название. Открыта 30 августа 2018 года в составе участка «Раменки» — «Рассказовка». Колонная двухпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой.

Станцию изначально планировалось построить на Солнцевской линии, которая бы соединяла Новую Москву со станцией метро «Юго-Западная», но этот проект линии так и не был реализован. К проекту станции вернулись в 2012 году в связи с проектом продления Калининско-Солнцевской линии через центр города и на юго-запад в Новую Москву.
Строительство ведётся силами СП «Минскметрострой», которая занималась в Белоруссии строительством Минского метрополитена.


Станция открылась 30 августа 2018 года в составе участка «Раменки» — «Рассказовка», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 222 станции.
Расположение и вестибюли
Станция располагается на границе районов Ново-Переделкино и Солнцево Западного Административного округа Москвы, между пересечением Боровского шоссе и его дублёра с Приречной улицей.
Имеет два подземных вестибюля с выходами в подуличные пешеходные переходы под Приречной улицей, к 7-му микрорайону Солнцева и на нечётную сторону Боровского шоссе. Павильоны станции оформлены в оранжевом и сером цветах.
На базе станции будет организован транспортно-пересадочный узел «Боровское шоссе». Площадь территории в границах проекта планировки ТПУ составит 14,8 га, территория ТПУ — 11,7 га. Помимо метро, в состав ТПУ войдут остановки наземного общественного транспорта и перехватывающая парковка, а также общественно значимые, социальные и коммерческие объекты.
Продолжение следует.
|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Теперь я точно знаю
Наше старое кино
Фото зимнего марафона 8/60
Из моих наблюдений
Чьими руками застраивался Нижний Тагил в сталинские годы
Ноф а-Галиль
Питер: сено, небо и фонарики
Пафиопедилум. Мир орхидей

