![](/media/images/top/preview/farm2staticflickrcom147325664324810_0ed06e9695_b.jpg)
Калининград: умные жители, отсталые управленцы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://farm2.staticflickr.com/1473/25664324810_0ed06e9695_b.jpg)
Всю прошлую неделю в мире шла европейская неделя мобильности — это акция, призванная обратить внимание на экологию, безопасность и общее развитие городов. Как правило, в эту неделю города по всему миру проводят велопарады, закрывают улицы для движения машин, заменяют парковки газонами и так далее. Цель — показать, что город должен развиваться вокруг человека, а не автомобиля.
Европейские города превращались в парковку примерно полвека назад, даже Амстердам сносил кварталы ради развязок и закапывал каналы землёй ради парковки. После этого начался обратный процесс: ренессанс трамвая, озеленение парковки и так далее. Оказалось, что считать нужно не пропускную способность улицы в машинах, а провозную в людях. Появилась понятная иерархия: сначала пешеход и велосипед, потом общественный транспорт и лишь по остаточному принципу полосы для машин и парковка. Где-то процесс пошёл быстрее, где-то медленнее, но в целом удалось победить пробки, смертность и зависимость жителей от машин.
Но придела совершенства нет, те же европейские города сейчас понимают, что хорошая улица — это здоровая экология и долголетие людей, развитие бизнеса, создание сообщества и прочие прелести (50 плюсов иметь удобный город для пешеходов). Поэтому с каждым годом акция лишь набирает обороты. Например, Париж в пятый раз закрыл движение машин в воскресенье, в Лондоне для автомобилей закрыли 20 км городских улиц — делают всё, чтобы показать дружелюбие города, где главные люди, а не машины.
Но в России что-то пошло не так.
Не перепутайте, вот так было в Лондоне:
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://i.guim.co.uk/img/media/5272d5ad5f1c77c38b1b75f14f0a4d55b4829490/0_0_3500_2333/master/3500.jpg?width=1010&quality=45&auto=format&fit=max&dpr=2&s=e071490dae871a991181780e8db0d15d)
фото David Mirzoeff/PA
Париж:
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://i.guim.co.uk/img/media/60065c691b0ba7bfc9cd95a789eaf280effb3e9b/0_192_5760_3456/master/5760.jpg?width=1920&quality=85&auto=format&fit=max&s=11c2f4b97a43cf7442b210a70e403c7e)
фото Thibault Camus/AP
Брюссель:
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://i.guim.co.uk/img/media/2986f6731e7da923cc5a4710b9eeb184fe34c2df/0_3_2917_1822/master/2917.jpg?width=1920&quality=85&auto=format&fit=max&s=5cbb81e936771f3f813ca28cfbe97e05)
фото Dursun Aydemir/Anadolu Agency/Getty Images
А что у нас? А у нас всё грустно! Когда-то в Москве закрывали часть Бульварного кольца и устраивали праздник ради этого, но это осталось в прошлом. В последние же годы про акцию вспоминают в основном жители и компании, а города стоят в стороне. Итог предсказуемый:
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://pbs.twimg.com/media/Cs-A7pTWgAAYwpJ.jpg:large)
этот же день в 2016
Но не всё потеряно! Ведь главное — это люди. И здесь хочется показать центр Калининграда, где жители сопротивляются варварству чиновников. Это пересечение Литовского вала с Московским проспектом, дом слева — Дом пожарных, часть сохранившегося Кёнигсберга. Этот дом собираются переделать под гостиницы с офисами и привести в порядок — это замечательно, вот только под шумок хотят добавить ещё один ряд и полностью убрать тротуар, а людей пустить через дом.
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/65535/48777228566_ccab11b190_b.jpg)
Это проблемный участок. Строительство улицы Дачной его немного разошьёт, но сейчас Корпорация развития прорабатывает вопрос обустройства арки внутри здания. Тогда можно будет убрать тротуар и сделать полосу для правого поворота. Возможно, такой вариант удастся сделать. Это улучшит ситуацию на перекрёстке.
губернатор области
Это не первых заход чиновников на дом ради машинок, в прошлом его вообще хотели снести ради ещё одной полосы. Вариант с сохранением и аркой менее радикальный, но это жуткий костыль ради сомнительной затеи. Такое можно было бы обосновать при улице в два-три метра, но здесь улица достаточно широкая. Подход «ещё полоса и всё поедет» был популярен примерно в 1960-ых годах, но во всех городах такой метод борьбы с пробками приводил лишь к ещё более серьёзным заторам. Можно вспомнить Садовое кольцо в Москве: его постоянно расширяли последние полвека, с каждым годом пробок становилось только больше, в итоге его сузили и засадили деревьями. Было:
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/65535/48780429846_c5e8f89cce_z.jpg)
Стало:
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/1887/44174835982_1fb50d2e12_b.jpg)
Кроме того, идёт подмена общественного пространства частным: владелец здания сможет закрывать проход через арку, гонять людей и развлекаться иными дозволенными методами. Это как построить на месте сквера торговый центр и сказать, что сможете гулять теперь по магазинам, только масштаб поменьше. И это ради ещё одной полосы на достаточно широкой улице.
Жителей не устраивает, что без их согласия распоряжаются городом и лишают пешеходов тротуара, они решили наглядно показать общественный потенциал места: в выходные на перекрёстке расставили мебель, проводили лекции, сделали веломастерскую, а вдоль Дома пожарных нарисовали лабиринт и велодорожку.
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/65535/48777109631_6178aef603_b.jpg)
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/65535/48777299242_63ff75cc3f_b.jpg)
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/65535/48777300667_1a9d15c7b7_b.jpg)
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/65535/48777110736_b717df285e_b.jpg)
фото Рубана Александра
Люди молодцы, потому что им не всё равно и борются за комфорт своего города. Когда-то подобное проходили жители Амстердама, и сегодня все мы знаем результат борьбы. Усилиями дорожных оптимизаторов Калининград уже почти лишился трамвая, превращён в парковку и перемещаться по городу пешком почти невозможно — в мэрии давно доказали, что Калининград лишь географически находится в Европе. Без подобных напоминаний от жителей всё станет только хуже:
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/65535/48776759343_ba37ee5068_b.jpg)
фото Рубана Александра
Предложение расширить проезжую часть — глупое и вредно. Такое решение кажется интуитивно правильным со стороны пользователя машины: не хватает места на парковке — виновата парковка, затор перед светофором — виноват светофор и пешеходы, улица не едет — нужно просто сделать ещё одну полосу.
Многие города уже совершали эту ошибку в прошлом, но добром это не кончилось ни в одном из случаев. Даже в США, где сносили целые районы ради развязок и добились 100 кв.м. на одну машину, всё плохо — из-за постоянных рабочих поездок из пригорода и обратно в 50 крупных агломерациях США общество ежегодно теряет $107 миллиардов.
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://farm2.staticflickr.com/1457/25844000742_40270392bf_b.jpg)
К вопросу транспорта нужно подходить исходя из геометрии и математики — места мало, а проехать хочет много людей. С учётом этой страшной правды, города сегодня поворачиваются лицом к пешеходам и общественному транспорту, которые занимают в разы меньше места. Простая городская математика:
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/942/43660450052_6553ef0121_z.jpg)
Если у вас на улице пробка из машин, то нужно делать автобусные полосу или даже строить трамвай — габариты улицы остаются прежними, зато провозная способность вырастает в десятки раз. У людей же появляется выбор: стойте в пробке в своей машине или выбирайте общественный транспорт, экономя деньги и время. За счёт этого город становится справедливым и доступным, а общественный транспорт получает приток пассажиров и требует меньше субсидий на свою работу. Так что если чиновники правда хотят победить пробки и сделать Калининград лучше, то вместо глупого уничтожения тротуара лучше пусть сделают выделенку — места там достаточно уже сейчас. В будущем же хотелось бы увидеть там быстрый и современный трамвай.
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/65535/48777228706_96fce82d37_b.jpg)
Московский проспект в германское время
Поделиться записью:
Посты по теме:
Транспортная близорукость в Калининграде
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://live.staticflickr.com/1612/25664366590_31a3689f07_b.jpg)
Калининград: уже не Россия, ещё не Европа
![Калининград: умные жители, отсталые управленцы Калининград: умные жители, отсталые управленцы](https://farm2.staticflickr.com/1516/25336217163_94f71bc469_b.jpg)
|
</> |
![](/media/images/top/preview/farm2staticflickrcom147325664324810_0ed06e9695_b.jpg)