Калиныч, Дед Мороз и Ветхий Завет
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В Москву с Донбасса и Северодвинской губернии. 1920-30-е гг.
![ÐоÑÑÑÐµÑ Ðалинина. ÐеÑаллогÑаÑÐ¸Ñ ÐоÑÑÑÐµÑ Ðалинина. ÐеÑаллогÑаÑиÑ](/images/main/kalinich-ded-moroz-i-vethiy-zavet-80aaf8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vykhochetepesen/88141962/387147/387147_original.jpg)
Среди писем двадцатых-тридцатых годов частенько встречаются упоминания о письмах, посланных Михал Иванычу Калинину. Отправители надеются на ответ, гадают, дошло сообщение или не дошло, прочёл ли его Калинин самолично или же ему докладывают писари и помощники.
Отсюда можно заключить, что обращения к всесоюзному старосте были массовыми и посылались по самым разным поводам. К сожалению, крестьяне и рабочие не имели обыкновения оставлять копии своих писем, и поэтому текстов посланий всесоюзному старосте в личных архивах не попадается. Зато оригиналы сохранились в государственных архивах, в личных фондах руководителей партии и правительства. Фонд Калинина насчитывает тысячи писем, из которых хочется привести несколько, от ребят и взрослых с разных концов страны.
23 марта 1936 г.
Здравствуйте тов. Калинин.
Я, пионер Дон[басской] области Старо-Каранского р-на
Ст[аро]-Кар[анской] средней школы Коля Барбар, шлю вам своё
художество, сделанное мною.
Мне больше всего интересуется рисовать портретов своих вождей. Я
научился рисовать не от своих преподавателей по рисованию, а начал
был рисовать до школы, когда мне было лет 7. Я организовал при
школе кружок юных художников и руковожу им сам. Я рисовать учился
самоучкой.
Я хочу в 8-й кл[асс], учусь хорошо, отца нет, мать старая.
Материала для рисования у меня нет, как, напр[имер]: бумаг, красок,
разноцветных карандашей и т.д., есть только одна тушь чёрная и
простой чёрный карандаш.
![РиÑÑнок Ðоли ÐаÑбаÑа РиÑÑнок Ðоли ÐаÑбаÑа](/images/main/kalinich-ded-moroz-i-vethiy-zavet-a99612.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vykhochetepesen/88141962/387437/387437_original.jpg)
У меня в комнате висят все портреты наших вождей.
Хочу развивать свой талант и передать своим товарищам.
Я хочу быть таким художником как товарищ Бродский*. За не имением
средств для дальнейшего развития своего таланта и, не имея ни какой
помощи со стороны наших руководителей, и я вынужден оставить свой
развивающийся таланта.
Ведь мы будущие строители соц[иалистического] общества.
Шлю вам портреты тов. Калинина, Сталина, Андреева.
С пионерским приветом
Коля Барбар.
(РГАСПИ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 612. Л. 7-7 об. Публикация Анны
Кочетовой)
* Исаак Израилевич Бродский – российский и советский художник, ученик Ильи Репина, директор Всероссийской Академии художеств. Автор многочисленных портретов Ленина, Сталина и историко-революционных картин.
![Ð. Ð. ÐÑодÑкий. Ð. Ð. ÐÑодÑкий.](/images/main/kalinich-ded-moroz-i-vethiy-zavet-764931.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vykhochetepesen/88141962/387990/387990_800.jpg)
Во избежание горячих дискуссий, скажем сразу, что реальная фигура Михаила Ивановича в данном случае нас не интересует. Поэтому захватывающие сюжеты из серии «показать всё, что скрыто», вроде — Калинин и балерины, Калинин и евреи, Калинин-лакей и т.п. мы оставляем за рамками нашей заметки. Знаем и помним о тяжёлой судьбе жены Калинина Екатерины Ивановны Лоорберг, оказавшейся вдруг «террористкой» и отправившейся на лесоповал в Вожаель, но всё же оставим пока биографию «президента СССР» и историю в стороне.
Нам гораздо интереснее архетип «скорого помощника» и чудотворца, к которому обращаются ребята.
В двадцатые годы в Советской России празднование Рождества и новогодняя ёлка были объявлены религиозными пережитками. На этом фоне Михаил Иванович по сути стал реинкарнацией святого Николая Миркилийского, покровителя детей. Или же — большевистским дедушкой Морозом, старым мудрым рабочим в очках и пиджаке. Придворный пиит Михаил Исаковский услужливо проталкивает этот образ в народное сознание:
Он с нами разговаривал
До утренней зари —
Простой рабочий питерский,
Крестьянин из Твери.
Для каждого хорошее
Он слово находил,
С прямой дороги ленинской
Нигде не своротил.
![РождеÑÑвенÑÐºÐ°Ñ Ð¾ÑкÑÑÑка. ÐаÑало ХХ в. РождеÑÑвенÑÐºÐ°Ñ Ð¾ÑкÑÑÑка. ÐаÑало ХХ в.](/images/main/kalinich-ded-moroz-i-vethiy-zavet-358af5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vykhochetepesen/88141962/388100/388100_800.jpg)
Именно ему адресуются теперь детские предрождественские просьбы о подарках:
Михаил Иванович Калинин,
шлю я тебе сердечный привет, я тебе пишу, что мне охота почитать книг, но их нет, всё надо купить. Пожалуйста, не пошлешь ли мне книг. Неужели не пожалеешь сироту и не пошлешь книг. Пошли книг, которые пополезней крестьянскому хозяйству, хотя я еще не в силах зарабатывать на хлеб.
Мой адрес: П.О. Жар. С-двинской губ., Нюксенского района, Городешинского с/с, деревня Слобода. Николаю Семеновичу Шулеву.
(РЦХИДНИ (Ф. 78).
Для взрослых же Михаил Иванович выступает в роли «народного заступника», святого Николая Угодника, защитника невинно осуждённых и избавителя от внезапной смерти.
![Ð.Ð. Репин. Ðиколай ÐиÑликийÑкий избавлÑÐµÑ Ð¾Ñ ÑмеÑÑи ÑÑÑÑ
невинно оÑÑждÑннÑÑ
. 1888 г. ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй Ð ÑÑÑкий мÑзей. Ð.Ð. Репин. Ðиколай ÐиÑликийÑкий избавлÑÐµÑ Ð¾Ñ ÑмеÑÑи ÑÑÑÑ
невинно оÑÑждÑннÑÑ
. 1888 г. ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй Ð ÑÑÑкий мÑзей.](/images/main/kalinich-ded-moroz-i-vethiy-zavet-254062.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vykhochetepesen/88141962/388542/388542_original.jpg)
Михаил Исаковский снова вещует:
К нему и днем и вечером
Со всех концов земли
За ленинскою правдою
Мы ехали и шли.
И радости и горести
Вручал ему народ:
Калиныч, мол, обдумает,
Калиныч разберет.
В эпоху масштабного государственного переустройства страны — пострадавших, как виноватых, так и безвинных, было много, а потому запрос на внесудебную, моральную справедливость не ослабевал. Возможность личного обращения за заступничеством к Михаилу Ивановичу, либо через московскую приёмную, либо в письме — позволяла канализировать раздражение и недовольство граждан решениями власти и сохранять важную обратную связь с народом.
![Калиныч, Дед Мороз и Ветхий Завет Калиныч, Дед Мороз и Ветхий Завет](/images/main/kalinich-ded-moroz-i-vethiy-zavet-993e6f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vykhochetepesen/88141962/388897/388897_original.jpg)
Многоуважаемый т. М.И.Калинин.
Вы нам говорили, что агенты ГПУ достойные уважаемые граждане,
которые везде должны быть почетными гостями, как защитники
рабоче-крестьянской власти.
После Вашего отъезда стали Вашу речь обсуждать и решили Вам
сообщить, что Вы, вероятно, не знаете. Мы знаем про агентов ГПУ
столько, что можно написать целый том.
Для начала решили написать Вам о следующем: есть у Красных Ворот
пивная, где бывают агенты ГПУ, пьют и откровенно торгуются о
взятках. Так следователь Муратов и Линде на наших глазах
торговались с родственниками арестованного нэпмана Жеребина и
требовали 15 000 рублей, а им давали 10 000 рублей. Пьяные они
хвастались, что могут любого арестованного освободить, а кого
захотят выслать в Нарым.
Когда мы стали говорить между собою, то набралась целая уйма дел —
одно лучше другого.
14.Х.1925
г.
М.Иванов
(РЦХИДНИ (Ф. 78. Публикатор Владимир Яруга).
Памятен эпизод из жития святого Николая, когда в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельных канатов и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь. Многочисленные обращения к Калинину по поводу судеб тех репрессированных, с которыми оборвалась переписка, иллюстрируют эту веру родных и близких в чудо внезапного возвращения сого света и их потребность в последней надежде.
![ÐжÑзеппе ÐогаÑи (Giuseppe Nogari). ÐпоÑÑол ÐеÑÑ. 1743 г. ÐжÑзеппе ÐогаÑи (Giuseppe Nogari). ÐпоÑÑол ÐеÑÑ. 1743 г.](/images/main/kalinich-ded-moroz-i-vethiy-zavet-cbab56.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vykhochetepesen/88141962/389500/389500_original.jpg)
Более того, Михаил Иванович приобрёл некотором образом сходство со святым Петром у врат небесных, которому слышен глас смертных с земли. Он способен направить их просьбы далее на Высший суд, к божественному престолу, сиречь Вождю всех народов, с которым Калинин по старой памяти на короткой ноге.
Лети ж, письмо приветное,
Лети над всей страной.
Снеси в Москву Калинину
От нас поклон земной
От всех больших и маленьких,
От жен и стариков,
От нынешних колхозников,
От бывших мужиков.
(М. Исаковский)
Как видим, образ Калиныча многослоен, имеет несколько ипостасей и чрезвычайно нагружен религиозным символизмом.
Совсем не удивляет, что вместо пасхального кулича или знакомой церковной облатки (хостии), символизирующей тело Христово, советским детям предлагалось причаститься карамелью фабрики Моссельпрома, буквально вкусив святости Калинина.
![Калиныч, Дед Мороз и Ветхий Завет Калиныч, Дед Мороз и Ветхий Завет](/images/main/kalinich-ded-moroz-i-vethiy-zavet-3ad8e6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vykhochetepesen/88141962/390122/390122_original.jpg)
Словно доверительно исповедуясь, уже знакомый нам сирота Николай Шулев из дальней северной деревни за Сухоной счёл нужным сопроводить свою просьбу к Калинину о присылке книг собственными стихами и «рассказами из своей головы».
Приведём тут один из них, очевидно, автобиографического характера:
Рассказ как жил Еремка-Еремей
Еремке было 12 лет. Он остался без отца, с одной матерью. Отец у Еремки убит на войне. Землю отобрали, пришлось ходить Еремке по миру. Одна была радость у Еремки — это лошаденка. В одно утро Еремка с матерью поехал просить милостыню, в дороге лошадь пропала. Мать с тоски залегла, слегла в больницу. Еще больше стало заботы на сердце у Еремки. Ходил Еремка по деревням, спал украдкой в сараях. Однажды пришел с работы Еремей, лег отдохнуть у хозяина и заснул. Крепко спал. Снилась Еремке его мать здоровая, отец приехал и хочут ехать в город. Еремка как с радости закричит: мамка, тятька, я по базарам там ходить буду! И пробудился, а перед ним стоит хозяин, он говорит: «Эх, парняга, вести плохие пришли, мать твоя померла». Еремка помутился, упал лицом и заплакал. Когда опамятовался, задумал думу: наверно, придется и мне помереть. Нет, я не должен помирать, я пойду в город. Взял худые лапти, катанки и отправился. Отошел он от своей деревни и посмотрел на нее. «Прощай, прощай, милая деревня». Пришлось ночевать в кустах в яме, а страшно ему. Есть охота. Наутро Еремка подходил к станции. А когда настал вечер, на станции добылся электрический фонарь. Еремка забрался в казарму, прижался в углу и заснул крепко.
С фонарём, то бишь с благоприобретённым светом истины, герой рассказа Ерёмка готов к странствию во внешний мир. Имя его напоминает нам о ветхозаветном «плачущем» пророке Иеремии, который ещё в молодости осознал своё предназначение. Иеремия предрекал разрушение Иерусалима и пророчество его исполнилось.
И тут фигура Михаила Ивановича, на суждение которого вынесен рассказ, перерастает уже христианские традиции и приобретает нешуточный масштаб Ветхого Завета. Ибо наставник и вдохновитель Иеремии — сам бог древних евреев Яхве (Иегова).
![ÐеÑÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑазвалинаÑ
ÐеÑÑÑалима ÐеÑÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑазвалинаÑ
ÐеÑÑÑалима](/images/main/kalinich-ded-moroz-i-vethiy-zavet-28f6b0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vykhochetepesen/88141962/390551/390551_original.jpg)
Однако, пожалуй, хватит символизма. Писем к Калинину достаточно, и читатель сам при желании может поискать иные мифологии и смыслы.
Автор же от души поздравляет читателя с Рождеством и Новым годом и искренне желает ему счастья и исполнения желаний, несмотря на всегда непростые и трудные времена!
И до новых встреч!
А Михаил Иванович, кстати, после реабилитации на государственном уровне ёлки в 1936 году явился пред народом в новой ипостаси евангелиста — носителя «благой вести»**, то бишь Новогоднего обращения партии и правительства, ставшего ныне уже традиционным.
**Благая весть — перевод греческого слова Евангелие (греч. εὐαγγέλιον). Радостная весть о возможности спасения и примирения с Богом для каждого человека.