Калиф-аист и общий культурный контекст

топ 100 блогов queyntefantasye18.10.2019 Вчерашний пост неожиданно привлек внимание масс, причем почему-то вызвал у некоторых незнакомцев раздражение и даже негодование. Я и не предполагала, что на мою песню акына "мне в детстве подумалось, что это сказка из Тысяча и одной ночи, а она нет" будет реакция общественности.

Реакция общественности была следующей:

1) "Можно спросить: а зачем это нужно было выяснять? Если речь о книжке, то на обложке написано имя автора, а если речь о мультфильме, то там в начале тоже указано."

2) "Надо же, какая новость. А Сказка о золотой рыбке -не русская народная. И оно себя филологом еще называет."

3) "Простите меня. Узнать в таком возрасте, что "Калиф-аист" это сказка Гауфа, это настолько сильно в моем понимании... Я Вам даже завидую. Вам еще столько предстоит узнать, я думаю... столько открытий впереди..."


Мне кажется, у этих комментариев есть некая общая позиция: смутное чувство, что не просто стыдно чего-то (предположительно) общеизвестного не знать, но должно быть стыдно в этом признаваться. И если первый комментатор просто удовлетворился риторическим вопросом в смысле "зачем вообще это было узнавать, если и так все известно", то далее уже последовало обычное про "как этого можно было не знать" и профнепригодность.

Возможно, я слишком глубоко анализирую, но мне это кажется любопытной иллюстрацией к некоторым тезисам Алексея Юрчака в монографии "Это было навсегда, пока не кончилось" (я знакома только с более ранней английской версией). В частности, Юрчак пишет о важности общего культурного контекста для последнего советского поколения, о культуре цитатности и об использовании этого общего контекста для маркировки "своих" и "чужих". В случае с постом о "Калифе-аисте" мы видим, что люди, читая какой-то совершенно проходной пост в жж о том, что кто-то их культурный контекст не разделяет, испытывают достаточно сильные чувства для того, чтобы пристыдить автора поста. Тут особенно интересен последний комментарий, который начинается с извинения (то есть подразумевая, что он должен быть обиден), и далее сообщает обиняками, что если мне не было известно авторство этой сказки, то, должно быть, мне вообще мало что известно.

Пользуясь этим случаем, я признаюсь, кроме того, что мне также до вчерашнего дня не был знаком фильм "Калиф-аист" 1968-го года, и если бы не друг В., я бы так и не узнала, что там творчески переработана песня Битлз "Can't buy me love":

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Официальный днем рождением ансамбля является дата первого концерта - 6 марта 1967 года, а уже через год песни "Камертона" зазвучали на радио. Участники коллектива - выпускники ...
По состоянию на утро 20 января на Европейской площади остается не более сотни ультраправых "евроинтеграторов", сообщает корреспондент «Украинской правды», получивший вчера вечером здесь легкое ранение резиновой пулей. Они продолжают время от времени – как бы в виде развлечения – бросать ...
Срочные работы с перфоратором в полночь или необходимость прослушивать Стаса Михайлова именно на самой высокой громкости – это ещё ничего. Топающие дети со временем вырастают, лающие собаки умолкают после прогулки, а гулянка по случаю дня рождения случается только раз в год. При умении ...
Обычно я жалуюсь в Фейсбуке, когда в ЖЖ проблемы. Сейчас пожалуюсь наоборот. Со вчерашнего вечера ФБ глючит. Только у меня? Я, например, не могу открыть свой аккаунт http://www.facebook.com/avmalgin . Это только у меня ...
Понятно, что Украина взрывать Каховскую ГЭС не будет. Это вызовет затопление украинских территорий, прекращение орошения части Херсонской области, конец электрогенерации. Плюс это дорога для ЗСУ для освобождения украинской земли. Но почему это планирует сделать Россия? Ведь это конец ...