о том, как св. Гильда Премудрый простил короля Артура, а потом вернул ему
queyntefantasye — 19.09.2019 Гильда Премудрый (Gildas), как известно, был первым историком бриттов. Жил он в шестом веке, и известен сейчас в основном своей длинной работой "О падении и завоевании Британии", в котором он, с многочисленными отсылками к Библии, сокрушается о завоевании Британии саксонами, а также о падении нравов (которое, подозревает Гильда, неминуемо приведет к дальнейшим божьим карам). Так вот, Гильда короля Артура не упоминает, хотя рассказывает как о раз о предполагаемом времени его исторического существования. Вместо этого он говорит о некоем Амвросии Аурелиане, потомке высокопоставленных римлян, который возглавил бриттское вооруженное сопротивление и привел их к победе.Этого Амвросия, конечно, можно рассматривать как раннюю версию Артура, т.к. роль он играет примерно такую же. Впрочем, к девятому веку у псевдо-Ненния в "Истории бриттов" Амвросий и Артур фигурируют как собратья по оружию (не исключая возможности, что Артура туда добавили позже, т.к. самые ранние сохранившиеся манускрипты были созданы в 11-м веке). Но не суть.
А суть в том, что Гильда Премудрый за свои заслуги как историк и служитель церкви был после смерти признан святым, и даже некоторые его мощи сохранились по сей день. Ну и натурально, где святой, там и его житие. У святого Гильды их было целых два: одно раннее, девятого века, другое попозже, двенадцатого, авторства Карадога из Ланкарфана.
Из этого жития мы узнаем, что св. Гильда одним из двадцати четырех сыновей шотландского короля. С раннего возраста показал он способности к учению, а также большую склонность к религиозной жизни. Вскоре он переправился в Британию, а потом в Ирландию, где продолжил обращать население в истинную веру и т.д.
А в Британии, пишет Карадог, был в это время королем Артур,которого Гильда, как и полагается святому, неимоверно любил и которому он всегда был послушен. Но между тем двадцать три брата Гильды эти чувства не разделяли, Артура признавать королем отказывались, и вместо этого гоняли его то из леса, то с бранного поля. Особенно отличился старший брат с мелодичным именем Хуеил, который постоянно залетал из Шотландии, чтобы что-нибудь поджечь или спереть. Это, понятное дело, страшно не нравилось Артуру, тем более, что местные жители любили Хуеила и видели его своим будущим королем. Пришлось Артуру Хуеила убить, во избежание.
Св. Гильда, понятное дело, был всем этим делом страшно опечален. И как раз ему надо было по делу заехать в Британию, подарить епископу один замечательный колокол. На предполагаемые разборки собрались все крупные церковники Британии, плюс Артур и его двор, но св. Гильда простил Артура и поцеловал его в знак прощения, из-за чего Артур раскаялся, разрыдался, принял епитимью, назначенную церковниками, и после начал вести новую жизнь (и вел ее до самой смерти).
Не обошлось в этом жизнеописании и без Гластонберийского аббатства - ну куда же без него. Спасаясь от пиратов с оркнейских осторов, которые постоянно у него воровали мебель и слуг, св. Гильда переехал в Гластонию. Там как раз случайно томилась в плену королева Гвиневра, которую украл у Артура злодейский король Мельвас (он же Мелеагант у Кретьена де Труа), и спрятал там в болотах, а тиран Артур уже год как стоял, со всеми своими войсками, оцепив болота, и всячески нарушал спокойствие. Пришлось аббату со св. Гильдой мирить королей и возвращать Гвиневру на место, но зато уж потом помирившиеся короли сходили вместе с ними помолиться деве Марии, а также (важно!) подарили аббату много разных земель с обоих сторон.
Потом св. Гильда умер, а мощи остались: мощи в аббатстве, дева Мария в храме, Бог на небесах, а у аббатства земли и паломники.
"Кто читает, тут пусть поправит; так желает автор."
P.S. А вот тут можно насладиться иллюстрацией во французском манускрипте начала четырнадцатого века, в которой св. Гильда с книгой в руках наставляет ученика.
|
</> |