Какой отличный, но при этом...

Отлично сделано. Завораживает. Но мимо кассы. Либо выглядит неплохой исторической реконструкцией. А в чём проблема?
Дело в том, что изменился классовый состав общества и, соответственно, производственные отношения. Да, и закабаление выглядит, скорее, как наркотическая привязанность к потреблядству, чем, собственно, страдания от беспощадной эксплуатации. Да, я встречал в своей практике сверхэксплуатацию. Более того, я, как строитель, постоянно в ней пребываю. Моя жизнь ритмична: сверхэксплуатация пока сдаётся объект, потом отдых в межсезонье, в ожидании когда подвалит новый повод для напряга. В чём отличие от классической эксплуатации? За надрыв мне платят. Да, я попадал пару раз в ситуацию, когда прокинули. Но, скажем так, здесьслились помесь рока с "сам недоглядел". Ничто не мешает мне забить на эту сверхэксплуатацию и уйти на более спокойную, хотя и менее оплачиваемую работу. Вместо меня найдут другого буратино, который будет надрываться ради чего-то.
Это о чём говорит? О том, что сейчас рабочей силы принципиально больше, чем потребно рынку. С другой, есть (по крайней мере, так было до недавнего времени) широкий диапазон занятий, которые гарантирую человеку прожиточный минимум. А в развитых странах существует целая система пособий, которая позволяет индивиду, вообще, ничего не делать.В России до такого, по большому счёту, ещё не дошли, но занятий, где ты производишь меньше общественного продукта, чем потребляешь - достаточно.
То есть от реальной сверхэксплуатации человек всегда мог уйти и, соответственно, уходил, заменяясь на дешёвую рабсилу из ближнего забугорья (ну, на самом деле, не очень дешёвую, но относительно послушную). Так рождается консьюмериат - люди, которые производят меньше, чем потребляют. Это очень широкий термин, включающий в себя множество страт и ситуационных обстоятельств. Градации существовало, пожалуй, три. В развитых странах вполне хватало (опять же до поры до времени) ресурсов, чтобы консьюмериат сидел на пособиях и банально потреблял услуги местно и глобально бизнеса; в России консьюмериат делал вид, что работает, а власть предержащие делали вид, что ему платят (ну, на пивасик и телевизор хватало); в странах Третьего мира - это лишние люди, которые сушествуют в рамках натурального хозяйства, криминала и эмиграции.
Так, вот, в тучные нулевые путинская Россия достигла свого расцвета за счёт того, что гарантировала большинству населения возможность пребывания в непритязательном, но и необременительном консьюмериате. Здесь нет никакой эксплуатации в широком смысле этого слова - здесь всё добровольно. Что, по большому счёту, всех устраивало.
Правда, потом случился кризис. Я не буду сейчас рассказывать о его причинах, которые носят как внешний, так и внутренний характер. Однако ресурсы для поддержания прежнего состояния вещей закончились. Соответственно, пошёл "по ветру" общественный договор о том, что народ в России может потреблять больше, чем производить (в реальности все мы жили на нефтяную ренту). Ну, а так как производств в России, помимо нефтегаза, особо-то и не осталось, то основные массы населения выглядят банально лишними. Робяты, вас не то чтоб не хотят эксплуатировать. Просто на всех не хватит места, где это можно осуществлять.
Поэтому складывается специфическая ситуация. Да, там, где это возможно сверхэксплуатация постепенно нарастает, хотя подчас это принимает просто гротескно-комические формы. А для остального населения подходит, скорее всего, определение дойного сословия. Мало того, что элиты сокращают возможность потреблять ничего не производя (да и производя тоже), так к тому же они принялись выжимать те ресурсы, которое население аккумулировало в тучные годы. Поэтому речь идёт не об эксплуатации, а, скорее всего, об ограблении. Причём, не столько заработанного (большая часть населения не забываем всё-таки консьюмериат) - сколько наследия давно почившего СССР, где все граждане были его пайщиками. Впрочем, это заслуга дедов и прадедов. Большинство из современных россиян к этому не имеют ни малейшего отношения. Поэтому не не могут понять, что их обносят в чистую. Что не заработано потом и кровью, то не слишком ценится.
Вот это и не понимают современные левые. Лишних людей очень сложно эксплуатировать, потому что они никому не нужны. Про них забывают и они сами умирают на обочине истории (если не сумели сбежать в очередной Прадайз). Но можно дать им цель. Причём, камлание на аморфный Коммунизм не канает. Это должен быть конкретный план действия, чётко привязанный этикой к современной картине мира. Тогда это будет стучать в сердца людей.
Как-то так.
|
</> |