Какой могла быть несостоявшаяся экранизация BioShock
kiri2ll — 29.05.2020 В таком далеком 2007 году компания 2K Games выпустила игру BioShock. Она получила отличные оценки в прессе, пользовалась большой популярностью среди игроков и со временем обзавелась рядом продолжений. Неудивительно, что на успех BioShock быстро обратили внимание в Голливуде. Уже в 2008 году компания Universal приобрела права на ее экранизацию.Кресло режиссера проекта занял Гор Вербинский, чья карьера тогда находилась на пике — в 2006 и 2007 годах вышли снятые им продолжения «Пиратов Карибского моря», суммарно собравшие два миллиарда долларов в мировом прокате. Сценаристом стал Джон Логан, известный публике по «Гладиатору», «Последнему самураю» и «Авиатору» (также на его счету была написанная под Шварценеггера нереализованная версия«Я - легенды»). В итоге, проект так и остался на бумаге. За последующие годы в сеть утекли многочисленные концепты и раскадровки некоторых сцен, но сам сценарий Логана оставался на уровне общих разговоров. Но недавно это изменилось. Так что, теперь я могу поведать о том, что же представлял из себя сюжет несостоявшейся экранизации.
Перед тем как начать разбор, отмечу что, к сожалению, лично я не так и не поиграл в BioShock. Мое знание игры исчерпывается общей информацией о ее основах и сюжете, а также несколькими разговорами с людьми, которые в нее играли. Также скажу, что прочитанная мной версия сценария Логана датирована 20 мая 2009 года и насчитывает 118 страниц. Сценарий экранизации BioShock открывался сценой выпускного в 1960 году. В толпе радостных студентов мы видим хмурого молодого человечка по имени Джек. Он сам не знает, чего хочет от будущего — но уж совершенно точно не идти по стопам своего отца и провести оставшуюся жизнь в похожем на тюремную камеру офисе. Устроив скандал, Джек покидает семью и садится в самолет, летящий в Барселону. Во время полета Джек начинает разворачивать прощальный подарок матери, после чего происходящее сменяется весьма сюрреалистическим флэшбеком из его прошлого. Джек приходит в себя от удара. Самолет, на котором он летел, упал в Атлантический океан. Джеку удается выбраться из тонущего самолета (при этом нам мимоходом показывают мертвую стюардессу, во лбу которой зияет пулевое отверстие). Наш герой замечает сооружение, напоминающее маяк. Доплыв до входа, Джек находит внутри автоматизированную батисферу. Она совершает погружение и отправляется в огромный подводный город под названием Восторг (Rapture). Во время спуска, с Джеком связывается некто по имени Атлас и обещает прислать человека, который все ему объяснит. Но как только Джек попадает в Восторг, проводника утаскивает скрывающееся в темноте существо и протагонист снова остается в одиночестве. Не имея возможности вернуться на поверхность, Джек начинает исследовать город и быстро понимает, что в нем произошло что-то страшное. Одно за другим он обходит ряд некогда роскошных, а сейчас полуразрушенных помещений и находит несколько тел. Время от времени Джек слышит раздающийся из установленных по всему городу громкоговорителей голос. Это Эндрю Райан — гений и промышленник, после завершения Второй мировой построивший Восторг как убежище для великих художников, ученых и мыслителей, где по его задумке они смогли бы свободно творить, создавать новые шедевры и совершать революционные открытия.
В одном из бесконечных коридоров Джек встречает женщину с окровавленной коляской. Она говорит, что кто-то забрал ее ребенка. В этот момент на нее нападает сплайсер — человек, превратившийся в монстра из-за чрезмерного употребления вещества под названием АДАМ. Оно способно излечивать любые раны и болезни, но при этом вызывает наркотическую зависимость, а в больших дозах приводит к необратимым мутациям. Сплайсер убивает женщину и собирается прикончить Джека, но тут героя спасает Атлас. Вот детальнейшая раскадровка этой сцены.
В итоге, сплайсеры загоняют героев на кухню. Чтобы спастись, Атлас принимает АДАМ и дает Джеку второй шприц, сопровождая это фразой «Будь любезен, прими наркотик». Герой употребляет вещество, которое намного его усиливает его силу и агрессию. В результате, Джек устраивает кровавую баню, убивая монстров и получая от этого удовольствие. Придя в себя посреди кучи мертвых сплайсеров, потрясенный случившимся Джек решает идти к «Дарам Нептуна» — портовому комплексу, где с ним ранее договорился встретиться Атлас. По пути герой впервые видит маленькую девочку (одну из т. н. маленьких сестричек), которую охраняет огромный робот, называемый Большим папочкой. Потом он проходит через лабораторию находящегося явно не в себе пластического хирурга Штаймана. Затем встречает Руди — слегка безумного (как, впрочем, и все в этом городе) билетера. Он соглашается помочь Джеку и довести его до «Даров Нептуна». Затем с героем внезапно связывается Райан. Вначале он дразнит протагониста и говорит, что тот ничего не добьется, но затем интонация в его голосе меняется. Он с удивлением называет Джека по имени и просит подойти поближе к видеокамере. В ответ герой разбивает ее выстрелом. Во время странствий, Руди сообщает Джеку (и зрителям) некоторые подробности предыстории Восторга. Мы узнаем, что когда-то Атлас был контрабандистом, нелегально поставлявшим товары в город, и это подрывало власть Райана. В ответ создатель Восторга начал закручивать гайки, ужесточив контроль над населением, которое начало бунтовать. После открытия АДАМа, Райан попытался использовать препарат, чтобы успокоить горожан. Но из-за побочных эффектов все стало только хуже. В итоге, Атлас поднял кровавое восстание, вынудив Райана запереться в своей башне-цитадели, охраняемой автоматическими пулеметами и дронами.
Джек направляется в цитадель — и Райан неожиданно пропускает его, спуская лифт. Поднявшись наверх они, наконец, встречаются лицом к лицу. Следует основной сюжетный твист. Основатель Восторга сообщает Джеку, что является его отцом. Райан заявляет, что всегда хотел, чтобы сын продолжил его дело. Но Атлас выкрал Джека и с помощью очень жестоких манипуляций и хирургической операции перепрограммировал разум парня. Теперь, услышав «Будь любезен», Джек обязан исполнять любые последующие приказы. С самого начала он был лишь марионеткой, никогда не действуя по собственной воле. Мы видим серию флэшбеков, где кадры фальшивой семьи Джека из вступления смешиваются с реальностью, в которой Атлас и его подручные промывали ему мозги. Также мы видим полный вариант сцены в самолете. Прочитав начинающуюся с «Будь любезен» записку, Джек достает из коробки пистолет, убивает всех на борту и затем направляет воздушное судно в океан.
Джек все равно не верит отцу и тот устраивает наглядную демонстрацию, приказывая ему выполнять различные действия. Затем, не желая убивать сына и не желая мириться с тем, что мечта всей его жизни обернулась крахом, Райан решает покончить с собой. Он делает это руками Джека, с помощью кодовой фразы заставляя его убить отца.
После смерти Райана все автоматические охранные системы отключаются и Атлас захватывает полную власть над городом, где воцаряется абсолютный хаос. Вскоре, он связывается с Джеком, подтверждает все, что сказал Райан, а затем говорит «Будь любезен, покончи с собой». Но когда герой приставляет пистолет к своей голове, внезапно появляется одна из маленьких сестричек и не дает герою нажать на спусковой крючок. Джек приходит в себя в лаборатории доктора Танненбаум, которая и создала маленьких сестричек, путем вживления в них вырабатывающего АДАМ моллюска. Она освобождает Джека от контролирующего его разум механизма. Герой, наконец, обретает свободу воли. Танненбаум сообщает, что Атлас охотится за маленькими сестричками, собираясь выкачать из них весь АДАМ. Она советует Джеку пока еще не поздно воспользоваться спасательной капсулой и покинуть Восторг. Наш протагонист предлагает забрать маленьких сестричек с собой — но Танненбаум объясняет, что процесс необратим. Она не может их излечить, поэтому они должны навсегда остаться в городе, чтобы избежать попадания наркотика на сушу.
Поэтому, Джек отказывается воспользоваться капсулой и вместо этого решает остановить Атласа. Вначале он накачивается АДАМом, а затем заставляет Танненбаум провести операцию и соединить с его плотью компоненты Большого папочки. Фактически превратившийся в киборга Джек совершает налет на штаб Атласа. Он освобождает девочек, а затем встречается с главным злодеем. Но Атлас уже успел употребить гигантскую порцию АДАМа. Поэтому Джеку не удается его убить. Раны Атласа мгновенно затягиваются — и даже когда герой практически испепеляет его из огнемета, тот в стиле Т-1000 снова собирается, превращаясь в новое существо. Но, когда Атлас уже собирается прикончить Джека, на помощь ему приходят маленькие сестрички. Они набрасываются на злодея и с помощью шприцов высасывают из него весь АДАМ, оставляя пустую оболочку.
В последней сцене мы видим, как американская подлодка находит дрейфующие в океане спасательные капсулы и слышим закадровый голос Джека. Он сообщает, что решил воплотить в жизнь видение своего отца и распространить славу Восторга на весь мир. Далее нам показывают, как вылезающие из капсулы сплайсеры убивают моряков и захватывают субмарину. В финальных кадрах на ней раскрывается отсек с готовыми к запуску ядерными ракетами. Конец.
Скажу сразу, что сценарий Логана пролетел почти на одном дыхании, чего со мной уже давно не было. Он действительно хорошо написан и при чтении мне было легко визуализировать ту или иную локацию — даже при том, что я не играл в оригинальную игру. Мне весьма понравилась атмосфера и ретрофутуристическая стилистика этого мира. Также скрипт очень насыщен разнообразным действием. Тут и начальное хождение по пустому городу с постепенным нагнетанием атмосферы, и прятки от сплайсеров в стелс-режиме с периодическими вспышками ультранасилия и финальный экшн. Касательно рейтинга, сценарий однозначно писался под жесткий R. Чего хотя бы стоит одно разбивание головы маленькой девочке! Но и без него в скрипте хватало кровавых сцен и различных эпизодов весьма неприятных мутаций. Также нужно упомянуть про очень солидный размах происходящего, который в этом случае являлся солидным плюсом, добавляя нужный масштаб драматичной истории упадка гигантского подводного города. Ну и все же рискну предположить, что большинству из тех, кто играл в игру, скорее всего пришлось бы по душе, что сюжет адаптации в целом был близок к первоистичнику, сохранив его основные элементы.
Конечно, у работы Логана были и недостатки. Некоторые из них проистекали из минусов сюжета игры или, по крайней мере, особенностей его переноса в формат киносценария. Например, скрипт не давал никакого ответа на вопрос, что Джек делал на суше. Из сценария вроде как следует, что начальная авиакатастрофа произошла в реальности и Джек на самом деле перестрелял экипаж самолета. Но как он вообще оказался на его борту? Во флэшбеках нам показывают, что люди Атласа держали и перепрограммировали его в самом Восторге. Зачем им было переправлять парня на континент, чтобы потом возвращать обратно (причем таким странным способом), решительно непонятно.
Еще отмечу, что мотивации самоубийства Райна не хватало обоснования. Насколько я понял, в игре Джек за счет своего ДНК мог проходить через все охранные системы, что злодей и использовал для захвата города. Но в сценарии адаптации этот момент убран. Райан просто разрешает герою зайти в Цитадель. И по идее ничто не мешает ему просто сказать «Будь любезен, иди к доктору Танненбаум» и с ее помощью вернуть себе сына. Да, можно обосновать его поступок тем, что увидев ставшего рабом Джека, до Райана наконец дошло, что его утопия умерла. Но все равно, это ключевой момент сценария — и на мой взгляд, ему бы определенно не помешала доработка.
Также я бы отнес к минусам слишком большой упор на экшн во второй половине скрипта. Да, я люблю всякие захватывающие эпизоды, но когда они идут без передышки один за другим, от этого все же начинаешь немного уставать. Мне кажется, что будь в этой части сценария несколько допсцен для лучшего раскрытия персонажей и предыстории событий, работа Логана только бы выиграла. Но наверно самым сомнительным для меня моментом стала концовка. Да, это один из вариантов финала игры. Но он возможен лишь при определенном поведении игрока. А в сценарии Логана подобные события выглядят слишком спонтанными. Конечно, Джек был марионеткой в руках злодея и совершал плохие вещи. Но все равно, осознанные поступки героя, его переживания из-за смерти людей и попытка спасти девочек абсолютно не вяжутся со столь внезапным переходом на темную сторону. Особенно с учетом того, что он уложился буквально в пару строчек диалога. Если уж ты решаешь завершить историю падением героя на самое дно, то тогда будь добр, обеспечь этому какую-то соответствующую подводку. А то без нее две финальные страницы выглядят так, словно их взяли из совершенно другой версии сценария.
Если честно, у меня появилась такая теория. Возможно бескомпромиссная концовка была добавлена намерено, с хитрым расчетом на то, что студия и продюсеры начнут давить на режиссера с требованием отказаться от столь мрачного финала (благо, что остальной сценарий также не отличался особым оптимизмом) и потому не будут обращать особого внимания на другие аспекты истории. В результате, Вербинский мог бы «нехотя» уступить студии, но в качестве компенсации сохранить другие моменты, которые в противном случае были бы вырезаны. Так это или нет, но даже со всеми указанными выше слабыми местами, сценарий BioShock мне понравился. После его прочтения мне стало действительно жаль, что кино так и не состоялось. А ведь на самом деле мы были очень близки к тому, чтобы получить фильм. Его релиз был намечен на 2010 год. По признанию Вербинского, всего восемь недель отделяли его от начала съемок. Но весной 2009 года Universal заморозила проект. Причиной стал бюджет картины и ее взрослый рейтинг. На BioShock планировалось потратить от 160 до 200 миллионов долларов. И тут так не вовремя случился потрясший Голливуд громкий провал «Хранителей».
В результате, в Universal решили провести ревизию своих крупных экранизаций с рейтингом R. Под удар попали «Хребты безумия» Гильермо дель Торо и BioShock. Universal потребовала от их режиссеров переработать сценарии таким образом, чтобы существенно уменьшить размах, убрать все кровавые моменты и матерщину, и выпустить PG-13-friendly кино. И дель Торо и Вербинский категорически отказались так делать. В результате, оба проекта приказали долго жить. В случае с BioShock, после ухода Вербинского на замену был выписан Хуан Карлос Фреснадильо. Но из попытки переделать сценарий под PG-13 не вышло ничего толкового. К тому же, ведущий геймдизайнер BioShock Кен Левин не оценил смену подхода и перестал поддерживать проект. Вскоре, в Universal официально отменили кино. Все, что от него осталось — это сценарий, концепты и раскадровки. Скажу честно, будь я студийным чиновником, я бы возможно тоже не рискнул давать добро такому фильму. Чтобы отбить 200-миллионный бюджет, BioShock потребовалось бы собрать где-то полмиллиарда в мировом прокате. Исходя из предпочтений нынешнего массового зрителя и судьбы схожих проектов, не думаю, что у фильма получилось бы замахнуться на такую кассу. Собственно говоря, даже десять лет спустя ни одной голливудской экранизации видеоигр не удалось достигнуть этой отметки. Сделать же подобное в 2010 году, как мне кажется, было практически невозможно. Вряд ли BioShock принес бы студии какую-то прибыль. С другой стороны, по факту Universal отменила BioShock и «Хребты безумия» ради таких «шедевров», как «Морской бой» и «47 ронинов». Забавно, но эти картины, считавшиеся надежной в финансовом отношении альтернативой проектам дель Торо и Вербински, с треском провалились в прокате. Так что, если уж выбирать на чем гарантированно потерять деньги, я бы по крайней мере профинансировал проект, про который бы вспоминали и сейчас. И ведь самое обидное заключается в том, что сложись все чуть-чуть иначе, будь Bioshock запущен в производство буквально на пару месяцев раньше — и мы могли бы получить кино, про которое сейчас бы говорили что-то в духе «даже не представляю, как студия рискнула дать такие деньги на такой фильм». В хорошем смысле слова.
Ну а в завершение стоит сказать, что при чтении сценария BioShock неожиданно для самого себя я вспомнил про «Лекарство от здоровья»: последний на сегодняшний день фильм Гора Вербинского. Неожиданно — это потому, что я честно говоря успел забыть, что когда-то его смотрел. Да, в «Лекарстве от здоровья» нет огромного подводного города, стимпанковских роботов и всего остального. Но по своему настроению, стилю и некоторым сюжетным элементам (вода, сумасшедшие врачи, зловещие эксперименты, паразиты, продление жизни посредством использования других людей) фильм местами весьма напоминает то, что я увидел в сценарии Логана. Просто в случае с «Лекарством», при неплохой общей атмосфере кино не вытянул именно сценарий, одним из соавторов которого являлся сам Вербинский. Режиссура не смогла компенсировать отсутствие крепкого сюжета и лента меня совершенно не зацепила. В случае же с Bioshock, у Вербинского на руках был вполне ладно скроенный сценарий. Но, к сожалению, ему не удалось получить финансирование. Так что, если хорошенько обо всем этом подумать, можно прийти к выводу, что, пожалуй, единственным местом, где Вербинский смог бы тогда экранизировать Bioshock, был бы… город Восторг. Ведь, как известно, он как раз и строился для того, чтобы творческие люди могли спокойно создавать свои шедевры. Вот такая вот ирония.
Для тех, кто хочет поддержать деньгами мои обзоры:
Или Web Money (USD): Z550553330247
|
</> |