Какой должна быть литературная героиня?

Что ж у нас все так тяготеют к крайностям? И литература, увы, тут не исключение.
Вот недавно писала про нашу современную прозу — вся эта литература травмы, бытоописание гадостей и грязи, страдания никчемного обиженного человечка. Это — один край. А вот тут нарвалась на второй.

Набрела в Дзэне на статью. Автор громит всю русскую литературу оптом с точки зрения примеров для подражания. Дескать, все женские образы — это какой-то мрак и ужас. Вокруг разврат и попирание семейных ценностей. Разумеется, прилетело Анне Карениной с ее адюльтером, не забыли и Федора Михайловича с его галереей проституток и содержанок. Досталось и Катерине Островского, и булгаковской Маргарите. Ну, к счастью, Пушкин с нравственной Татьяной Лариной еще примирил автора с действительностью. И Некрасов. А остальные подвели. Чему, спрашивает автор, может научиться школьница, которая все это прочитает? Вот отсюда и падение нравов.
Ну да, не иначе как все наши экскортницы — поклонницы Достоевского. Так прониклись роскошной жизнью Настасьи Филипповны, что пошли повторять ее судьбу.
В общем, автор забраковала всю русскую литературу скопом, и сделала потрясающий вывод — ну, какая может быть рождаемость и семейные скрепы, если девочкам с детства вот этот ужас читают. Пересмотреть надо. Всю программу.
Вот дай таким волю — и все, начнут изучать в школах жития святых, а то не дай бог кто-то из невинных школьниц позавидует Сонечке Мармеладовой или Катерине Кабановой.
Помнится, когда мы учились в школе, подруга моя, небезызвестная Зимина, как-то встала на уроке литературы и заявила — «никакая ваша Катерина Кабанова не луч света в темном царстве, она просто влюбленная дура, которой не повезло с мужем и свекровью». Схлопотала двойку, разумеется. Но тут простительно — Зиминой тогда было лет пятнадцать, юношеский максимализм в полный рост. Да и книгу она не читала, а с русичкой у нее был старый и непримиримый конфликт на почве дисциплины.
Но тут-то — вроде взрослый человек пишет. И вот не стесняется же показать свою тупость. Ну, не понимаешь ты литературы, ну, бывает. Может, с учителями в школе не повезло, может просто не умеешь вдумчиво читать. Но чего выставлять-то это всем на потеху? Впрочем, бог с ним с автором той статьи, у нас, как известно, все умеют писать и критиковать тоже все умеют. Ибо почему-то уверены, что дело это простое.
А вот комментарии там меня опечалили. Все поперлись приводить примеры из русской и советской литературы. И, вот ведь, какая печаль, не нашли там ни одной кристально-честной женщины, достойной подражания. В общем, беда. Все оказались недостаточно чисты. Даже непонятно, как дальше жить.
Я всегда говорила, что литература должна пытаться делать людей лучше. Но художественное произведение — это не методичка, с руководством к действию. Это про образы, которые должны вызывать эмоции и заставлять думать. И образы эти бывают сложными, и герой должен пройти свой непростой путь, и на примере этого пути, не всегда праведного, и уж, конечно же, не безошибочного, до читателя доносится определенная мысль. Но эту мысль надо понять — она не должна лежать на поверхности. К ней надо прийти. И литература, серьезная классическая литература, учит именно этому. И это работа — понимать такую литературу. А такой, простите, поверхностный и плоский взгляд на вещи говорит только об интеллекте (точнее, об его отсутствии) того, кто такое транслирует. Ага — Анна Каренина просто неверная жена, которую любовник кинул. Соня Мармеладова — проститутка, а Маргарита с жиру бесилась, потому и ушла от мужа. И чего там думать?
В общем, в связи с этим у меня созрел вопрос. Назовите вашу
любимую героиню. Нравственный ориентир и образец порядочной
матери и жены. Ту, которую вы считаете достойной для
подражания, или просто она вам нравится?
|
</> |