![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomkotvsapogah163733249189505189505_900.jpg)
«Какой артист погибает»
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![«Какой артист погибает» «Какой артист погибает»](https://ic.pics.livejournal.com/kotvsapogah1/63733249/189505/189505_900.jpg)
Нерон (37–68 гг. н. э.) – император, правивший Древним Римом с 54 по 68 год нашей эры. Его полное имя – Нерон Клавдий Цезарь Август Германик. Во главе государства он встал, когда ему было всего 16 лет.
В этом всецело была заслуга его матери Агриппины. Выйдя замуж за императора Клавдия, она уговорила его усыновить Нерона (родной отец мальчика к тому времени умер) и объявить своим наследником.
Как считают многие историки, вовсе не материнская любовь двигала ею, а желание властвовать. Используя сына, править страной. По словам древнеримского писателя Плиния Старшего (23–79 гг. н. э.), она была «красивой и уважаемой женщиной, однако безжалостной, амбициозной, деспотичной и властной».
Агриппина была сестрой сумасброда и деспота Калигулы. Очень близка с ним была. А потом впала в немилость, и брат выслал ее вместе с другой сестрой Юлией на Понтинские острова в Тирренском море. При этом император приказал отобрать у них все имущество и деньги. Агриппина и Юлия, чтобы прокормить себя, ныряли в море за губками, а потом продавали их. (Впоследствии умение плавать очень пригодилось матери Нерона).
Из изгнания сестер вернул Клавдий, возглавивший государство после смерти Калигулы. За Клавдия Агриппина и вышла замуж, несмотря на то, что они были близкими родственниками (дядя и племянница). 13 октября 54 года император Клавдий съел тарелку грибов, поднесенных любящей женой и… умер. Правителем Рима стал Нерон.
Первое время юноша находился полностью под влиянием матери, которая не стеснялась прилюдно отчитывать сына. Однажды, когда он пытался ей возразить, Агриппина пригрозила, что вместо Нерона сделает императором его сводного брата Британника. Тогда-то ее сын и показал себя… По его приказу Британник был отравлен во время пира. Агриппину изгнали из императорского дворца.
Через несколько лет Нерон решил избавиться от матери окончательно. В комнате, где спала Агриппина, вдруг обрушился потолок прямо на ее ложе. Женщина чудом осталась жива. Немного времени спустя император посадил мать на корабль, который, выйдя в открытое море, распался на части. Однако Агриппина и на этот раз спаслась: добралась до берега вплавь. Пригодился опыт ее юности...
Тогда Нерон, потеряв терпение, уже открыто послал приближенных убить мать. Увидев вошедших к ней людей с обнаженными мечами, Агриппина подставила им живот, воскликнув: «Разите чрево, которое породило Нерона!» Что и было сделано… Император же объявил, что его мать покончила самоубийством.
Со своей первой женой Октавией, дочерью Клавдия, Нерон развелся, а затем приказал казнить ее. Вторую жену Поппею он во время ссоры ударил ногой в живот. Беременная женщина погибла. После ее смерти императору приглянулась знатная римлянка Статилия Мессалина. Он заставил ее мужа совершить самоубийство, а затем со спокойной душой женился на его вдове.
Наличие жен не мешало Нерону иметь многочисленных любовниц и любовников. С последними он не раз устраивал «свадьбы», имитируя ритуал бракосочетания, на которых выступал то в роли «мужа», то «жены».
Во время его правления многие сенаторы были недовольны тем, что Нерон единолично управляет страной, а Сенат лишен реальной власти. В 65 году часть сенаторов составили заговор: хотели свергнуть императора и восстановить в Риме республику. Однако их замысел был раскрыт. Начались казни…
В число подозреваемых попал философ и поэт Сенека (4–65 гг. н. э.), который когда-то был воспитателем и советником Нерона. Не было ни одного доказательства, подтверждающего вину философа. Лишь слова доносчика. Однако император приказал Сенеке совершить самоубийство, хотя, по свидетельству историка Светония (75–160 гг. н. э.), до этого не раз «священной клятвой клялся, что он скорее умрет, чем сделает наставнику зло». И воинов послал, чтобы проследили за исполнением его приказа.
Сенека решил с достоинством принять смерть. Ни одной мольбы о пощаде. Простившись с близкими, он вскрыл вены на руках и ногах. Однако кровь еле текла из тела старика.
Философ попросил врача дать ему яд – цикуту, которым когда-то умертвили Сократа (древнегреческий мыслитель жил в 469–399 гг. до н. э.). Но и яд не подействовал. Судьба словно насмехалась над несчастным, продлевая его мучения.
Тогда легионеры, присланные императором, опустили Сенеку в ванну с нагретой водой. Кровь побежала быстрее, и один из величайших философов и писателей того времени скончался. Все его имущество отошло Нерону.
В 64 году в Риме произошел страшный пожар, который продолжался пять дней. Больше половины города пострадало от огня. Некоторые историки, в том числе и Светоний, обвиняют Нерона в поджоге. Якобы во время пожара он стоял на высокой башне и любовался пламенем, охватившим здания. Зрелище горящего города понадобилось императору для сочинения поэмы о гибели Трои.
Однако большинство исследователей отвергают эту версию. Известно, что Нерон организовал специальные отряды для тушения пожара, сделал все, чтобы обеспечить горожан продовольствием, а лишившихся крова он приказал разместить в своих дворцах.
Все же слухи о причастности к трагедии Нерона, видимо, возникли еще во время его правления. И тогда, чтобы их рассеять, вину возложили на христиан. Историк Тацит (56–117 гг. н. э.) писал: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами…
Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». Так же, согласно церковным преданиям, во время этих гонений были казнены апостолы Петр и Павел.
Нерон разработал план восстановления города, по которому в Риме должны были строиться только каменные здания. Помимо этого он приказал построить в центре города роскошный дворец (его назвали «Золотым дворцом Нерона»), его площадь по некоторым оценкам составляла 120 гектар. При входе во дворец стояла 35-метровая статуя императора.
В 67 году для облегчения судоходства в Средиземном море он повелел прорыть канал через Коринфский перешеек, отделявший полуостров Пелопоннес от остальной Греции. Немалые средства на это строительство ушли…
А еще нужны были деньги на различные музыкальные и поэтические состязания, в которых Нерон обязательно принимал участие. Он считал себя великим артистом: обожал петь и декламировать стихи. И хотя голос у него был слабый и сиплый, «беспристрастные» судьи неизменно объявляли его победителем.
«Когда он пел, никому не дозволялось выходить из театра, даже по необходимости. Поэтому, говорят, некоторые женщины рожали в театре…», – писал Светоний.
Многочисленные шпионы наблюдали за поведением зрителей во время выступлений императора, «тайно запоминали их дружественное или неприязненное настроение. По их донесениям мелкий люд немедленно осуждали на казни, а людей знатных впоследствии настигала затаенная на первых порах ненависть императора» (Тацит).
Средства на восстановление Рима, строительство «Золотого дворца», канала, проведение пышных празднеств и различных состязаний, добывались за счет небывало высоких налогов, разорявших население Римской империи.
А Нерон лишь беспечно заявлял: «Будем действовать так, чтобы ни у кого ничего не осталось».
В 68 году наместники Галлии (нынешняя Франция) и Испании, недовольные ростом налогов, отказались подчиняться Нерону и двинули свои легионы на столицу империи. Вскоре их поддержали преторианцы (элитные войска, располагавшиеся в Риме). В конце концов, даже слуги и телохранители покинули императора.
Нерон искал врача, чтобы попросить яд, или воина, который мог бы его заколоть, но – тщетно. Дабы избежать публичной казни (Сенат объявил его врагом государства, подлежащим смерти), император был вынужден сам покончить с собой. Когда-то он других заставлял совершать самоубийство…
После долгих колебаний Нерон вонзил кинжал себе в шею. Перед этим он воскликнул: «Какой великий артист погибает!»
Нерон прожил 30 лет, немногим больше Калигулы, которому он приходился родным племянником.
Тело императора по римскому обычаю предали огню его кормилицы Эклога и Александрия и первая возлюбленная Акта. Больше никто из приближенных не захотел заниматься похоронами человека, перед которым совсем недавно они раболепствовали.
|
</> |