Каким мог бы быть Храм Христа Спасителя
masterok — 09.10.2016Я уже как то рассказывал про то, какой могла бы выглядеть Москва и про Историю Дворца Советов в Москве. Была еще очень спорная тема про Поднятие Александровской колонны в 1832. А вот сейчас прочитал такую информацию.
Первоначально составлять проект доверили молодому художнику и активисту масонской ложи Карлу Витбергу. Проект выбирал лично Александр I, который на личной встрече похвалил зодчего.
Характеристики этого проект совершенно потрясающие. Вот как его характеризовали: "Замысел Витберга был настолько гениален, что граничил с безумием". А вот мнение императора:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни»
Карл Витберг был художник,а не архитектор, лютеранин и масон. Однако вдохновившись идеей конкурса, специально два года изучал архитектуру и черчение. После победы в конкурсе он проходит крещение в православие. Крёстным отцом Витберга становится сам Александр I, в честь своего покровителя Карл Магнус нарекается православным именем Александр.
По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться над городом и как бы парить над Москвой. Он брал на себя функции второго центра столицы после Кремля. Нужный для строительства камень решили везти из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского. Доставку хотели осуществлять на баржах по Москве-реке, для чего построили плотину, чтобы поднять уровень воды. Во время работ мраморную жилу Васильевского разрушили, поля вокруг засорили камнями, затруднив земледелие, а по пути в Москву баржи затонули…
На работы была выделена колоссальная по тем временам сумма — 16 миллионов рублей плюс народные пожертвования.
В пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, 12 октября 1817 года, в присутствии императора Александра I на Воробьёвых горах по проекту Витберга был заложен храм. Стройка была масштабной: для нее согнали более 20 тысяч крепостных крестьян. Однако вскоре темпы вначале резко снизились, а потом и вовсе все превратилось, говоря современным языком, в «долгострой». За первые 7 лет не удалось даже завершить (опять-таки, говоря современным языком) «нулевой цикл».
Деньги разворовывались с поразительной быстротой. Подрядчики завышали цены в разы, смертность среди строителей была высокой, крепостных часто отвлекали на строительство посторонних объектов, стройматериалы разворовывались.
Проект Витберга был в три раза больше нынешнего, с пантеоном, трофейным оружием Отечественной войны и колоннадой в 600 колонн — и должен был располагаться на Воробьевых горах — при постройке возникли проблемы с грунтом, а потом работы заморозили из-за разворовывания средств. Александр I не дожил до реализации проекта.
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку; всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности.
В Вятке Витберг познакомился с Александром Герценом, сосланным туда же. "Витберг седел, седел, старел, старел не по дням, а по часам, - писал Герцен. - Он еще пытался бороться, пробовал восстановить свое доброе имя. Но все было напрасно. Он совершенно гибнул, даже его прежний гнев против его врагов: стал потухать; надежд у него не было больше, он ничего не делал, чтоб выйти из своего положения, ровное отчаяние доконало его… Он ждал смерти".
Спас Витберга другой храм. По его проекту в Вятке был построен удивительной красоты Александро-Невский собор, в основу которого был положен мотив одного из вариантов храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Деньги собирали все жители Вятки, а строили собор 25 лет. "Такой церкви еще нет - вкус византийский, а формы новые" - так отзывался о проекте Александровского собора в Вятке министр императорского двора. Говорят, что Николай I, увидев проект Александро-Невского храма, был поражен красотой и изяществом форм собора, спросив при этом: "Это тот самый Витберг?". И своим высочайшим указом реабилитировал Витберга, прервал его вятскую ссылку и разрешил архитектору поселиться в любом городе России.
Собор был взорван а 30-е годы. Пытаясь спасти его, жители Вятки собирали подписи на послании Сталину. Письмо дойти не успело… Храм взорвали ночью, пока город еще спал.
В 1831 году Николай I самолично определил архитектором будущего храма Константина Тона. Новое место на Чертолье было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский монастырь (переведён в Красное село). И с этим событием связана следующая легенда. Когда 17 октября 1837 года в старых стенах Алексеевского монастыря завершилось последнее богослужение, и уже все было готово к отъезду, настоятельница, выйдя из церкви, приказала приковать себя цепями к дубу, росшему посреди монастырского двора, и отказалась покинуть святую обитель. Ее поступок расценили как бунт, и мужественную женщину силой заставили подчиниться высочайшему приказу. И будто бы, уходя из монастыря, игуменья прокляла это место, предсказав, что "стоять на нем ничего не будет".
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года.
А вот Вид с Храма Христа Спасителя в 1867 году
Вот еще Звезды сталинских высоток и История строительства высотки МГУ. Вот еще Москва: было-стало и что было на месте Храма Христа Спасителя
|
</> |