Какие рукописи не горят? О вымысле и самых загадочных произведениях искусства.

топ 100 блогов lana_cobeta531.07.2024

    - Вовочка, ты Шиллера знаешь?

Какие рукописи не горят? О вымысле и самых загадочных произведениях искусства.

    -  Неа…

     - А про Рильке слышал? Что, и с Байроном не знаком? Да, плохо тебе            в жизни придётся…

     - А Вы Федьку Слона видели? Нет? А Ваську Косого или Петруху                         Корявого знаете? Чё, тоже нет? Ну так и нехрен меня своей                    бандой пугать!!!

                 Вы когда-нибудь задумывались, а для чего человеку понадобилось искусство, оно  ведь не играло прямой роли в его выживании?    Не указывает   ли  уже    само наличие в жизни человека  искусства , причём гораздо весомее  иных эмпирических изысканий , на  то  , что у человека есть душа?   Ведь искусство насквозь духовно , душа и красота -это главные предметы его исследования.  Мне могут возразить,  что искусство зачастую носит вполне утилитарный характер.  Конечно, опосредованную роль   в выживании оно играло   ,   к примеру,  без  письменности и литературы, в которой был закреплён весь человеческий опыт , человечество  осталось  бы на самом примитивном уровне, но  почему мы всё время во всём ищем сугубо практический смысл?  Да даже если бы искусство не имело   ни малейшего  отношения к  выживанию человека , всё равно  вне  его  у человека не оказалась  бы так сильно развита сфера чувств , не было  бы тех  моральных  жизненных  установок, которые хоть немного сдерживают наши  инстинктивные программы, не было бы творчества, без которого человек так и остался бы дикарём.   И тем не менее, работает феномен  любого образа  только тогда, когда он обращён  не только к разуму , но к чувствам человека  . Мы не думаем о том,  какую пользу можно извлечь из  созерцания картины или из чтения стихотворения, мы просто наслаждаемся  визуальным,  звуковым и смысловым образом .Феномен искусства -это феномен его контакта с человеческой душой, наполнение нашего восприятия смыслами и чувствами , которые дарит нам красота окружающего мира. С какой бы стороны искусство ни  приближалось к нашей душе : со стороны поэтического образа   или посредством живописи, для нас очень важна в искусстве именно форма подачи нашей душе смысловых и эмоциональных сигналов , которые  и рождают наш отклик на произведение. Вот тут мы и подходим   к проблеме масштабности  личности художника. Ведь только те поэты и живописцы, которые свободно чувствовали себя в " апартаментах человеческой души" , становились признанными в  веках  , именно они формировали классический , образцовый стиль в искусстве и оставались востребованными всё новыми и новыми поколениями читателей и зрителей. При высочайшем и свободном владении  рисунком художественного образа гении совершенно по-разному транслировали  нам поэтику этого  образа в искусстве ,  резко отличаясь один от другого непохожестью и индивидуальностью,  как метко сказал поэт, " лица необщим выраженьем." Это ещё один критерий масштабности личности художника.     То есть,  для создания подлинного произведения искусства, которое станет классикой,   художнику прежде всего    важно виртуозное владение фактурой : словесным и зрительным образом,  музыкой стиха, красками, художественным пространством, изобразительно -выразительными   средствами  ,  умением  органично структурировать  художественный  текст  и так далее. Но к тому же    всё   это он должен подать в одному ему присущей оригинальной  манере, в резко  индивидуальном  стиле. Таким образом , как видите,  два критерия масштабности личности художника  уже обозначили .   Это свободное обитание в "апартаментах  человеческой души" и индивидуальный стиль.   

                У любого большого художника за обманчиво открытым для постижения внешним пластом восприятия всегда скрыта истинная его глубина. Анна Ахматова называла , например, художественную манеру письма А.С. Пушкина , с  его обманчивой внешней  простотой стилистики , скрывающей , однако,   глубину выражения, "тайнописью".   В любом талантливом живописном полотне, музыкальной пьесе, скульптуре и стихотворении таится глубинный подтекст . Уже стала притчей во языцех амплитуда колебаний в восприятии леонардовской Джоконды . Одни готовы видеть в  улыбке  Моны Лизы  мягкость и теплоту,  другие - холодность , отчуждение и даже циничную   усмешку  . Кто  же на самом деле  перед нами на этой картине , почему Леонардо всю жизнь возил это полотно с собой , не желая расставаться с ним? Какое чувство заключено в этой знаменитой  загадочной полуулыбке : простодушие , лукавство , снисхождение , теплота или холодность?  Именно бесконечность смыслов, вложенных художником в полотно,  а писателем в текст , всегда почти неисчерпаема.     И возникает вопрос, а имеет ли любой читатель или зритель право на субъективную трактовку  произведения искусства     и насколько он   ограничен  в своих вольных интерпретациях объективным звучанием произведения ,  авторским замыслом  и воплощением намерений самого художника или писателя?

      А    сейчас ,  по мнению некоторых современных базаровых   в наш  неумолимый век НТР ,  современных технологий и ИИ  литература  уже безнадёжно устарела, а поэтому   способна лишь навредить современнику  , уводя его   от новых  форматов межличностных отношений и революционных путей исследования жизни в тихий патриархальный мир тургеневских девушек и образованных , но  совершенно беспомощных в  реальной жизни   ботанов . Ну что на это скажешь, что классика -это  своеобразный эталон  добра и зла на все случаи жизни? Что можно сверять себя по литературным героям, чего ты в жизни стОишь?   И, кста, интеллект , по -моему , для человека тоже  не излишество  , а  начитанность даёт  понимание логики человеческих характеров , даёт  понимание самих себя в этом мире  и является хорошим    тренингом  личностного развития. )))  Если вспомнить, что  рукописи  не горят, то  в романе Мастер и Маргарита "  за тысячу лет  люди почти не изменились. Натура человека очень живуча.   То есть,   устарели формы, но не суть.)   Разве в современной жизни вдруг  перестал быть  нравственным эталоном  категорический императив ? Или  разом  устарели все  10 заповедей?  Ладно не буду растекаться   мыслью по древу,  а  проиллюстрирую  на вполне  конкретных  примерах ,  что классическая литература -это  эталон на все времена  , что она отвечает на все вопросы бытия, и в том числе на самые острые вопросы современности.  К примеру, если говорить  об античной литературе, то там был всё тот же набор общечеловеческих ценностей. Любовь, конфликт  между долгом и чувством , проблема чести, конфликт между неписаными и государственными законами. Разве это сейчас неактуально? Вот  почему рукописи не горят.    Классическая литература сильна не только актуальностью проблематики, она сильна  прежде всего  способностью создавать эмоциональный контакт с читателями будущих веков.   Это значит, что те чувства , которые прозвучали в произведениях  прошлых лет, будут вызывать эмоциональный отклик у будущих поколений. Даже через несколько веков.  Классика.

                  зы : Почитала тут высказывания Роботова о вымысле и выпала в осадок. Уж сколько раз твердили миру,  что мало -мальски культурный человек должен овладеть хотя бы азами знаний по теории литературы. Поэтому хочу поговорить ещё о вымысле . И  о самых загадочных  произведениях искусства .  Например , вы в курсе :    во втором томе «Мертвых душ»  предполагалось, что Гоголь все же   спасет душу  плута,  мошенника и циника Чичикова  , не зря же именно  его герой  в поэме таким  виртуозным верлибром рассекал на тройке по всей   России , но что -то пошло не так .)) Вот где загадка загадок.) 

 

Какие рукописи не горят? О вымысле и самых загадочных произведениях искусства.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Маркетологи всего мира в один голос кричат, что визуальный облик чего-то должен быть постоянным. То бишь одним. Почему в таком случае обитатели виртуального мира пользуются одновременно несколькими юзерпиками? Вас же не различить. Только ...
А в Йорке меня обозвали мешком для обуви. Рано утром я ждал, пока мой друг соберется, и от нечего делать почитывал Правила для постояльцев нашего крошечного bed-and-breakfast. ...
Аппиева дорога, современное фото. Римляне строили дороги в первую очередь в стратегических целях, чтобы можно было быстро перебрасывать войска. Первая мощёная дорога пролегла от Рима до Капуи. Строили её под руководством цензора Аппия Клавдия Цека в 312 г. до н.э. Протяжённость ...
Ну что, дождались своего счастливого дня в году? :)) Желаю вам, дорогие мужчины, ...
Очень интересное интервью оператора чешского ТВ, который был на одном из кораблей - не на том, где была стрельба.http://zpravy.idnes.cz/nadavali-mi-do-teroristu-a-metr-ode-me-bili-ira-rika-cech-o-izraelskem-vezneni-1v7-/zahranicni.asp?c=A100601_214136_zahranicni_stfК сожалению, только на чешском, и на перевод у меня ...