Какие рукописи не горят? О вымысле и самых загадочных произведениях искусства.
lana_cobeta5 — 31.07.2024- Вовочка, ты Шиллера знаешь?
- Неа…
- А про Рильке слышал? Что, и с Байроном не знаком? Да, плохо тебе в жизни придётся…
- А Вы Федьку Слона видели? Нет? А Ваську Косого или Петруху Корявого знаете? Чё, тоже нет? Ну так и нехрен меня своей бандой пугать!!!
Вы когда-нибудь задумывались, а для чего человеку понадобилось искусство, оно ведь не играло прямой роли в его выживании? Не указывает ли уже само наличие в жизни человека искусства , причём гораздо весомее иных эмпирических изысканий , на то , что у человека есть душа? Ведь искусство насквозь духовно , душа и красота -это главные предметы его исследования. Мне могут возразить, что искусство зачастую носит вполне утилитарный характер. Конечно, опосредованную роль в выживании оно играло , к примеру, без письменности и литературы, в которой был закреплён весь человеческий опыт , человечество осталось бы на самом примитивном уровне, но почему мы всё время во всём ищем сугубо практический смысл? Да даже если бы искусство не имело ни малейшего отношения к выживанию человека , всё равно вне его у человека не оказалась бы так сильно развита сфера чувств , не было бы тех моральных жизненных установок, которые хоть немного сдерживают наши инстинктивные программы, не было бы творчества, без которого человек так и остался бы дикарём. И тем не менее, работает феномен любого образа только тогда, когда он обращён не только к разуму , но к чувствам человека . Мы не думаем о том, какую пользу можно извлечь из созерцания картины или из чтения стихотворения, мы просто наслаждаемся визуальным, звуковым и смысловым образом .Феномен искусства -это феномен его контакта с человеческой душой, наполнение нашего восприятия смыслами и чувствами , которые дарит нам красота окружающего мира. С какой бы стороны искусство ни приближалось к нашей душе : со стороны поэтического образа или посредством живописи, для нас очень важна в искусстве именно форма подачи нашей душе смысловых и эмоциональных сигналов , которые и рождают наш отклик на произведение. Вот тут мы и подходим к проблеме масштабности личности художника. Ведь только те поэты и живописцы, которые свободно чувствовали себя в " апартаментах человеческой души" , становились признанными в веках , именно они формировали классический , образцовый стиль в искусстве и оставались востребованными всё новыми и новыми поколениями читателей и зрителей. При высочайшем и свободном владении рисунком художественного образа гении совершенно по-разному транслировали нам поэтику этого образа в искусстве , резко отличаясь один от другого непохожестью и индивидуальностью, как метко сказал поэт, " лица необщим выраженьем." Это ещё один критерий масштабности личности художника. То есть, для создания подлинного произведения искусства, которое станет классикой, художнику прежде всего важно виртуозное владение фактурой : словесным и зрительным образом, музыкой стиха, красками, художественным пространством, изобразительно -выразительными средствами , умением органично структурировать художественный текст и так далее. Но к тому же всё это он должен подать в одному ему присущей оригинальной манере, в резко индивидуальном стиле. Таким образом , как видите, два критерия масштабности личности художника уже обозначили . Это свободное обитание в "апартаментах человеческой души" и индивидуальный стиль.
У любого большого художника за обманчиво открытым для постижения внешним пластом восприятия всегда скрыта истинная его глубина. Анна Ахматова называла , например, художественную манеру письма А.С. Пушкина , с его обманчивой внешней простотой стилистики , скрывающей , однако, глубину выражения, "тайнописью". В любом талантливом живописном полотне, музыкальной пьесе, скульптуре и стихотворении таится глубинный подтекст . Уже стала притчей во языцех амплитуда колебаний в восприятии леонардовской Джоконды . Одни готовы видеть в улыбке Моны Лизы мягкость и теплоту, другие - холодность , отчуждение и даже циничную усмешку . Кто же на самом деле перед нами на этой картине , почему Леонардо всю жизнь возил это полотно с собой , не желая расставаться с ним? Какое чувство заключено в этой знаменитой загадочной полуулыбке : простодушие , лукавство , снисхождение , теплота или холодность? Именно бесконечность смыслов, вложенных художником в полотно, а писателем в текст , всегда почти неисчерпаема. И возникает вопрос, а имеет ли любой читатель или зритель право на субъективную трактовку произведения искусства и насколько он ограничен в своих вольных интерпретациях объективным звучанием произведения , авторским замыслом и воплощением намерений самого художника или писателя?
А сейчас , по мнению некоторых современных базаровых в наш неумолимый век НТР , современных технологий и ИИ литература уже безнадёжно устарела, а поэтому способна лишь навредить современнику , уводя его от новых форматов межличностных отношений и революционных путей исследования жизни в тихий патриархальный мир тургеневских девушек и образованных , но совершенно беспомощных в реальной жизни ботанов . Ну что на это скажешь, что классика -это своеобразный эталон добра и зла на все случаи жизни? Что можно сверять себя по литературным героям, чего ты в жизни стОишь? И, кста, интеллект , по -моему , для человека тоже не излишество , а начитанность даёт понимание логики человеческих характеров , даёт понимание самих себя в этом мире и является хорошим тренингом личностного развития. ))) Если вспомнить, что рукописи не горят, то в романе Мастер и Маргарита " за тысячу лет люди почти не изменились. Натура человека очень живуча. То есть, устарели формы, но не суть.) Разве в современной жизни вдруг перестал быть нравственным эталоном категорический императив ? Или разом устарели все 10 заповедей? Ладно не буду растекаться мыслью по древу, а проиллюстрирую на вполне конкретных примерах , что классическая литература -это эталон на все времена , что она отвечает на все вопросы бытия, и в том числе на самые острые вопросы современности. К примеру, если говорить об античной литературе, то там был всё тот же набор общечеловеческих ценностей. Любовь, конфликт между долгом и чувством , проблема чести, конфликт между неписаными и государственными законами. Разве это сейчас неактуально? Вот почему рукописи не горят. Классическая литература сильна не только актуальностью проблематики, она сильна прежде всего способностью создавать эмоциональный контакт с читателями будущих веков. Это значит, что те чувства , которые прозвучали в произведениях прошлых лет, будут вызывать эмоциональный отклик у будущих поколений. Даже через несколько веков. Классика.
зы : Почитала тут высказывания Роботова о вымысле и выпала в осадок. Уж сколько раз твердили миру, что мало -мальски культурный человек должен овладеть хотя бы азами знаний по теории литературы. Поэтому хочу поговорить ещё о вымысле . И о самых загадочных произведениях искусства . Например , вы в курсе : во втором томе «Мертвых душ» предполагалось, что Гоголь все же спасет душу плута, мошенника и циника Чичикова , не зря же именно его герой в поэме таким виртуозным верлибром рассекал на тройке по всей России , но что -то пошло не так .)) Вот где загадка загадок.)