Как я стала канаццким водителем.

Я приехала в Канаду с российскими водительскими правами и абсолютной убежденностью в собственной водительской тупости.
Эта убежденность была следствием отсутствия сколько-нибудь значимого водительского опыта, а так же особенностями тогдашнего обучения в питерских школах вождения. Собственно, это обучение как раз и было направлено на то, чтобы ученик ни в коем случае не решил, что он может сдать экзамен в ГАИ без взятки. Забавно, что те, кто денег не платил (а у нас в группе их было человек 6), тоже вполне успешно сдали, потому что на экзамене надо было сделать всего два левых и один правый поворот (или наоборот). Всех гнали по конвееру с целью пропустить как можно больше человек. Но к настояшему вождению это, конечно, не имело никакого отношения.
Далее следует необходимая информация для тех, кто не в курсе системы лицензирования водителей в Онтарио. Кто в курсе, курсив могут смело пропустить.
Лицензии класса G, что соответсвуют российской категории В, имеют три ступени. Первая G1 выдается после сдачи теории (20 вопрососв по правилам и 20 по знакам). Человека с правами G1 уже можно сажать за руль и учить ездить. Он может ехать по любым дорогам, включая хайвеи, если это машина со вторыми педалями и на соседнем кресле едет специальный инструктор, или по обычным дорогам, если это проста машина и/или на соседнем кресле сидит человек с правами full G, полученными не ранее, чем 3 года назад. Предполагается, что учиться ездить владелец прав G1 будет год, если в нормальном режиме, и 8 месяцев, есди в автошколе. Потом можно сдавать вождение. Тест на вождение включает в себя разворот в три приема, параллельную парковку, остановку на склоне холма, парковку задом, повороты, перестроения, и все это на "обычных" дорогах без выезда на хайвей. После удачной сдачи вождения, человек получает права G2 и становится почти полноправным водителем. Ограничения минимальные (например, 0 алкоголя) и в основном для водителей моложе 19 лет (например, не возить более 3 пассажиров, если они не члены семьи). Через год вождения с правами G2 уже можно сдавать вождение на права full G, тест включает в себя все то же самое, что и на G2 плюс хайвей.
Вся эта система настроена на судьбу обычного канадца. Дорос до 16 лет, сдал теорию, покатался год с мамой-папой на соседнем сиденьи (а у них уже давно full G права), сдал вождение, поступил в коллежд-универ, получил в подарок машину (или заработал сам, подержанные машинки тут дешевые), начал ездить на учебу, через год сдал на full G. Необычные канадцы, понаехавшие из разных стран, могут зачесть свой имеющийся водительский опыт и сразу сдать теорию и вождение с хайвеем, если опыт больше 2 лет. Процедура, по которой зачитывают опыт, сильно зависит от родного консульства (то они выдают справки, то нет, и надо везти самому), но если просто перевести имеющиеся права, то зачтут 1 год автоматом, и можно сразу сдать G1 и G2 и стать почти полноценным водителем.
Отличительной особенностью канадских водительски прав является наличие на них адреса проживания водителя. Это логично (в случае аварии, полиции нужно знать, куда везти ваш хладный труп). При первом визите в офис МТО (министерство транспорта Онтарио, полиция тут не при делах) вы сообщаете им свой адрес (подтверждающих документов не надо), у вас проверяют зрение и заодно фотографируют. После удачной сдачи любого теста, вам выдают бумажные временные права (предыдушие, если таковые имелись, аннулируются, и на них наклеивают бумажку «только фото-id»), а примерно через неделю присылают уже постоянные права по почте. Еще с первыми правами выдают два бланка разрешения использовать ваши органы в случае вашей смерти «в надежде, что то, что мне уже не нужно, спасет чью-то жизнь». Очень трогательно. Один заполненный бланк нужно подписать в присутствии свидетелей и возить с собой, второй отдать кому-нибудь их близких. Впрочем, если вам хочется быть похороненным целиком, то бланки можно просто выкинуть.
Если вы сменили адрес, то в течение шести дней вы должны сообщить об этом в МТО любым способом (телефон, факс, интернет, почта), и вам пришлют по почте новые права с новым адресом и старой фоткой (кторая бережно хранится в компе МТО). Впрочем, за соблюдением срока 6 дней никто не следит. Вот это, кстати, и есть настоящая уведомительная система регистрации по адресу жительства.
Как я лихо начинала свою канацкую водительскую карьеру, я уже писала вот тут и не буду повторяться. Сдав на права G2 в январе, я где-то полгода ездила на работу огородами по "обычным" улицам, пока не убедилась, что точно знаю, кто у меня справа-слева-сзади, и принимаю решения достаточно быстро. После этого стала ездить на работу по хайвею. Сразу выезжать на хайвей я не стала, потому что у меня есть весьма юный сын, которому еще рано становиться сиротой.
Все шло хорошо, и это начинало меня беспокоить. Известно, что самый опасный стаж вождения – 1 год, и по некоторым данным до 40% этих молодых, но уже возомнивших себе невесть что, водителей попадают в дтп разной степени тяжести – от царапин до летального исхода. Я же вслед за Мерфи считаю, что, если что-то плохое может случится, то оно обязательно случится, причем, в самый неподходящий момент. На сограждан надежда была слабая. В Торонто и так дорогие страховки, а любая минимальная авария, в которой ты виноват, добавляет еще и еще, так что водят у нас осторожно и вежливо. Меня пытались поцарапать, один раз на перекрестке сзади и один раз на парковке сбоку, но на следующий день эти царапины никто уже не мог найти. Роковой рубеж 1 год водительского стажа приближался, но ничего не происходило.
Лирическое отступление. Чтобы вы точнее поняли чувства, которые меня тогда грызли, я приведу показательный пример, случившийся с моей мамой. То, что это случилось с ней, а не со мной, пусть вас не смущает, яблоня от яблочка недалеко растет.
Итак, однажды моей маме приснилось, что она поехала на Зеленый рынок (г. Челябинск), и там у нее украли кошелек. Большинство нормальных людей, проснувшись, тут же забудут эту ерунду. Минимальная часть больше никогда не поедет на этот рынок, даже если им надо. И только отдельные герои, а так же мы с мамой, способны сделать то, что сделала она. Она бодренько собралась и поехала на рынок, хотя ей и не надо было. Там она проходила час, купила всяких ненужностей, а кошелек у нее так и не украли. Тогда она достала из кошелька все деньги за исключением какой-то мелочевки и положила его в пакет сверху на купленное барахло, так, чтобы даже слепой и однорукий бандит мог его украсть. Когда через минут 15 кошелек таки украли, мама радостно подумала: "слава богу, наконец-то!", и поехала домой спокойная и счастливая.
Вот примерно то, что переживала моя мама, бродя по рынку в ожидании, я переживала во время приближения годовщины вождения. И, что характерно, примерно так же вышла из положения. Нам как раз только что дали места в подземном паркинге (до этого там была стройка), и эти места оказались заметно уже надземных, кроме этого, справа у меня стояла колонна, наполовину на моем месте, наполовину на соседнем. И мне все время казалось, что я паркуюсь слишком близко к соседу слева, и пыталась от него отодвинуться (справа у меня соседа не было). Выезжала же я со своего места отработанным на надземной парковке маневром, не глядя в боковое зеркало. В общем, в один прекрасный день количество перешло в качество и, выезжая с места, я грохнула правым задним крылом об колонну. Царапина получилась не то, чтобы большая, но хорошо заметная, то есть, это событие тянуло на дтп. Слава богу, наконец-то! И теперь я не только смотрю в боковые зеркала даже там, где можно ехать вслепую, но еще и прилепила себе маленькие выпуклые зеркала, в которые видно то, что у нас называют blind spot.
Отъездила я год с лишним, и пришла пора сдавать вождение на full G права. Этот тест у меня был в прошлую субботу и так меня потряс, что, когда я после вылезала из машины, чтобы идти в офис МТО обновлять права, у меня дрожжали руки. Сейчас расскажу, отчего.
Сама процедура теста простая до безобразия. Регистрируещься через интернет в удобном тебе центре сдачи на удобное тебе время из доступного, приезжаешь на место, идешь в офис и говоришь, что приехал, и где запарковался. Потом сидишь, ждешь экзаменатора и мониторишь тех, кто приезжает уже с теста. Я сдавала на Eglinton West 5555 чуть ли не в самое ранне время, и все трое до меня свой тест провалили. Отличное начало дня.
Экзаменатором у меня был белый
(кто мне там желал белого?) сухонький старичок с очень хорошей
дикцией. Он зачитал мне свои вопросы, я поклялась, что езжу по
хайвею, он же поклялся, что не будет просить меня совершать
запрещенных маневров. На этом поехали. Проехали пару километров
вдоль по Eglinton, свернули направо, и меня попросили сделать
параллельную парковку у "вот этой машины". Я встала параллельно,
замигала направо, и тут сзади подъехала какая-то тетка и
запарковалась ровно на том месте, куда я целилась. Экзаменатор
пришел в дикое возбуждение, замахал руками, открыл окно и попытался
согнать тетку с места. Тетка пожала плечами, выключила зажигание и
вышла из машины. И в этот момент (я все еще мигаю направо) двое
молодых людей стали переходить улочку, на которой мы стояли, сзади
моей машины. Экзаменатор подпрыгнул на кресле и закричал: "эй,
ребята, вы что, не видите, машина мигает вправо, а вы тут
переходите! Это опасно!" Ребята удивились и остановились. А мой
экзаменатор вылез из машины (!) и начал объяснять бедным парням,
какие они идиоты почему нельзя переходить улицу
сзади паркующейся машины. Я же сидела, вцепившись в руль, и
чувствовала себя как кот Шредингера: ни жива, ни мертва. Наконец,
решив, что эта миссия выполнена, экзаменатор сел обратно в машину,
и мы поехали на хайвей.
Вообще-то, по хайвею ездить просто, как говорила моя бывшая сослуживица: разогнался, зажмурился и ехай. Тем более что в утро субботы на 427 хайвее мало машин, так что мы бодро прокатились в одну сторону, переехали мост и покатились в другую. И тут мой прекрасный пассажир говорит: выезжайте с хайвея на выходе Eglinton west на запад, и полоса, в которой мы едем сейчас, это – правильная полоса для этого выхода. Я это восприняла так, что мне с этой полосы уже не надо перестраиваться, и она плавно перейдет в выход – так у нас часто бывает. Но оказалось не так, и мы чуть не просвистели выход с хайвея, что мне, конечно, зачли как ошибку.
Ну ладно, выехали мы обратно
на Eglinton, и поступает еще одна команда: поменяйте полосу, когда
будет безопасно. Это уже была двойная подстава, потому что
приближался перекресток (а перед перекрестком менять полосы
нельзя), а в левой полосе ехала машина ровно параллельно мне,
причем в обычное боковое зеркало я ее не видела (она шла в слепой
зоне). А ведь обещал не просить выполнять запрещенные маневры!
Формально прикрылся фразой "когда это будет безопасно". Потом мы
еще поездили по округе, совершили все-таки параллельную парковку, и
я выслушала лекцию про устройство ручного тормоза. Потом лекцию про
разницу между знаками ограничения скорости. Потом про то, что мои
зеркала для слепых зон приносят только вред. А потом мы живыми
возвратились в экзаменационный центр.
- Вы сдали, - сказал экзаменатор, - хотя я должен проверить себя и
пересчитать ошибки.
В процессе теста все ошибки и удачи отмечаются на специальном
бланке. И он стал считать. Считал он раз сто
десять, а потом, видимо решил, что не получил от меня полной порции
фана, сказал: но сначала я объясню ваши ошибки. И стал объяснять.
Потом спросил, есть ли у меня вопросы. Вопрос у меня был, но
задавать его я не стала, так как знала ответ: он до сих пор жив,
потому что люди в Канаде добрые. На этом мы и расстались, я пошла
обновлять права, потому что таки сдала, а он – принимать экзамен у
очередной жертвы.
Я так подробно рассказываю про
этого героя, потому что он – реально первый и единственный не
вполне адекватный человек, которого я встретила в Канаде. Все
остальные, включая темнокожую девушку, принимавшую у меня вождение
на права G2, были вполне нормальными.
Вот так я и стала канадским водителем. Всем спасибо за внимание и удачи на дорогах!
|
</> |