Как я собственной персоной с последним русским царём встретился.

Странная штука ассоциативное мышление. Попался мне на глаза вот этот снимок и привёл к написанию этого текста. В промежутке между началом просмотра фотографии и написанием текста в голове моей промелькнули молодые мои годы, когда на картофельном складе я с последним русским царём повстречался. История непритязательная и вместе с тем поучительная - многое в себя вобрала и многому учит. Попробую её вам рассказать.
Вот это здание в лесах и сетке. Пацаном пятнадцати лет я пытался поступить в Нахимовское училище и во время экзаменов, медицинской и мандатной комиссии жил в матросском полуэкипаже. Мне думается именно в этом здании. Вспомнить трудно, всё же больше сорока лет минуло, но память не остановить и она понесла меня по своим волнам.
Снимок сделан с крыши здания на другом берегу канала. И вот тот другой берег носит такое романтическое название - Новая Голландия. Это пара островов. В историческом и туристическом Питере это терра инкогнито. Здесь гектаров семь земли, где не ездят трамваи и не ходят экскурсии. А мне повезло быть в Новой Голландии - немного позже, когда я стал курсантом учебного отряда подводного плавания. Это было лето 1975 года. Сейчас принято считать, что матросы и солдаты тогда дачи строили адмиралам и генералам, но мне не повезло. В числе ещё нескольких матросов был я отправлен на Новую Голландию освобождать от старой картошки картофелехранилище для приёма новой. Кто в этом месте ожидает увидеть липкую гнилую жижу - проходите мимо.
Сухое помещение в низком каменном здании из неоштукатуренного древнего красного кирпича изнутри было разбито на секции , выбеленными известью сухими досками. Секции оборудованы деревянными же коробами-воздуховодами. Картошка в секциях была насыпана сухая непроросшая. Вполне возможно её и до нас перебирали, но работать с ней было приятно. Грузили мы её во флотские ЗИЛы и куда её увозили мне неведомо. Только после трёх-четырёх дней этой работы приступили мы к другой.
Задача была простейшей. Вскрыть ящик. Пересмотреть содержимое на предмет целости, а упаковки сухости и сохранности. Испорченное изъять, целое упаковать обратно.
Я как всякий советский молодой человек был знаком с термином царская Россия - тюрьма народов. Говорили мне об утрате многих ценностей царской эпохи. О продаже украшений и золотых изделий в обмен на хлеб и станки с паровозами. Я даже догадывался о том, что побили и пограбили в годы революции и гражданской войны достаточно. Потом, в перестройку, было сказано, что явление это было тотальным и другим взбесившаяся чернь и пьяная матросня не занимались. И вот смотрю я на этот снимок и вспоминаю те ящики из Новой Голландии.
Были они разными по размерам и материалу, из которого были сделаны. Одни, попроще, из сосновых, крашенных в зелёные военные цвета и вторые, которых поменьше и которые из некрашенного темного дерева мраморные на ощупь и с внутренней глубиной на взгляд. Разбиты и те и другие на секции и общие крышки секций и у тех и у других имеют в качестве запоров по четыре защёлки. Вскрывать поэтому ящики легко. Предметы в ящиках упакованы по секциям и переложены тонкой древесной стружкой. Стружка сухая и, такое впечатление, как вчера уложенная - даже запах свежестроганного дерева чувствуется.
А извлекаем мы из стружек ... посуду. Каких приборов только здесь нет! Я и сегодня не знаю названия и назначения многих из них. К своему утешению я позже прочёл, что такое знание было тестом на дворянство - аристократы с детства приучались к пользованию этими приборами, а жалованные дворянством часто садились в лужу. Бывало гофмаршалы министрам иностранных дел замечания делали - вилку и нож так не держат - и министров мало утешало, что говорилось это на французском - всё же это долго был родной язык русской знати.
Но я отвлёкся. Общая тематика росписи посуды говорила о её принадлежности - якоря, корабли, морские пушки, баталии. В ящиках из богатой древесины тоже была посуда. Но как же она отличалась от первой! Благородный фарфор против простолюдина фаянса. Если вы мне скажите, что вы видели фарфор, то я вам скажу нет. Вы не видели фарфор. Идеальное просвечивающееся изящество невесомое в руках. Тема росписи более богата по сравнению с той, другой посудой. Узнаваемые виды Петергофа, пейзажи, животные и птицы и особняком посуда, где орнамент кромки составляют встречающие друг друга надписи Штандарт, разделённые якорями и на дне вензель в виде увитой завитушками буквы Н, венчающейся короной и опирающейся на римскую цифру II. То, что "Штандарт" это императорская яхта, а вензель в виде буквы Н знак последнего русского царя, я знал уже тогда.
Вот так вот молодой советский морячок бережно перекладывал сервизы, предназначенные для монаршей особы. А вы говорите грабили и били. Почти шестьдесят лет сохранны были к тому времени изящества. Вот где они сегодня сказать сложно. В 2005 Новую Голландию продали частному бизнесу. Планировались здесь туристические комплексы с отелями и магазинами - всё же центр Питера вот он, рядом. Но не срослось у бизнеса. Знаю, что году в 2010 Рома Абрамович прикупил территорию. Но вот были ли на месте к тому времени флотские склады Новой Голландии, в которых я таскал картошку и с царём встречался, я не знаю.
|
</> |