
Как я собирал подписи для Максима Каца

Я не хотел писать этот пост. Так уж вышло что когда я пишу большие тексты, их никто не читает — то ли писать интересно не умею, то ли описываю неинтересные явления, то ли просто медийного ресурса мало. Но в этот раз сам Максим просит меня написать — грех не уважить такого человека
Самого Макса я знаю давно, еще с лета 2012 года, когда впервые открыл его блог. С тех пор я много раз волонтерил для «Городских проектов»,а в январе-марте 2014 даже работал в Горпроектах на парт-тайме, помогал орготделу делать разные дела. В нынешнем российском политическом спектре идеи и взгляды Максима мне наиболее близки, я очень хочу видеть его в Мосгордуме. Поэтому когда Максим объявил, что будет собирать подписи и ищет сборщиков, я не колебался ни минуты. Вот она, работа моей мечты! Да и возможность заработать денег крайне приятна для бедного студента.
Все началось в пятницу, 13 июня. Макс принял решение о выдвижении и сборе подписей, ну а я принял решение о том чтобы ему помочь (времени у меня, как у сдающего сессию студента-юриста было много. Тогда штаб не планировал набирать много сборщиков: планировалась схема с 20-25 сборщиками и кучей помощников, которые должны были подводить сборщикам людей. Помощниками должны были стать как направленные штабом добровольцы, так и рекрутированные тобой друзья. Я предварительно договорился с 3 друзьями и еще опасался, что в сборщики меня не возьмут (я не успевал прийти на первое собеседование, так как был не в Москве). В понедельник прямо из аэропорта приехал на собеседование, приехал на полчаса раньше и поэтому работал швейцаром: встречал каждого приходящего сборщика, приветствовал его, предлагал кофе... Тогда пришло много крутых ребят, и я очень рад что со всеми познакомился.
В среду, 18-го, был первый день нашей работы: мы подписали договора, распределили рабочие смены путем жеребьевки (с этими бумажками была огромная путаница), и прошли тренинг.
Потом выдвинулись на первые три точки, пока без помощников. За те 4 часа я собрал 4 подписи, что было весьма непросто: для меня не проблема приставать к людям на улице, есть опыт — но как убедить их оставить подпись? Загадка для меня тогдашнего :)
И завертелось. В пятницу, 20-го, был мой первый нормальный рабочий день: мы собирали подписи во вторую смену в районе ФП, возле МФЦ. Со мной были трое помощников. Все шло как по маслу, подписи исправно собирались (собрали 23 но часть потом вычеркнули, осталось 17). Однако что-то пошло не так, когда к нам явился толстый мужик лет 60, ярый антисемит и житель соседнего дома. Вначале он ругался, разбрасывал наши стулья и угрожал физической расправой. Наиболее эффективное в таких случаях решение — набить ему морду — использовать было нельзя — мы, как-никак, политикой занимаемся. Пришлось вызвать полицию. Наряд приехал через 15 минут и провел с мужиком (который к тому моменту успокоился) воспитательную беседу: или он уезжает с ними за мелкое хулиганство, или уходит домой. Тот, не будь дурак, выбрал второе. Он ушел, а наряд уехал.
Стоило нам только вздохнуть с облегчением и вернуться к работе, как тот антисемит вернулся! Его поведение уже было более корректным, он уже никому не угрожал и вещей наших не трогал: просто спокойно и методично вел антиагитацию. Как вы понимаете, невозможно в чем-то убедить избирателя, если тому в другое ухо объясняют про жидовский заговор и мировое правительство. Надо было вторично вызвать полицию, но я не видел в его действиях состава правонарушения (потом понял уже), а морду бить, как уже говорилось, нельзя (хотя хотелось). В итоге мы свернули точку на два часа раньше планируемого времени, а я, крайне злой и раздраженный, поехал в штаб сдавать листы (первые дни сборщики сами сдавали листы в штаб, потом появились районные координаторы и они взяли эту работу на себя).
В субботу 21-го, мы как раз собрались хорошо поработать: ко мне пришло 4 помощников, точка была в Щукино — собирай не хочу! Но все пошло наперекосяк с самого начала работы. Сперва пришел Максим и выгнал одного из моих помощников, потому что ему не было 18 (я не знал что несовершеннолетним нельзя помогать). Потом пришел очередной антисемит, по счастью, не задержался на точке дольше 20 минут. Ну а потом пошёл ДОЖДЬ. Очень сильный, мокрый и холодный ДОЖДЬ в сочетании с сильным ветром. Добрые и отзывчивые люди возле метро Октябрьское поле сразу превратились в поток злых серых лиц, не желающих ставить подпись ни при каких условиях. Работу скоро пришлось прекратить. Итого за день на точке собрали 4 подписи, из них 2 испорчены дождем и не были приняты штабом. Пытались с помощницей ходить по квартирам, собрали 2 подписи за 2 часа на двоих. Неэффективно. Итоги того дня лучше всего описывает этот мой твит:
Однако все кончается, и полоса неудач — не исключение. На следующий день вдвоем с помощницей собрали 15 подписей, и сделали радостную фоточку щукинских сборщиков и координатора:
Наше веселье пытались испортить два мужика, один
антисемит а второй просто пьяный, но проходивший мимо сотрудник
полиции им все доходчиво объяснил. И вообще, полицейскими нам
всегда очень помогали, за что им большое спасибо.
Так уж вышло, что у меня большинство смен были в Щукино, поэтому с щукинскими избирателями, а также с местностью вокруг метро Октябрьское поле я познакомился ближе всего :)
Далее сбор шел по накатанной, так что и рассказывать особо нечего. Помощники постепенно сливались, так что примерно на пятый день сбора я остался один (как и большинство других сборщиков). У одной нашлись другие дела, другой уехал из Москвы, третий оказался неспособен к последовательной и методичной продуктивной работе... За день, работая в среднем по 7 часов, я собирал от 7 до 12 подписей, однажды ко мне присоединился бесхозный помощник и я поставил личный рекорд, собрав 23. Выглядело все это примерно так:
У нас появились конкуренты, тоже собиравшие подписи: руководитель щукинской ЕР Литовченко, провластный самовыдвиженец Сорока, упоротый националист Грузинов. Первый потом снялся с выборов, второй заявил что собрал подписи, но подавать их не станет и пойдет от ЕР, а третий, как ни странно, подал подписи в избирком. Непонятно, откуда они взялись: мы точно видели что его немногочисленные точки почти ничего не собирали.
Как-то раз встретил толпу сборщиков Марии Гайдар, которые шли заверяться к нотариусу. После разговора с ними выяснил, что у них в штабе адский бардак и им там не нравится, предложил перейти к нам, обещали подумать и записали телефонный номер штаба. Хедхантер 80 уровня :)
Разного рода сумасшедших по-прежнему встречалось много, но активных и волевых среди них больше не попадалось. Хотя были разные: бабулька, уверенная что ее соседи варят наркотики, радикальная экоактивистка обещавшая снести наш город и посадить тут лес, бабулька уверенная в том что у Максима 3 казино и он стррашный жулик, Свидетели Иеговы, а также толпа антисемитов, просто пьяных, а также запуганных людей боящихся давать свои паспортные данные.
С каждым днем оформление точек становилось все лучше: появились листовки, плакаты с именем кандидата и плакаты с фотографией, не хватало только программы (её и по сей день нет).
29 июня несколько выбилось из рутины: на точку привезли целую коробку красок в пульвелизаторах. Мы уж было решили, что пора набежать на точки сбора подписей конкурентов и раскрасить им лица, но нет! К нам приехал художник, который рисовал очень крутые и оригинальные плакаты:
1 июля взял первый и единственный выходной, чтобы сдать последний экзамен (и закрыл сессию на все пятерки, я молодец), а также сходить на митинг в защиту Янкаускаса. Несмотря на то, что он иногда пишет чушь какую-то, посадили его абсолютно неправедно по сшитому, политически мотивированному делу. Так нельзя.
2 июля случилось богатым на события: во-первых, утром
проходившая мимо группа гопников схватила стул с нашей точки и
унесла. Сам момент я не видел, так как стоял несколько в стороне и
спиной к точке, но видел второй сборщик. После того как он
рассказал это мне была развернута спецоперация «СТУЛ». Идти качать
права против группы молодых людей гоповатого вида желания у меня не
было, вместо этого я незаметно последовал за ними и по дороге
вызвал полицию. Эти граждане затерялись в толпе: как я понял, сели
в автобус, а стул то ли взяли с собой, то ли кинули в багажник
стоявшей рядом на аварийке машины.
Когда я подошел к машине и сделал пару фотографий, оттуда выскочил какой-то житель южных республик и начал материться, дескать, чего я его фотографирую. Однако, после того как я его пару раз послал, сей гражданин отвязался.
Тут позвонили из полиции и сообщили, что стул наш нашли на перекрестке неподалеку от военкомата. Я попросил привезти на точку: заявление писать мы уже не стали (времени нет, работать надо, да и шансы найти этих гопников невелики, нормальных фоток сделать не удалось). Так что стул мы вернули, победа! А полиции очередное большое спасибо.
Во-вторых, уже вечером 2 июля пошел ДОЖДЬ. Это был резкий ливень в сочетании с ураганным порывом ветра. Мою палаточку снесло (несмотря на то что одну из ножек я держал, а остальные были закреплены!). Промокло вообще все и до нитки, в том числе подписные листы. Правда, позже их удалось просушить вот таким незамысловатым методом, с ними все оказалось в порядке.
Ну а потом все как-то стало сложнее. Большинство активных и умных людей уже подписалось, самостоятельно на точки уже тоже никто не приходил... В результате в среднем в день я собирал примерно 4-6 подписей, что весьма негусто. Да и я устал порядком: жутко выматываешься от постоянного общения с этими избирателями.
5 июля устроили в Щукино одну супер-точку с музыкантами, там же присутствовали Максим и Илья Варламов. Мне там, правда, не очень понравилось, я ушел в другое место и вместе с планшетом и очень слабеньким (принес всего 3 подписи) помощником собрал 14 подписей, что безумно много для конца кампании. Супер-точка выглядела так:
6 июля был последним днем для меня. Усталость взяла свое, да и к поездке в Испанию, куда я улетел 9 июля, пора было начинать готовиться. За время сбора я совсем забросил другие дела, и даже довел квартиру до состояния полного беспорядка (все не хватало времени и сил убраться). Сбор подписей очень изматывает морально, это значительно сложнее чем простая агитация или там уличные опросы (и тем и другим приходилось заниматься, есть опыт). Убедить человека поставить подпись за ранее неизвестного ему кандидата (знающих Макса было меньшинство), оставить свои паспортные данные — это до ужаса непростая задача.
Тем не менее, попробовать явно стоило. Опыт, полученный в процессе столь активного общения, никогда не пропадет зазря. А еще я познакомился с кучей замечательных, молодых, умных и неравнодушных людей, чему архирад. Да и заработанные деньги (если вычесть то что я уплатил помощникам, лично для себя я заработал что-то около 27 тысяч рублей) греют душу. Очень надеюсь, что Максим попадет в Мосгордуму, и нам удастся что-то изменить в этом городе и этой стране.
Россия будет свободной!
|
</> |
