Как я преподавала ИЗО (Методы)

топ 100 блогов moyage31103.07.2021 "Нет мы легких путей не искали!" - эти слова советской песни буквально мой лозунг по жизни.
Могла ведь устроить нечто вроде детского клуба с развлечениями на рисовальную тему. Например, предлагать детям что-то раскрасить, обвести, нарисовать по схеме и т. д. Этого вполне бы хватило для детей со скромным уровнем способностей и в тех условиях, какие у нас имелись.
Как я потом поняла, мои будущие ученики (как и жэковское начальство) именно так и представляли себе уроки рисунка. Наставница  будет показывать  образец, который надо будет не мудрствуя лукаво,  повторять.

Как я преподавала ИЗО (Методы)

Но во мне были сильны воспоминания об изостудии, которую я посещала в детстве и я решила, по-возможности, использовать этот опыт.

Для начала я дала понять своим подопечным, что рисовать им надо будет самостоятельно. Я не буду тянуть их за собой в гору. Им придется подниматься самим - я буду только немного подталкивать сзади, подсказывать более удобные пути и помогать им преодолевать особо опасные кручи.
Рисовать - это не только водить карандашом или красками по бумаге. Это означает в первую очередь думать.
Сначала надо понять, что ты хочешь сообщить своим рисунком (если, конечно, речь не идет о чисто студийных, учебных работах) и только потом решать, каким образом это сделать - искать нужные средства.

Естественно, я не выступала перед второклашками с такими речами. Никаких деклараций не озвучивала, правил не писала.  Я просто своими действиями гнула такую вот линию.

+ На каждом уроке я предлагала свою тему, но не настаивала на ней, если какому-то ребенку она не нравилась или он в этот момент не был на нее настроен.

+ Давала подсказки (в основном, используя тактику наводящих вопросов), если видела, что творческий процесс зашел в тупик.

+ Хвалила, когда появлялись хотя бы проблески удачных решений.

+ Никогда не критиковала, не забраковывала работу, какой бы "убитой" она не была!

+ Добивалась того, чтобы начатый рисунок был доведен до конца, даже если что-то в нем пошло наперекосяк. Настаивала:  надо разобраться, что именно получилось не так и затем обязательно переделать. Пусть не получится на пять, но будет приобретен бесценный опыт осознания ошибок и их исправления.

+ Не ставила никого в пример таким вот образом: посмотрите какой отличный рисунок получился (у Оли, Тани, Вити), Отмечала положительные моменты:  интересный подход, новый взгляд и навык, но не возводила чью-то работу в ранг идеала... Детям свойственно повторять, подражать, однозначное признание рисунка превосходным может вызвать бездумное  обезьянничанье (дети те еще мартышки: спросите у них - на что похоже это облако? самый бойкий и авторитетный среди них быстро скажет - на слона, и все остальные эхом будут повторять - на слона. Так вот, чтобы потом у всех и каждого в рисунках не плодились "слоны", а появлялись и другие не менее чудесные "животные",  не надо акцентировать общее внимание на каком-то "слоне", каким бы хорошим он не был. Его автора лучше осыпать комплиментами тет-а-тет.)

+ Оценки я вообще не ставила. Хотя дети, приученные к школьной системе, сами иногда просили!

+ Я не предлагала никаких готовых приемов - хотела, чтобы дети сами пытались их нащупывать, изобретать - в той манере и с тем пониманием, которые свойственны каждому из них от природы. Может, результат у них будет получаться не таким привлекательным, как у тех, кто следует образцам, которые придумали взрослые,  но это будут их собственные достижения!
(Приведу пример, чтобы было понятно, что я имею ввиду: меня как-то впечатлил рисунок, сделанный ребенком моей подруги. Я не уставала  восторгаться - какая фантазия , какой вкус!...

Как я преподавала ИЗО (Методы)

А потом на выставке детского рисунка я увидела стопятьсот подобных рисунков - в том же стиле, с тем же подходом... Отличались только детали, но по сути всё было одинаковое.)

Поначалу у нас - у моих учеников и у меня - ничего не получалось. Рисунки были... никакие совсем. Настолько никакие, что даже исправлять в них было нечего... Я уже хотела было сдаться и разрешить валять дурака копировать и раскрашивать... Но тут я вспомнила одно упражнение, которое было обязательным в моей старой изостудии - рисование набросков с натуры перед каждым уроком.
Я не знала, что из этой затеи получится -  как нерисующие дети будут справлятся с непривычным и сложным заданием, но, на удивление, дело пошло!...
(Продолжение следует)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кому из моих друзей интересно я выложу ссылки на много картинок со свадьбы в Монако. Гражданская церемония была вчера, а религиозная - сегодня. Молодожены князь Альбер и принцесса Шарлин Монакская. жмите на картинки и смотрите много много ...
С годами появляется много знакомых лиц - точнее, наверное, сказать - типов лиц. Идет незнакомый человек, и видишь - ну один в один тот знакомый и еще тот когда-то виденный человек. Причем речь не о какой-то общей типологии, овал лица там или полнота губ - а именно о характерологии. Если с ...
Олег Даль в роли Печорина «Я вернулся домой … Ядовитая злость мало-помалу заполняла мою душу … Я не спал всю ночь. К утру я был желт, как померанец». Узнаете цитату? Ну как же? Знаменитый автор строк «...без дураков было бы на свете очень скучно!», «...мирный круг честных ...
Общалась вчера с заведующим нашей районной детской поликлиникой. Олег Владимирович жалуется: "После наплыва беженцев и переселенцев с Украины количество положительных манту у наших детей возросло в разы. Просто людей с открытой формой ...
Более 10 лет назад когда я увлекался фотографией в моде были всякие мастерклассы и другие формы обучения для фотографов. Были они двух видов. Первый заключался в том что получившие известность благодаря своим работам фотографы ездили по городам и на встречах показывали что наснимали, ...