Художники: оценки и самооценки

топ 100 блогов moyage31127.06.2021
Сколько копий сломано в спорах о том, что такое талант, что такое гениальность и можно ли приравнивать к ним мастерство и профессионализм. Кого можно считать художником, а кто без всякого основания так себя называет. Можно ли провести четкую грань между искусством и ремеслом...
Объявленный организаторами челлендж  #92наброска послужил для меня поводом вспомнить не только о моем когда-то очень сильном увлечении - рисовании, но и о том, что одно время я была свидетелем и даже участником бесед, где поднимались эти поистине вечные вопросы. Горячие обсуждения происходили в компании людей, имеющих непосредственное отношение к художественным специальностям.

Художники: оценки и самооценки
Фото из интернета

Я хотела об этом написать, но у  меня всё не находилось времени, чтобы подступиться к этой сложной теме.
И тут, к своей радости, я наткнулась на интервью художника из той самой  давнишней моей компании, где он рассуждает обо всем об этом.
Я решила не мучить свои мозги попытками  вспоминить, что было говорено когда-то в частных беседах, а привести  точные, выверенные, последовательные и задокументированные высказывания  вполне компетентного человека.
(Если нет времени читать весь текст, можно прокрутить и прочитать в П.С. "сухой остаток" этого интервью)

Можно ли сделать из человека художника или он должен с этим родиться?
— Раньше говорили: научить рисовать можно и обезьяну. Кстати, в этой фразе есть доля правды. Научить можно — чтобы были более или менее гармоничные работы. Но стать великим художником — божий дар.


Что такое школа для художника?
— Это основа основ, правильно сформированное мышление и умения. Человек должен уметь думать, рисовать, компоновать. После художник делает себя сам. Когда я чувствовал, что мне не хватает рисунка, садился рисовать. Долго и упорно. Понимал, что не могу сделать то, что хочу, — не хватает умений. Были идеи — не было мастерства.
Рост мастерства — это закономерный процесс для работающего человека. Не могу сказать о себе: "Я — великий художник". Это раньше я был гений. Но однажды, выйдя из мастерской, обнаружил: гении — все вокруг, и... вышел из гениев. Хотя, с другой стороны, если художник не назовет себя гением, кто его заметит? Вот ты идешь по базару, а старушка кричит тебе "Купи, сынок, у меня лучок! Такой свежий, такой сладкий". А представь себе, она заголосит: "Купи, сынок, у меня лучок—он, правда, не очень. То есть совсем даже.. Одним словом, дерьмо лучок..."
Сказать: "Я — гений!" — право художника, но право другого человека — посмотреть на его работу и сказать: "Извини, друг!"


Ты слишком "обнажен" в своих работах?
— В них я просто голый. И абсолютно уязвим. Знаешь, в чем еще художник уязвим прежде всего? Дело не в том, что там на картине изображено, не в сюжете, а в том, что если художник беспомощен, ему не хватает идей или он попросту плохо владеет техникой, своей работой он расписывается в этом. Сначала он выносит на суд зрителей свою беспомощность, а потом выдает ее за гениальность. Эта абсурдная ситуация происходит, на мой взгляд, только в живописи. Представь себе, что в науке появляется такой вот "гений". Ему немедленно укажут на дверь


В науке — свои законы. Прости, но более объективные, чем в искусстве.
— Согласен. Тогда вернемся к искусству. Средней руки музыкант вдруг объявляет: "Я гений!". Один раз на его концерт пойдут. Послушают, убедятся в обратном — и оставайся сам с собой, гениальным. В живописи происходит реальное замыливание глаз. Что самое поразительное? Общая тенденция такова. Художники пишут о себе: "Моя картина находится в коллекции такого-то", "Меня купил такой-то". Дальше - понятно: "Ты тоже покупай меня, раз меня купил Он". Иными словами, искусство ценно, потому что его кто-то купил. Уже никто не говорит ни о рисунке. ни о живописи. Никто не говорит: "У меня свежие, хорошие идеи". Речь идет только о продаже...

А друзей-художников у тебя много?
— Мы именно друзья, то есть практически не разговариваем на узкоспециальные темы. Но самому себе я всегда стараюсь объяснить, почему что-то у одного очень хорошо, а у другого — не очень. На самом деле, это работа искусствоведа, который должен сказать, почему это хорошо, а это плохо: где нечто подобное было, откуда «растут ноги» у этой картины. Все люди воспринимают искусство одинаково, на уровне "нравится — не нравится". А профессионал отвечает на вопрос, почему нравится, а почему — нет. Художник может рассказать, что он хотел сделать, искусствовед - что получилось.


А если "ног" нет? У тебя, например, архетипичное мышление?
— Конечно. Но "ноги" практически всегда есть. И это нормально. Искусство не сегодня придумано. Все друг на друга влияют. На Сальвадора Дали повлиял Веласкес. Хорошо, когда можно что-то отыскать. Хуже — когда наоборот.

Из "ничего" может получится  только "ничего"?..
— Именно. Вообще, искусство — сложная штука и говорить о нем... А ты как думаешь, что такое искусство?

В свое время Ницше сказал, на мой взгляд, очень точную фразу и очень в своем духе: "Искусство — есть форма властвования над людьми".
— Да, это хорошо... А у Даля, — помнишь? Искусство, искусный — мастер в своем деле.


Понять, что такое — настоящее искусство, а что — меньше, чем даже не подделка, время помогает. Оно  проставдяет оценку своим маркером. А что делать современникам художника? Как оценить творчество? Как попасть в точку?
— Попробуй применить пять моих принципов: идея, рисунок, цвет, композиция, внутренний мир художника.
Первое — идея. О чем думает художник - его мысли, что он в жизни придумал. Второе — рисунок. Я всегда рекомендую людям, которые хотят купить картину, посмотреть, как художник рисует. Рисунки — отдельная тема. Художник должен уметь рисовать: рисунок — скелет живописи. Микеланджело, Ботичелли, Дюрер, Леонардо были прекрасными рисовальщиками. Третье — живопись, цвет. Как художник им владеет. Цвет — это божий дар. Правда, существует еще и воспитание, которое позволяет чувствовать гармонию цвета. Композиция. Как художник умеет все это — идею, умение рисовать, владение цветом — объединить в единую композицию. Сумеет ли он это сделать? И последнее. Все это должно стать искусством. Это уже не объяснить словами. Просто ощущаешь на уровне подсознания - да, это оно. Как это объяснить?
Но, пожалуй, главное — это индивидуальность художника, его внутренний мир. То, что присуще только ему. Особый стиль, манера письма, узнаваемость...

А как работаешь ты?
— Обычно я начинаю с небольших эскизов. Их у меня целый альбом. Есть и рисунки — графика, карандаш.. Однажды еще в художественной школе одна преподавательница сказала мне то, что я оценил много позже: "Карандаш — очень гармоничная вещь. Придуманный много-много лет назад, он не поменял свою форму — настолько грамотным было это изобретение. Рисование карандашом — невероятное наслаждение. Я безумно люблю карандаш как предмет — беру в руки и получаю от этого удовольствие. Рисование карандашом — черное и белое — невероятно притягательно для меня. Это школа, которую должен пройти художник.


Как же тогда быть с Анри Руссо, Пиросмани, Примаченко, не имевших специального образования и не обучавшихся рисованию? И вообще с наивной живописью, которую тоже называют искусством? Лет в сорок человек приходит домой с работы и понимает, что нет жизни без холста и красок...
— ...а потом что-то становится высоким искусством, а что-то нет. А теперь представь очень похожую ситуацию: человек идет после работы в магазин и покупает скрипку. И представляет, как будет гениально играть. Сыграет ли — вот в чем вопрос! Нужна школа, а людям кажется, что в живописи как будто и нет. Как будто... Я — убежденный сторонник профессионализма во всем, в любой сфере. Мир должен принадлежать профессионалам.


А как быть с нефигуративной живописью?
— У абстрактной живописи — другие задачи: с помощью цветового пятна человек должен выразить настроение, состояние. Как правило, удел абстрактной работы — декоративная роль. И это немало. Даже если речь идет о наборе цветных пятен. Все должно быть, как минимум, гармонично, и на картину должно быть приятно смотреть. Вообще, живопись — любого направления — должна нести человеку радость от ее созерцания.


П.С.
Я выделила в ответах то, что мне показалось особо интересным и созвучным моим мыслям.
Из созвучного я сделала краткую выжимку :
1. Художник вправе оценивать себя, как угодно. Иногда от того, как он себя подаст перед публикой, зависит, сможет ли он жить своим творческим трудом.
2. Рядовой зритель имеет право выражать свое отношение к автору, как своим вниманием (и мнением), так и рублем.
3. Более взвешенные оценки дают искуствоведы, но в конечном итоге имя художнику делает самый главный оценщик - Время. Пока оно не скажет своего слова, можно говорить всё, что угодно - как в восторженном плане, так и наоборот. (впрочем, никто не запрещает высказывать свое отношение в категориях "нравится - не нравится" и в адрес признанных авторитетов - им от этого не жарко и не холодно)
4. Даже убежденный стороннник профессионализма не отрицает того, что  существуют гениальные самоучки, которые оставляют свой яркий след в истории искусства, потому что им тоже дана способность дарить людям радость от созерцания.

А с чем из этого согласны или несогласны ВЫ?

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Что объединяет Яну Рудковскую и Леру Кудрявцеву, помимо страстной любви к фотошопу?

 Фото: Соцсети За последние 15-20 лет стиль ни одной, ни другой не претерпел никаких изменений. Обе постарели, но так и остались верны своим образам из «нулёвых». 
 
Баба Яга десятилетиями рядится ...
У меня случился давеча спор. Да даже не спор, а друг огорошил меня интимным вопросом: мол, как считаешь, что бы выбрали большинство мужиков - большой размер члена, но с тем условием, что партнерши будет маленькая грудь. Ну и второй вариант, маленький член, но зато у партнерши большая груд ...
Не правда ли, любопытно, что из всего "Сатурна" новую работу первым получил не кто-то из игроков, а интересные там есть, а тренер? Я имею в виду Гордеева в донецком "Металлурге". Мне кажется, решение сразу переехать в другую страну и ...
Так уж сложилось, что именно борщ стал мужским идеалом хозяйственной невесты ("чтоб борщи варила") и предметом ненависти феминиствующих женщин ("всю жизнь борщи варить?"). Причем множественное число явно так указывает, что борщ стал собирательным ...
Буксировка самолёта - это процесс, который в той или иной мере затрагивает многих участников (водители, техники или механики, буксировочная бригада, диспетчеры, представитель авиакомпании, ... ). Также он имеет много нюансов - как организационных, так и технических. Я расскажу вам ...