Как я обнаружил, что у меня не одна совесть, и почему это ничего не объясняет
padolski — 26.03.2024Сидя однажды вечером за чашкой чая и размышляя о своих многочисленных жизненных ошибках, я наткнулся на сенсационное открытие ученых из Оксфорда.
Оказывается, в нашем мозге существует особая область, ответственная за моменты "а вдруг я неправ?".
Эта область, называемая боковым лобным полюсом префронтальной коры, по размеру напоминает кочанчик брюссельской капусты и является уникальной исключительно для людей.
Таким образом, ученые фактически обнаружили физиологическое воплощение совести.
И вот тут я задумался.
Если у каждого из нас есть такой орган совести, то как же тогда объяснить действия тех, кто по истории и личным наблюдениям явно демонстрировал отсутствие любых признаков сожаления или моральных сомнений?
Я начал вспоминать исторические примеры и личные встречи с людьми, у которых "орган совести", судя по всему, был атрофирован или вообще не развит.
Мне стало понятно, что дело не так просто.
Может быть, у некоторых этот кочанчик брюссельской капусты просто больше или активнее?
Или, возможно, наличие двух таких органов за бровями создает внутренний конфликт между "должен" и "хочу", между ангелом на одном плече и дьяволом на другом?
Это открытие подталкивает к мысли, что моральная дилемма между добром и злом может иметь не только философскую, но и чисто физиологическую природу.
Но тогда возникает вопрос: если наша способность к сожалению и моральному выбору определяется размерами и активностью определенной области мозга, правомерно ли винить людей за их поступки?
Или мы просто рабы своей биологии?
Однако, опираясь на личный опыт и знания о поведении людей, я пришел к выводу, что дело не только в физиологии.
Ведь даже имея "стандартный набор" боковых лобных полюсов, люди способны на самые разные поступки.
Возможно, наша совесть – это нечто большее, чем просто область в мозгу.
Это сложное взаимодействие воспитания, общественных норм, личных убеждений и эмоций.
Так что, хотя открытие Оксфордских ученых безусловно интересно и важно для понимания работы человеческого мозга, оно не дает окончательного ответа на вопрос о природе совести.
Похоже, что попытка свести мораль к чистой физиологии – это упрощение.
Совесть – это гораздо более сложная штука, чем кочанчик брюссельской капусты в нашем мозгу. И это хорошо, потому что делает наш моральный выбор значимым и личным.
|
</> |