Как я была общественным наблюдателем

топ 100 блогов mama_gremlina10.06.2019 В четверг, 6 июня, в день десятилетия со дня нашей свадьбы, я была общественным наблюдателем на ОГЭ по математике в школе моего старшего ребенка. Школа располагается в центре Петербурга и принимала на экзамен девятиклассников из двух школ (соседней общеобразовательной и прославленного ФМЛ 239). Мне все это было интересно сразу по ряду причин:
- Так ли все ужасно, как говорят (снятые двери туалетов, террор и закрытые окна)
- А как вообще это происходит
- Как ведут себя учителя-организаторы
- Чем отличаются ученики 239 от учеников остальных школ

1. Подготовка
Чтобы стать общественным наблюдателем, надо зарегистрироваться, прочесть методические указания по проведению экзамена (никакие не 150 страниц, вполне посильный объем) и приехать в проводящую экзамен организацию с паспортом за некоторое время до часа икс, чтобы подтвердить свою личность и намерения. В день экзамена тоже надо приехать примерно за час до начала с тем же паспортом (и, возможно, но необязательно, ещё раз послушать инструкцию в изложении официального лица).
Методические указания очень подробные, и хоть и "птичьим", официальным, языком написаны, но понять, что должно произойти на экзамене, а чего не должно, вполне можно. И ОГЭ, и ЕГЭ рассмотрены в одном документе.

2. Как мы пришли на экзамен
Я пришла на экзамен раньше всех, чтобы успеть проводить моего собственного ребенка, который ехал на тот же экзамен, но в другую школу. На входе у меня не спросили паспорт и показали, куда идти. До второго этажа школы все входы и выходы были свободны. На втором этаже сидели регистраторы, и одна из лестниц ещё выше была перекрыта, а на другой стояла рамка и двое проверяющих. На рамке висела табличка ППЭ, а сбоку - объявление о том, что внутрь ППЭ нельзя проносить мобильные телефоны.
Регистрирующие учителя поймали меня, проверили паспорт и отправили сдавать вещи в библиотеку. Из библиотеки отправили в кабинет напротив ожидать финального инструктажа и пить чай с печеньками.
Осмотревшись и оценив плакаты в кабинете (это особая школа, и даже на плакате, иллюстрирующем различия единиц изменения времени, в качестве примера того, что такое микросекунда, была нарисована молекула какого-то фермента и давалось сообщение, что эта молекула разворачивается в наиболее энергетически эффективную структуру за 5 микросекунд), я решила, что мне скучно есть печеньки в одиночестве, взяла телефон и пошла все фотографировать. Сначала я сфотографировала кабинет физики и печеньки. Потом библиотеку. А потом - столы с регистрирующими учителями. В этот момент ко мне прибежала одна из них и стала заставлять немедленно убрать телефон, потому что телефоны нельзя. Когда я процитировала методические указания по проведению экзамена, а также указала на их собственное объявление о том, что телефоны нельзя проносить на ППЭ (пункт проведения экзамена), то есть, через рамку, а здесь, до входа, я могу, если захочу, сесть на пол посреди коридора и смотреть на ноутбуке мультики про лунтика или проводить финальное консультирование по скайпу, градус неодобрения лишь повысился, и я решила не ссориться. Потому что хотела пробыть на экзамене до конца. Отнесла телефон в библиотеку и пошла к печенькам. В кабинете физики к тому времени уже было много других наблюдателей. Школа предоставляла три этажа, по 5-10 кабинетов на каждом, поэтому наблюдателей надо было много: по одному в кабинет и в коридоры.
Вскорости после этого пришла замдиректора и, назначив каждую из нас в конкретный кабинет, кратко пересказала нам ещё раз содержание методички. В частности, ответила на мой вопрос о телефоне, сообщив, что, как я и думала, до рамки я могу хоть прямую трансляцию происходящего вести вКонтакте. И тогда я пошла в библиотеку, взяла телефон и все-таки сфотографировала коридор перед рамкой, где уже выстроилась очередь желающих сдать математику.

3. Как пришли ученики
Ученики пришли как-то одновременно. Вот только что никого не было - раз - и толпа в коридоре. Шумят, двигаются хаотично, смеются, на затюканных испуганных зайчиков ни разу не похожи. Некоторые веселятся, одетые в шорты, сарафаны, похожие на купальники, и рваные джинсы, строят планы на "после экзамена", некоторые стоят серьезными группами в жилетках и рубашках и смотрят на окружающий мир отрешенно и снисходительно.
Через рамку проходят по одному, показывая, что принесли. Принести можно паспорт, ручки, линейку, воду и еду. Если все это спрятано в сумочку, просят открыть сумочку и показать, что в ней больше ничего нет. Потом сумочку разрешают нести на ППЭ. Если шоколадка запечатана, просят открыть или надломить (потому что, как мне объяснили, они иногда в шоколадную обертку телефон прячут). Но, например, девочку с запечатанной, простите, прокладкой, не попросили ни достать её на воздух, ни тем более открыть, хотя формат тоже вполне подходил под сокрытие телефона. Так что истории о снятых лифчиках, может, и имеют место на каких-то конкретных сошедших с ума местах, но в центре Петербурга личное пространство сдающего экзамен уважают.
С другой стороны, наблюдала веселого парня с телефоном в кармане штанов. Телефон топорщился, проверяющие попросили показать, что в кармане и, увидев телефон, отправили парня сдавать его в сумку. Через какое-то время парень вернулся и показал пустой карман. Телефон обнаружился во втором. Его отправили снова. Ещё через какое-то время он вернулся, показал оба пустых кармана и прошел внутрь.
А там и для нас наступило время подниматься в свои кабинеты

4. Зачем нужны наблюдатели и что они делают
Наблюдатель сидит в классе на специальном стуле (который он может переместить до начала экзамена куда хочет, если на выбранном организаторами месте ему неудобно). Сидит столько времени, сколько хочет, но чтобы иметь возможность сообщить о нарушениях (или о том, что их не было), должен просидеть не менее 50% времени экзамена. В любое время наблюдатель может встать и никому ничего не говоря уйти. Выйти в коридор, подышать воздухом, выпить воды (которую он так же как и ученики оставляет на столике у входа в кабинет), съесть еды, выйти из ППЭ, чтобы позвонить родным, вернуться обратно и сесть на свое место. Ученики могут все ровно то же самое, кроме двух моментов: им нельзя покидать ППЭ до того, как они сдали работу, и им нельзя встать и выйти без спросу. Они могут встать и выйти в любое время и на любое время, не выходя за пределы рамки: пить, есть, в туалет, просто гулять по коридору, но перед выходом они должны поднять руку и получить разрешение организатора.
Наблюдатель нужен для того, чтобы:
- поднятые руки фиксировались как можно быстрее, и ребенок как можно быстрее получал свои разрешения выйти, дополнительный бланк или ответ организатора по организации экзамена
- ребенок действительно получал эти бланки, выходы подышать и все такое
- организаторы не зверствовали и не удаляли ребенка с экзамена за улетевший листок
- окна открывались и закрывались по необходимости
- и все такое

5. Как проходит экзамен.
В 10 утра ровно организаторы встают и нудным голосом зачитывают инструкцию по проведению экзамена, которую все и так уже знают. Их никто не слушает, но так положено. После зачитывания детям демонстрируется запечатанный пакет с заданиями, он вскрывается и КИМы раскладываются по партам вместе с черновиками. После того, как раздающий организатор возвращается на свое место, второй организатор пишет на доске время начала (текущее) и время окончания. Экзамен начался.
Экзамен проходит тихо и уютно. Дети спокойно читают КИМы, пишут прямо на них решения, черкают на черновиках, роняют их на пол, поднимают обратно, шуршат ими, задумываются, глядя в окно, едят колпачки ручек, кладут голову на руку - ведут себя как обычно ведут себя дети на школьной контрольной. Разве что под стол на коленки никто не смотрит - телефоны-то отобрали, а цена "попадания" при заглядывании в написанную на ноге шпаргалку слишком высока. Реально, пишут, никуда не подсматривая. Я препод, я списывающих вижу - эти не списывали. В моем кабинете была половина из 239 и половина из обычной школы - не списывали ни те, ни другие. Впрочем, я и необходимости списывать не вижу. Эти экзамены, что бы про них не говорили, не такие уж и сложные. Тематические контрольные в течение года бывают намного сложнее. Я слышала вздох облегчения, пронесшийся по кабинету, когда дети получили листочки с заданиями. Они все это могли решить - и решили.
Где-то час все писали экзамен, никуда не отвлекаясь. Многие просили дополнительные черновики и даже дополнительные бланки для второй части. Дополнительный бланк выдается организатором по целому протоколу: записать в него номер старого бланка, записать их номера в специальный лист выдачи дополнительных бланков - минуты полторы занимает.
Потом дети начали ходить пить и в туалет. Ходят пить по одному, предварительно подняв руку. Организаторы проверяют наличие коридорных организаторов в коридоре (их там трое, то есть, одновременно выйти могут три человека из всех кабинетов на этаже), и если свободный "коридорный" есть, разрешение получается. Без разрешения вставать и говорить нельзя, можно только поднимать руку. А организующие учителя такие уставшие от всей этой эпопеи, что сидят на своих местах в полусне, и я их прекрасно понимаю. Поэтому, когда дети поднимали руку, а организаторы их не видели, вставала и голосом привлекала их внимание к ребенку я. Мне можно и вставать без разрешения, и говорить - я наблюдатель.
Где-то с середины экзамена потянулись на выход. Только пара девочек сдала пустые бланки второй части (при заполненных первых). Это значит, что больше четверки им не светит, но судя по счастливому выражению их лиц, их это полностью устраивало. Остальные сдавали целую стопку: бланк с короткими ответами и три-четыре бланка с развернутыми решениями второй части.
За полчаса до конца организаторы-учителя предупреждают, что до конца полчаса. Но на самом деле экзамен в нашем кабинете закончился даже раньше, за 15 минут до официального окончания. Последний мальчик сдал свою работу и в присутствии меня и его все бланки сложили и запечатали в конверт, аналогичный тому, в котором прибыли КИМы. После чего мальчик пошел забирать свою сумку, а я - заполнять бланк наблюдателя о нарушениях.

6. Были ли нарушения
Исключая попытку отобрать у меня телефон в коридоре перед рамкой (то есть, до входа на ППЭ) - не было. Двери в туалетах присутствовали на каждой кабинке. Щеколды тоже присутствовали и работали. Организаторы провожали детей до тех дверей, которые в коридор. На столиках у кабинетов стояли бутылки с водой и лежали развернутые шоколадки. Их почти никто не ел - не до того им там. Некоторые выходили просто гулять по коридору и приходить в себя. Бланки и черновики выдавали без единого комментария, по запросу. Никто не шумел, не вставал с места без спроса. Организаторы (и наблюдатели) сидели без средств связи и бумажных носителей информации. У организаторов хотя бы была возможность коситься на сданные КИМы, лежащие ровной стопкой и читать взглядом верхний лист, а у наблюдателей одно развлечение: смотреть на пишущих детей и радоваться, как горячее 33-градусное солнышко греет спину через открытое окно. Да, окна были открыты.

7. Интересно ли наблюдать за детьми?
Очень интересно! Я старалась рассматривать их как можно менее отвлекая, но они такие хорошие! Такие разные! Сосредоточенные девочки, серьезные мальчики, сидят и пишут. И очень хочется сделать несколько обобщающих наблюдений, хотя вообще я не сторонница обобщений, но в данной ситуации уж больно почва благодатная: сравнить детей из 239 и из просто школы.
Заглянув перед экзаменом мельком в таблицу с рассадкой учеников по кабинету, я заметила, что тех и других в моем кабинете поровну. И задалась целью определить, кто есть кто, а потом проверить. Так вот почти всех я распознала верно. Чем они отличаются? Не только одеждой, хотя двое из девяти пришли в форменных шерстяных жилетках поверх рубашек с коротким рукавом (да, в плюс 33). Не только знаниями, хотя несколько писали решение сразу на дополнительном бланке, пафосно игнорируя черновики. А знаете, такой уверенностью в себе. Устойчивостью. Твердым убеждением, что ты на своем месте и имеешь право. Именно они, развалившись на стуле, качая ногой, размышляли над задачей. Именно они, повернувшись на 90 градусов, глазели в окно. Восемь школьников и школьниц, в том числе те, кто сдавали пять дополнительных бланков с полностью решенной второй частью, сидели тихо, как мышки, почти не двигаясь и не меняя положения тела. Все-таки, 239 дает что-то более важное, чем знания предмета...
Но как раз знания предмета меня, между прочим, разочаровали. Мне были видны решения двух ближайших ко мне ребят, и в конце я заглянула в листочек последнего мальчика (он тоже был из 239). Во всех решениях мальчишки забыли выколоть недопустимую точку на графике в 23 задаче, радостно сократив дробь. И тем самым, потеряли оба балла за эту задачу. Видимо, в 239 в этом году упустили понятие области допустимых значений аргумента ;)

8. Так ли страшен экзамен, как его малюют?
Как я и предполагала, вообще не страшен. Но в отличие от диванных экспертов, я теперь владею двумя объективными свидетельствами: методическими указаниями по проведению экзамена (которые должны соблюдаться и которыми можно вербально размахивать на экзамене, если не соблюдаются) и личным опытом.

Теперь на ЕГЭ хочу попасть.
Но на ЕГЭ я пойду не наблюдателем, а сдающей. В следующем году.

P.S. И уж заодно похвастаюсь тем, что в этот день 6 июня меня дважды приняли за девятиклассницу. Сначала попросили паспорт на входе в кабинет, чтобы сверить с листом рассадки, и только не найдя меня в этом листе, признали во мне наблюдателя. А потом на выходе из ППЭ организатор попыталась развернуть меня, идущую в сторону библиотеки, в обратную сторону, в кабинеты, где хранились вещи сдающих, со словами "Тебе не туда!"
Не, так-то я понимаю, что это не я хорошо выгляжу, а некоторые 15-летние девочки плохо, а я вполне себе смотрюсь на свои почти 40, но все равно чем-то приятно %)

Могу ответить на вопросы, если вдруг они остались

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Недели 2 назад Лёхинд опубликовал боян про Шамаича . Напомню, что на тот момент в тренде давно уже была хохма "Мама! Меня фура убила!" Над Гурочкой смеялись даже его преданные почитатели. У Лёшика случилась подлинная истерика в комментах, ...
...
...
Жить в Москве я бы не смог, потому что для меня там слишком сильна энергия денег и власти, которая, как очень сильное магнитное поле, изгибает психику живущих там людей. Борис Гребенщиков ...
...