Как встать звездой - 3
qebedo — 02.10.2021 Как обычно - честно скопи3,14зженно отсюда.Действующие лица и исполнители (окончание)
Забудьте мои пошлые-прошлые слова о самом старом генерале Итальянской армии — наибольшей древностью в ей был командир 5-й дивизии Франсуа Макар, родившийся в 1738 году. Он участвовал еще в Семилетней войне — простым пехотинцем, был ранен в сражении у Миндена, потом перешел в драгуны и выслужился в офицеры в 1785 году. В 1794 году, уже 56 лет от роду, он стал бригадным генералом, а в 1795 году — дивизионным. В мемуарах Марбо есть его очень живописная характеристика: «...Находясь во главе войск, никогда не упускал случая, чтобы не прокричать: „Смотрите, сейчас я стану зверем!“ Он снимал с себя одежду, куртку, рубаху и оставлял только шляпу с султаном, штаны и огромные сапоги. Оголившись таким образом до пояса, генерал Макар открывал всем свое волосатое, как у медведя, тело, что придавало его облику очень странный вид. Превратившись в животное, как не без оснований заявлял он сам, генерал бросался сломя голову с саблей в руке на вражеских кавалеристов, безбожно ругаясь...». Но многие исторЕГи до сих пор злятся и говорят, что это поклепЪ… Его очень небольшая (резервная) дивизия (3690 штыков) охраняла перевал Тенде.
Генерал Макар - то ли зверь, то ли нет... (кликабельно)
Как и 6-я дивизия (3136 штыков), которой командовал 43-летний дивизионный генерал Пьер Доминик Гарнье. Это тоже был старый солдат — шесть лет он служил в Вест-Индии, потом еще четыре года в драгунах, в 1789 году вступил в Национальную гвардию. Воевал в Альпийской и Итальянской армиях, получил чин бригадного генерала в 1793 году. Увы, его таланты Аполион заклеймил теми же самыми словами, что и о Мейнье (см. предыдущую серию) — «не способен командовать батальоном в такой активной и серьезной войне». В составе армии имелись еще три дивизии, занимавшиеся береговой охраной и состоявшие из «так себе» частей. 7-й дивизией (4808 штыков) командовал «ничем не оставшийся в анналах» генерал Эмманюэль Жерве Роргас де Сервье. 8-я дивизия (3125 штыков) командовалась генералом Рафаэлем Казабьянкой, старым (ровесником Макара) корсиканцем, о котором Аполион говорил то же самое (см. выше, а о самом Казабьянке — сериЯл «В начале мутных дел»). 9-й дивизией (1045 штыков) распоряжался еще один итальянец, Антонио Филиппо (для неграмотных французов Антуан Филипп) Казальта, участник «разборок на Корсике», где и познакомился с Буонапарте, который предполагал использовать его для реконкисты родного острова.
Ну и, конечно, любой бонапартиЗД, разбуженный ночью, ответит, кто командовал штабом Итальянской армии в 1796 году — сам «великий и ужасный» (в будущем) Луи Александр Бертье. Легендомифы гласят, что «его память на подробности была феноменальной. В любой момент он мог назвать численность и указать дислокацию любой воинской части армии». Реальнознания указывают, что «великий» всё равно часто и грубо лажал (просто банальные ошибки забывают, а «блестящие свершения» помнят долго), да еще любил интриги, так что в целом особой любовью в войсках Жена императора (такой ник дадут ему солдаты «за близость к телу») не пользовалась. В качестве же самостоятельного командира Бертье, как ни пытался несколько раз доказать обратное, всегда «стремился к нулю».
Молодой Бертье
Остаются супротивники — те, кто противустал легионам республиканской тьмы в 1796 году. Австрийской армией в Италии (32 000 штыков, 5000 сабель и 148 орудий) командовал 71-летний фельдцойгмайстер (генерал от артиллерии) Йоханн Петер (ака всё ж Жан-Пьер — эти брабантцы такие брабантцы…) Больё. В силу возраста воевал и «подавал надежды» он уже тогда, когда папа Карло Буонапарте еще только прекратил писаться в штанишки — был адъютантом знаменитого Дауна и участвовал в пообищах Семилетней войны супротив легионов тьмы Фрица дер Гроссе. Нельзя сказать, что против французов выставили лоха — с 1792 по 1795 годы Больё был генерал-квартирмейстером (старшим офицером, отвечающим за передвижение и боевую расстановку войск) во Фландрии и на Рейне, а также командовал отдельными отрядами, помогал знаменитым Кобургу и Клерфэ. 4 марта 1796 года его прислали в Италию как «пожарника», чтобы компенсировать вред от недавних поражений.
Жан-Пьер Больё
Дивизиями в его армии командовали фельдмаршал-лейтенант (генерал-лейтенант) валлон (франкофон из Австрийских Нидерландов) Эжен-Гийом д'Аржанто, граф де Мерси, и фельдмаршал-лейтенант люксембуржец Карл Филипп Зеботтендорф ван дер Розе — оба опытные и возрастные генералы (53 и 56 лет), не хватавшие с неба звезд в предыдущей карьере. Аражанто был хорошо знаком с местным ТВД, ибо еще в 1793 году служил начальником штаба армии Йозефа де Винса, а Зеботтендорф приехал «на усиление» вместе с Больё. Еще одним австрийским генералом был фельдмаршал-лейтенант, итальянский маркиз Джованни ди Провера, командовавший вспомогательным корпусом в сардинской армии.
Колли-Марки
Самой же армией короля Витторио Амедео III руководил еще один австриец — впрочем, тоже итальянского происхождения. 58-летний барон Микельанджело Алессандро Колли-Марки, ветеран всяческих войн — Семилетней, Войны за баварское наследство, Австро-турецкой 1787-1792 годов. Поскольку в 1793 году у сардинцев в армии имелся явный дефицит боевых генералов (в последний раз армия воевала не помнила уже когда — в Войне за австрийское наследство), и потому кайзер «презентовал» Колли-Марки в качестве командующего. Его характеризовали как умного и хладнокровного под огнем командира, однако главной проблемой стала дипломатия — сардинцы чем дальше, тем больше были недовольны союзниками. Вместо победоносного марша союзников на Париж (или хотя бы Марсель) злобные санкюлотЦы оккупировали Савойю с Ниццей и подкрадывались всё ближе и ближе к Турину...
|
</> |