Как выбрать оттенок любого цвета, подходящий именно вам? Часть 4. Цветовые иллюзии.

Продолжаем тему, начатую здесь, здесь и здесь.
Мы обещали рассмотреть в этой статье температуру цвета, но решили сделать небольшую паузу и поговорить... об оптических иллюзиях.
Зайдем издалека. Что такое цвет? Это волны с определенной длиной
волны, воспринимаемые органами зрения и преобразуемые нашей нервной
системой в цвета. На "самом деле" никакого цвета нет. Есть
поверхность, которая испускает либо отражает световые волны с
определенными параметрами, и поглощает все остальные.
В конечном счете цветом делают эти волны наши глаза и наш мозг.
А они, к счастью, несовершенны. Чем мы и предлагаем
воспользоваться.
Ранее мы подробно рассмотрели такие характеристики цвета, как контраст, светлота и мягкость. Давайте рассмотрим трюки и приемы на основе этих характеристик.
Контраст по светлоте.
- крупные блоки цвета выглядят контрастнее мелких. Чем больше
удаление от объекта и соответственно мельче блоки, тем однороднее
воспринимается их цвет.
Если у вас невысокая контрастность, и вы хотите носить сочетание черного и белого, или кремового и шоколадного, или светло-желтого и темно-синего, - в общем, сочетание темного и светлого с высоким контрастом - выбирайте мелкий принт для вещи. Чем ниже контрастность - тем мельче принт. Соответственно, чем контрастность выше - тем крупнее принт. Колор-блокинг тоже играет по тем же правилам: масшабируйте с учетом контрастности.
Чем большую долю в наряде занимает один цвет, и меньшую - другой, тем ниже воспринимается контраст. Детали, отделка, бижутерия, аксессуары - чем мельче детали контрастного цвета, тем спокойнее будет выглядеть сочетание в целом. Чем ближе соотношение темного и светлого к 50/50 - тем острее контраст.
Контрастность по цвету.
- контрастность цветов варьируется в зависимости от их светлоты и
мягкости.
Наиболее контрастное сочетание - чистых ярких цветов:
Здесь 100% красного цвета и 100% зеленого. Но что случится, если мы
попробуем осветлить эти цвета?
Это те же цвета, но с добавлением белого. Теперь осталось только
50% красного и 50% зеленого, остальное - белый цвет, который их
объединяет и тем самым понижает цветовой контраст.
Аналогичный эффект - при смягчении цветов. Только здесь добавляется
не белый, а серый:
Уровень светлоты тот же, но контраст цветов меньше за счет
мягкости.
А теперь попробуем осветлить и смягчить одновременно:
Белый и серый разбавляют изначальные цвета до такой степени, что
сочетание теряет всю контрастность и воспринимается спокойным и
мягким.
Аналогичный эффект вызывает изменение уровня светлоты в сторону
затемнения.
Что из этого следует?
Чем выше контраст вашей внешности по цвету*, тем более
насыщенные и яркие цвета вы можете себе позволить. Если же
цветовой контраст невелик, а контрастные цветовые сочетания
привлекают - варьируйте уровень светлоты и мягкости в зависимости
от характеристик вашей внешности.
* о цветовых контрастах мы будем подробно говорить в одной из
следующих статей
Светлота.
Посмотрите на достаточно известный пример оптической иллюзии:
Нам кажется, что верхняя часть значительно темнее нижней. Но
закройте границу пальцем: это один и тот же цвет!
Еще пример:
Клетки А и В действительно одинаковые!
Эти иллюзии иллюстрируют простой принцип: восприятие цвета зависит от фона и соседствующих цветов. На темном фоне цвет будет казаться светлее, а тот же самый цвет на светлом фоне - темнее.
Полоса посередине - одинакового цвета по всей длине. Но мы воспринимаем ее цвет как изменяющийся из-за фона. Не верите? Закройте пальцем середину.
Как это применить к внешности?
Помните, что одежда и прическа - это фон вашего лица. Лицо - фон
ваших глаз. Подбирая уровень светлоты одежды, определитесь: чего вы
хотите?
- вы хотите подчеркнуть контраст между светлой кожей и яркими
глазами? Выбирайте фон на уровне светлоты глаз: контраст с кожей
сделает ее визуально светлее, на фоне более светлой кожи глаза
будут казаться визуально темнее.
- вы хотите, чтобы лицо воспринималось темнее? Например, вам дорог
полученный в отпуске загар? Выбирайте светлую одежду, значительно
светлее вашей кожи.
- хотите подчеркнуть аристократическую бледность и фарфоровую кожу?
Выбирайте темные оттенки допустимого уровня контрастности.
Мягкость.
Рассмотрим еще одну иллюзию.
Кубик Рубика:
Обратите внимание на квадратики посередине граней:
Коричневый и оранжевый, не так ли?
А теперь посмотрите внимательно, забыв про фон:
Это один и тот же цвет. Но на фоне цветов более ярких он
выглядит темнее и мягче, а на фоне мягких темных цветов - более
ярким и светлым.
Еще один пример:
Квадраты в центре - слева голубой, справа серый, не так ли?
Не так:
- мягкий цвет воспринимается ярче на фоне более мягких цветов и серее - на фоне более ярких. Именно на этом эффекте основана рекомендация избегать ярких цветов при мягких красках внешности. Если вы обладаете мягкой внешностью и хотите носить яркие, акцентные цвета - не стоит выбирать чистые цвета с риском, что они "забьют" деликатные краски вашей внешности и перетянут все внимание на себя. Предпочтите цвет средней мягкости на фоне мягких, близких к серому цветов.
Мягкость и оттенки того же цвета.
Посмотрите на пример ниже:
Один и тот же цвет воспринимается по-разному в зависимости от
компаньона. Родственные цвета более ярких оттенков подчеркивают его
мягкость, делая серым и грязным. На фоне же контрастных цветов того
же уровня яркости цвет выглядит чище и насыщеннее.
Если ваша внешность мягкая - лучше не носить близко к лицу более
ярких оттенков цветов вашей внешности. Например, если у вас
серо-зеленые глаза - избегайте яркого зеленого в макияже и у лица,
на его фоне цвет глаз будет казаться еще более серым и блеклым. Это
же относится и к окраске волос.
Мягкость и светлота.
Напомним: цвет смягчает добавление в него серого, осветляет -
добавление белого, затемняет - добавление черного. Но серый - это
смесь черного и белого в соотношении 1:1. Соответственно, при
смягчении светлого и темного цветов нюансы становятся практически
неотличимыми.
Давайте сравним. Вот ряд по светлоте чистого синего цвета:
Теперь добавим аналогичный ряд, но синего средней мягкости:
Значимое различие - только в середине, три центральных тона. Последующие (четвертые с краю) отличаются, но уже нюансно, не так явно, а в более светлых и темных тонах визуально отличий практически нет.
Если вы выбираете темные и светлые тона (2-3 тона от края шкалы), характеристику мягкости можно не учитывать, разница тонов слишком мала, чтобы дать сильное визуальное отличие и оказать значимое влияние на внешность.
Это основные приемы, которые можно использовать при подборе
цветов в оформлении внешности.
Если мы упустили и о чем-то не упомянули - ждем ваши вопросы в
комментариях.
В следующий раз мы вернемся к прежнему курсу и рассмотрим температуру цвета.