Как выбирали паровоз
vikond65 — 16.10.201616 октября 1829 года в приморском городке Рэйнхилл на западе Англии завершились первые в мире состязания механических самодвижущихся экипажей. Их главной целью был выбор наилучшего локомотива для строящейся железной дороги Ливерпуль-Манчестер. А второстепенной, но тоже важной - реклама нового вида транспорта и привлечение к нему внимания общественности. Поэтому соревнования сделали открытыми, построив крытую трибуну для публики и украсив ее флагами.
Хотя конкурс в Рэйнхилле иногда называют "паровозными гонками" или даже "паровозными скачками", совместных испытаний локомотивов не проводилось. Каждая машина тестировалась отдельно, при этом замерялась скорость на мерном участке, тяговое усилие и тормозная дистанция. В соревнованиях приняли участие четыре паровоза и локомотив, приводимый в движение лошадью, однако, конкурса, как такового, не получилось, поскольку все участники, кроме одного, "сошли с дистанции" из-за поломок. Оставшийся претендент, преодолевший все этапы, был объявлен победителем как самый надежный, а его создатель Джордж Стефенсон в качестве приза получил контракт на поставку своих паровозов для Ливерпуль-манчестерской магистрали.
На заставке - современный рисунок, посвященнный соревнованиям, а далее - подборка изображений их участников.
"Коневоз" Томаса Шоу Брэндрета, конструкция которого вполне понятна из рисунка. Непонятно только, почему его допустили до соревнований локомотивов на паровой тяге, и на что рассчитывал его автор, ведь сила одной лошади заведомо меньше, чем мощность паровых машин. Впрочем, экипаж, который Брэндрет назвал "Циклопедом", даже не успел продемонстрировать свои возможности, так как в первый же день соревнований "конский конвейер" лопнул под копытами "двигателя", а несчастное животное упало и переломало ноги. На этом участие "Циклопеда" в конкурсе закончилось.
Паровоз "Персеверэнс" ("Настойчивость") Тимоти Бёрстолла. Несмотря на свое название, он продержался не многим дольше "Циклопеда". Еще при транспортировке к месту соревнований его опрокинули и поломали. Автор несколько дней пытался починить свое детище и в итоге кое-как смог привести его в движение, но после ремонта паровоз развивал скорость не более 10 км/ч, да и то без нагрузки. Это намного уступало требованию заказчика, а потому "Персеверенса" сняли с соревнований.
Локомотив "Санс Парейл" ("Несравненный") Тимоти Хэкуорта. Паровик со столь нескромным названием имел некоторые шансы, но в ходе соревнований у него треснул один из цилиндров, отчего мощность двигателя резко упала. Устранить такую поломку можно было только в заводских условиях, поэтому "Несравненному" засчитали поражение.
Кстати, обратите внимание, что машинист этого паровоза во время движения стоял на относительно небольшой дощатой платформе, укрепленной над задними колесами на высоте около двух метров и не имевшей никаких ограждений. Создатели тогдашних механизмов в последнюю очередь думали о безопасности тех, кому предстояло их обслуживать, а об удобстве их работы они вообще не думали.
Современная реплика "Санс Парейла". Этот локомотив был не тянущим, а толкающим, он ездил позади вагонов и тендера.
Паровоз Джона Эрикссона и Джона Брейтвейта "Новелти" ("Новинка"). Самая совершенная, очень легкая и наиболее быстрая машина из всех участников конкурса. В ней впервые был применен вентилятор для нагнетания воздуха в топку, благодаря чему повышался КПД силовой установки и сокращалось время на подготовку к движению. В одном из заездов "Новинка" достигла фантастической по тем временам скорости 45 км/ч. Однако ее тоже постигла неудача - лопнула дымогарная трубка парового котла. Проявив героические усилия, котел за сутки сумели починить, но на следующий день, в очередном заезде, "посыпались" и остальные трубки. Результат - дисквалификация.
Современная ходовая реплика "Новелти", построенная в 1980 году.
Наконец, победитель конкурса - знаменитая стефенсоновская "Ракета". Благодаря его надежности и безотказности фирма Стефенсона стала эксклюзивным поставщиком локомотивов для первой в мире дальней железнодорожной магистрали.
Вид на "Ракету" с другого борта.
Цилиндр с золотниковым механизмом, топка и котел "Ракеты" в разрезе.
|
</> |