Как в старину

"Основной урок, который русское сознание выводит из истории Литовской Руси, есть свидетельство того, что русскость несовместима с латинством. Насколько, казалось, условия Литовской Руси XIII–XV вв. были благоприятней для развития русской культуры, чем условия Московской Руси: отсутствие монгольского ига, преемственность развития государственно-правовых норм, возможность сношений с Западом. И что же мы видим: вместо расцвета постепенную потерю русской культурой наиболее ценных кадров культурного возглавления, захирение и занудание, завершающееся тем, что, например, к концу XVII в. (а именно в 1697 г.) для больших территорий, занятых русским населением, "польский язык был признан языком государственным и русский был изгнан из официальных актов”. Литовско-русская государственность неуклонно переходила в польско-литовскую, а затем и просто в польскую государственность (конституция 1791 г.).
Русскость оказалась несовместимой с латинством, а латинство, в свою очередь, оказалось несовместимым с осуществлением объединительной роли в пределах евразийского мира. Этот исторический итог, выводимый из рассмотрения судеб литовского и польского государства, не препятствует признанию значительности той геополитической конъюнктуры, при которой течение Днепра от истоков до устья было в руках единой литовской власти (Витовтова таможня на Днепре, в районе позднейшего Херсона), когда магистраль Днестра была в обладании той же власти когда литовские войска проникали в позднейшую северную Таврию и на Крымский полуостров (например, в 1397 г.).
------
Т.е. история учит о реальной опасности возникновения новой "Литвы" с русским населением, постепенно превращаемым в поляков, опасным конкурентом Москве и с которой, не разбей ее в процессе становления, пришлось бы опять 200 лет воевать как с Литвой. Превентивность - как и в случае с Чечней, Дагестаном, Кавказом - не дать вырасти и соединиться с мусульманским Поволжьем (в 90-е много говорили о такой опасности), чтобы не пришлось и на востоке воевать с новой Ордой.
И точно так же на подымающуюся с колен Россию смотрели соседи в нулевые - с медленно и неуклонно повышавшимся опасением - и у них было что вспомнить в истории. Они ударили в 2008, 2014, мы ударили в 2022, им надо ослабить нас, нам надо ослабить их, а у кого то чубы трещат - обычный "исторический процесс".
|
</> |