Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет

топ 100 блогов picturehistory23.01.2024 Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет
Гидросамолет Р-1 на испытаниях в Таганроге

Первый в мире реактивный гидросамолет Р-1 так и не пошел в серию, но его преемник Бе-10 стоял на вооружении. Хотя и недолго.


После Второй мировой стало ясно: будущее за реактивной авиацией

Вскоре после Второй мировой войны компания «Роллс-Ройс» потребовала у СССР выплаты 207 миллионов фунтов стерлингов — за пиратское копирование турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene. Эти моторы Советский Союз закупил в 1947 году в количестве 40 штук и вскоре наладил их нелицензионное производство с маркировкой РД-45 и ВК-1.

А все потому, что преимущества реактивной авиации в конце 1940-х не вызывали сомнений, и надо было решительно обновлять матчасть.

Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет

В то же время для всех была очевидной и роль авиации в борьбе с кораблями и подводными лодками. Сложив одно с другим, конструктор Георгий Михайлович Бериев и его ОКБ-49, работавшее в Таганроге, в 1947 году по собственной инициативе взялись за проектирование реактивного гидросамолета. При этом КБ было сравнительно небольшим и официально занималось на тот момент разработкой Бе-6 — гидросамолета с поршневыми двигателями.


Задним числом, но с опережением

Постановление правительства о разработке реактивной летающей лодки вышло только в 1948 году, но зато с предписанием провести государственные испытания уже в 1949-м. В документах было зафиксировано, что самолет получит два реактивных двигателя РД-45, будет развивать скорость до 800 км/ч и иметь дальность полета до 2000 км. В качестве вооружения он получил две пушки в носовой установке и две — в кормовой. Назначение модели — морской разведчик. Но при этом была предусмотрена и возможность загрузить самолет бомбами суммарной массой до 2000 кг.

К назначенному 1949 году команда Бериева успела подготовить только макет. Дальнейшую работу притормозило предписание в качестве двигателей использовать более мощные двигатели — ВК-1, а в качестве кормовых пушек — не 20-мм, а 23-мм НР-23.

Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет


Неожиданный барьер

Только в ноябре 1951 года прототип самолета, получившего название Р-1, был готов для летных испытаний. Проводили их там же, в Таганроге, на Азовском море.

Первые пробежки машины по воде до 0,7 взлетной скорости прошли в штатном режиме, но при разгоне до 0,8, то есть 165 км/ч, самолет стало выбрасывать из воды. Спасло машину только мастерство летчика-испытателя полковника И.М. Сухомлина. Обнаруженный эффект впоследствии назвали «гидродинамическим барьером неустойчивости». Преодолеть этот барьер ОКБ пыталось вплоть до 1953 года. Корень проблемы был интуитивно понятен: он крылся в высоком разрежении под днищем летающей лодки. Конкретно — на реданах, уступах на днище, способствующем подъему из воды при разгоне.


Устинов против Хруничева

Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет
Схема самолета Р-1

В итоге перерабатывали форму лодки, переносили дренажные отверстия — и добились-таки стабильного поведения Р-1 при взлете. Однако высокое начальство столь затянувшемуся проекту было уже не радо. По поводу судьбы первого в истории реактивного гидросамолета собрали правительственную комиссию, на которой министр авиационной промышленности М.В. Хруничев предложил поставить крест на модели. И, похоже, был прав: за время доработки она успела морально устареть. Однако министр оборонной промышленности СССР Д.Ф. Устинов предложил компромиссное решение — поручить ОКБ Бериева создание новой, доработанной версии самолета с индексом Р-2, а готовый образец Р-1 использовать в качестве экспериментальной базы. Увы, С Р-2 тоже не сложилось, он даже не вышел из проектной стадии.

Но вышло все равно так, как предложил Устинов: команда Бериева получила заказ на реактивный гидросамолет нового поколения — с максимальной скоростью до 1000 км/ч, дальностью полета до 3000 км и способностью садиться и взлетать при высоте волн в 1,5 м и скорости ветра до 20 м/с.

Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет


Бе-10: последняя попытка

Новый самолет Бе-10 был готов к государственным испытаниям в 1958 году. С ним тоже все было непросто — например, при волнении вода попадала в воздухозаборники, что заставило поднять последние выше, удлинив воздушные каналы. Однако выяснилось, что такое решение приводит к аэродинамическим потерям в этих самых каналах и максимальная скорость самолета снижается до 386 км/ч. Так что пришлось решить проблему иначе, установив отбивающие воду щитки.

Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет
Бе-10

В итоге самолет пошел в производство: его выпускали с 1958 по 1961 год и собрали 27 машин. Планов насчет этой модели было громадьё. Например, его собирались сделать носителем глубинной ядерной бомбы СК-1 «Скальп». И для него же разрабатывали систему заправки в открытом море от подводной лодки.

Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет
Бе-10

И все же практическая эксплуатация Бе-10 показала, что минусов у гидросамолетов больше, чем плюсов. Так что в 1968 году их списали, а пользоваться ими перестали еще в 1964-м. Вывод был сформулирован конструктором гидросамолетов И.В. Четвериковым: преимущества гидросамолета перед сухопутными машинами стоит искать не в скоростных качествах, а в способности выполнять длительный полет и совершать взлет и посадку на море при значительном волнении. Получается, что неторопливые поршневые машины на больших поплавках нужны, а реактивные летающие лодки все же тупиковая ветвь прогресса.

Отсюда

См.также:

Пять знаковых отечественных гидросамолетов

МБР-2 Бериева

Закат эпохи гидроавиации

Конструктор Бериев, самый неизвестный среди знаменитых

Черноморский гигант


Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет в Телеграм!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сразу скажу, ко мне не имеет отношения. Могу только предположить, что Мазда сделала опасный манёвр чем и вызвала такую реакцию водителя велосипеда. Что можно и что нельзя делать водителю Мазды в такой ...
Как обещал вот они фотки со свадьбы Все проходило примерно с таким настроением Красавица жена Нас пытались разделить, но не удалось, мы держались на смерть :) наш тортик Не люблю постановочные кадры, но этот хороший Танцуем чачу ...
Ждал, пока спадут эмоции. Чтобы немного разьяснить то, что обязаны знать наши высокие погоны. Самолет сбит. Погибли люди. Эмоции зашкаливают. Упреки, обвинения и оправдания сыпались и продолжают сыпаться, как из рога изобилия. А можно, взглянув назад, понять причину. Чечня. 1ая. Когда ...
был. а будет зеком, ...
Вспомнился тут прошлый год и охрененная проблема с цветом воды в пруду !!! После сильнейших ливней в октябре 2022 года- вода приобрела ... вот такой цвет. Можно было бы подумать- что это огромное количество железа .... что железо в воде- выглядит по другому- такое ощущение- что железо из ...