Как устроено образование?
who_stole_tarts — 23.01.2022 На примере ВУЗовского.Итак. существуют различные направления подготовки (бакалавриат)/специальности (специалитет). Обучение проходит в рамках утвержденных образовательных программ, вот пример https://math.msu.ru/educational-programs
В рамках каждой из подобных программ обучение проводится в соответствии с учебными планами, ещё пример https://math.msu.ru/uplans
Прелполагается. что есть кафелры метолологов, есть учебная часть, указанные программы утверждены и проработаны. Порядок дисциплин правильный, последующие опираются на предыдущие, прослеживается взаимосвязь предметов не только между собой,но и с требованиями к готовому специалисту.
Итак, каждая дисциплина имеет строго зафиксировнное количество часов на изучения. Часы делятся на аудиторные (леции, семинары, практические задания) и часы самостоятельной работы.
В каждой дисциплине должны быть утвержденная рабочая программа, "поурочка" с перечнем разбираемых тем. Разумеется, объем изучаемого материала прямо зависит от числа часов, требования к освоению-тоже.
Ни одна из дисциплин не предполагает "углядеть вундеркинда" или "оценить способности", господин Асмолов. Ни одна.
Ну, это ладно. Приведем пример рабочей программы https://www.rea.ru/ru/org/branches/erevan/sveden/education/PublishingImages/Pages/%D0%A0%D0%A3%D0%9F%D0%94-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%B1%D1%83%D1%85%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%82/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F.pdf
А теперь самое интересное. Зная особенности функционирования памяти, разницу между памятью-воспроизведением и памятью-узнаванием, а также понимая, что одна и та же дисциплина (в нашем примере это экономика) может читаться совершенно разным потокам, хороший ВУЗ обеспечивает соответствие уровня требований на экзамене по каждой дисциплине её содержанию и объему изучения.
То есть, если дисциплина в учебном плане идет 32 часа,а на экзамен выносится, к примеру, 60 вопросов, то категорически неверно ожидать от студентов 30-минутного доклада в ответ на каждый вопрос.
Но это в хороших ВУзах :)
А теперь о том, как можно учиться самостоятельно. В каждой дисциплине есть учебники, есть видеозаписи лекций, есть конспекты. Если преподаватель утверждает, что он великий Бог и только живое присутствие на его проповеди может считаться Актом Приобщения к Истине, бегите от него. Он шарлатан)
В хорошо проработанной методичке к каждой теме есть список вопросов и перечень литературы. Литературы, повторю, хорошей. Если методичка хорошая. Чтение, как показывает практика, гораздо эффективнее слушания в плане восприятия информации. Смотрения "на доску"-тем более.
Самая неэффективная форма- запись "под диктовку", конспектирование. В наше время конспекты существуют в сотнях экземпляров, пометки делать можно, разумеется, если вам так нравится. Но требовать конспект-нет.
Как говорит Википедия, "Для взрослого человека (в возрасте от 18 до 60 лет) средняя скорость написания текста составляет 40 букв в минуту (примерно 13 слов в минуту), а диапазон от минимальной до максимальной 26 и 113 букв в минуту, соответственно (примерно от 5 до 20 слов в минуту)." При этом скорость чтения у взрослого человека -200-300 слов в минуту и больше.
То есть, полуторачасовая лекция "под диктовку" это 900-1500 слов. Всего лишь. Три-четыре книжных страницы, если не две.
Требование конспекта, посещаемости или "диктовка" лекции сразу выдает плохого преподавателя.
Далее. Письменная речь, особенно если мы говорим о лекциях, учебных пособиях и книгах специалистов высокого уровня, гораздо четче, полнее и продуманнее устной, даже если устная речь является подготовленной и опирается на записи.
Средний учитель в школе, равно как и преподаватель в ВУЗе, не проведет урок на уровне хорошего учебника. Увы.
Таким образом, аргумент "чтение учебников ничего не значит" разбивается сразу. Вы можете читать учебник вашего же лектора))) Вы можете прочесть несколько учебников по курсу.
И тут мы подходим к главному. Хорошо структурированный учебник не требует "зубрения" и "заучивания". Текст каждого параграфа построен так, что основная мысль развивается и доносится до читателя автором, находясь в фокусе внимания обоих)
Из этого следует новый постулат. Если вы читаете несколько учебников, посвященных одной и той же теме, то вы получаете максимальный акцент на наиболее важных понятиях и темах, при этом вам не нужно "зубрить".
Этот спосбо не всегда работает, вряд ли вы сможете сдать лабу по связкам или костям в первом меде без "зубрежки", просто почитав Синельникова :) Но дает очень хорошее понимание.
Так что не переживайте за Алису, Алиса учится. Квалификация её родителей позволяет им дать Алисе программу нескольких курсов психфака, мехмата или ВМК. Конечно, не так хорошо, как это мог бы сделать университет. Но позволяет.
|
</> |