Как устроен "Заполярный"

топ 100 блогов fotografersha23.10.2018 Первый в мире арктический транспорт ледового класса в своё время произвёл революцию в арктических перевозках.
Арктический контейнеровоз "Заполярный", он же дизель-электроход проекта Aker ACS 650 (тип Норильский никель) длиной 169 метров, весит почти 20 тысяч тонн. Назначение: перевозка контейнеров, массовых грузов в трюмах по северным и арктическим водным путям без ледокольной проводки.
То есть это не совсем ледокол, но во льдах пройти сумеет! Не во всех, конечно, но тем не менее...

Посмотрим, как он устроен.
Как устроен Заполярный LYS54045



Северный морской путь - сеть полярных маршрутов, открывающая доступ к арктическим территориям России, до сих пор изолированным от сухопутных транспортных магистралей.
Наша страна осваивает эти морские трассы многие десятилетия и сегодня "Норникель" продолжает развивать СМП вместе со страной.
Компания взяла курс на транспортную независимость и приступила к строительству собственного флота в 2005 году.
Как устроен Заполярный LYS53945


Прежде, чем строить судно ценой 120 млн. долларов, исследовательская фирма Aker Arctic, специализирующаяся на разработке арктических технологий, и соединяющая в себе ледовый испытательный центр и кораблестроение, испытала модели ледокола в различных ледовых условиях.

На первом построенном судне - дизель-электроходе "Норильский никель" был поднят государственный флаг России в апреле 2006 года.
Сегодня в распоряжении компании пять контейнеровозов ("Норильский никель", "Заполярный", "Талнах", "Надежда", "Мончегорск"), танкер "Енисей" и портовый ледокол "Дудинка". Этот флот полностью обеспечивает все транспортные операции "Норникеля".
Как устроен Заполярный LYS54109


Главным в ледоколе являются три момента: усиленный корпус, клиновидная форма и достаточная мощность, чтобы разбивать толщу льда.
Обычным кораблям нельзя даже касаться льдин, а ледоколы способны прокладывать каналы шириной до 50 метров.

Ледоколы использую инерцию движения, чтобы сходу "выползать" на кромку льда. Ледокольный нос специально предназначен для размалывания льда. Он имеет форму клина, образующего с поверхностью льда угол около 20 градусов.
При движении ледокола нос наползает на кромку льда, пока тот не ломается под весом судна. Сломанный лёд подминается боковыми "скулами" ледокольного носа.
Как устроен Заполярный LYS54107


Проект Aker ACS 650 имеет революционную конструкцию.
Новейшая пропульсивная установка и корпус двойного действия позволяют ему перевозить грузы и ломать лёд.
Как устроен Заполярный LYS54025


Большинство кораблей ходит носом вперед, а наш контейнеровоз в ледокольном режиме идёт по тонкому и рифлёному льду кормой вперёд или назад.
При движении назад мощности судна достаточно для прохождения льдов толщиной до 1,7 метра.
Как устроен Заполярный LYS54103


На лёгком льду или на открытой воде судно разворачивается на 180 градусов и плывёт дальше традиционным образом - носом вперёд.
Как устроен Заполярный LYS54102


Что же такого уникального в конструкции нашего контейнеровоза?
На большинстве ледоколов гребные винты установлены на корме и на носу судна, а наш дизель-электроход "Заполярный" оборудован винторулевым комплексом Azipod, который позволяет реализовать концепцию судна двойного действия (Double Acting Ship).
Как устроен Заполярный LYS54036


В традиционных двигательных системах двигатель находится внутри корпуса судна и вращение передается на движитель (винт) посредством промежуточных валов, иногда через редуктор.
Винто-рулевая колонка Azipod состоит из высокомоментного электродвигателя, расположенного в отдельном корпусе — поде. Гребной винт установлен непосредственно на валу электродвигателя, что позволило передавать вращающий момент с двигателя непосредственно на винт, минуя промежуточные валы или редукторы.
Как устроен Заполярный LYS54034


Отказ от промежуточных элементов пропульсивной системы позволил исключить потери энергии, возникающие в них при передаче энергии с вала двигателя на винт.
Как устроен Заполярный map


Ручка управления Азиподом слева внизу.
Как устроен Заполярный LYS54041


На полноповоротном электромоторе Azipod установлен 4-лопастный гребной винт диаметром более 5,5 метров, который может действовать в качестве руля, умея поворачиваться на 360 градусов вокруг вертикальной оси, обеспечивая маневренность ледокола.
При этом радиус разворота составляет всего 300 метров, в то время как обычному контейнеровозу монадобится не менее 500 м.
Как устроен Заполярный LYS54038


Конструкция и ледовые усиления корпуса позволяют преодолевать гладкий лёд толщиной до 1,7 метра и рифлёный (барьерный) лёд толщиной до 15 метров со значительно меньшей установленной мощностью (13 МВт) и более низкими энергозатратами, чем обычное дизельное судно с аналогичным весом и конструкцией корпуса.
Как устроен Заполярный LYS54033


Рубка обеспечивает полный круговой обзор.
Как устроен Заполярный LYS54039


Пройдёмся по "Заполярному".
На судне четыре трюма, оборудованные люковыми закрытиями, машинное отделение и надстройка, расположенная в корме, с рубкой, обеспечивающей полный круговой обзор.
Как устроен Заполярный LYS54031


Корабль построен на верфи в немецком Висмаре (помните, я там была летом?) в 2008 году, на постройку ушло 11 месяцев.
Как устроен Заполярный LYS54101


Aker ACS 650 может ходить по скованным льдами арктическим маршрутам без сопровождения круглый год.
Отсутствие необходимости фрахтовать отдельный ледокол позволяет его владельцам сэкономить миллионы денег.
Как устроен Заполярный LYS54028


Контейнеровозы не только поддерживают навигацию на главных транспортных артериях, но и круглогодично обеспечивают полярные исследовательские станции.
Даже первые полярные исследователи использовали корабли, усиленные для хождения во льдах - они оборачивали корпуса корабля стальными листами, обивали нос, корму и киль стальными листами металла.
Как устроен Заполярный LYS54105


Надстройка с мостиком находится на уровне 5-этажного дома, подняться в рубку можно как по лестнице, так и на лифте, который находится за этой дверью.
Как устроен Заполярный LYS54098


При входе всем выдали бахилы - чистота на судне почти как в операционной.
Как устроен Заполярный LYS54075


Спускаемся в машинное отделение, это самое жаркое место на корабле, температура воздуха около +30.
Внизу гудят три двигателя, капитан для масштаба.
Как устроен Заполярный LYS54087



Как устроен Заполярный LYS54095


Во время работы Aker ACS 650 сжигает до 25 тысяч литров дизельного топлива в час. Поэтому ему нужно заправляться перед каждым переходом. Это дорогой и неудобный недостаток, но он неизбежен.
Как устроен Заполярный LYS54088


А вот атомным ледоколам заправляться приходится очень редко, они могут оставаться в море до года. Кстати, в России восемь атомных ледоколов.
Как устроен Заполярный LYS54077


Большая часть минеральных ресурсов России находится у закованных во льды арктических берегов, поэтому ледоколы жизненно важны для России. Эти корабли должны плавать в холодных морях, чтобы охлаждать реактор, поэтому они никогда не заходят в южное полушарие, т.к. им пришлось бы проходить через жаркие тропики.
Как устроен Заполярный LYS54078


ТТХ "Заполярного"

Длина, м: 169.0
Ширина, м: 26.5
Осадка, м: 10.0
Высота борта, м: 14.2
Валовая вместимость, т: 16994...17029
Дедвейт, т: 18339
Водоизмещение, т: 29136
Контейнеровместимость, TEU: 650
Количество и мощность ГД, кВт: 3×6000
Марка ГД: Wärtsilä W12V 32B3
Скорость, уз: 15.5
Количество палуб: 2
Количество переборок: 7
Количество и (суммарная) кубатура сухогрузных трюмов, м³: 1×1776; 2×6539; 1×4616
Количество и грузоподъёмность кранов, т: 2×45.0 (первоначально т/х "Надежда"; с 2011 года — Норильский никель и Талнах)
Пассажировместимость, чел: 6
Команда судна 19 человек.

Как устроен Заполярный LYS54079


Сочетание судоходных качеств дизель-электроходов с опытом капитанов и сервисом обеспечения навигации в ледовитых морях позволяет самостоятельно, без поддержки ледоколов, круглый год работать на западном участке СМП и пять месяцев в году автономно передвигаться в восточном секторе Арктики.
Как устроен Заполярный LYS54082


Клинкетная дверь, она же водонепроницаемая переборка.
В случае опасности перевести рычаг управления в положение "Закрыто". При этом сработает звуковая сигнализация и дверь, приводимая в движение гидравлическим электронасосом, начнёт закрываться.
Как устроен Заполярный LYS54085


Пульт контроля за агрегатами в машинном отделении.
Как устроен Заполярный LYS54065


Мастерская.
Как устроен Заполярный LYS54094


Каюта капитана Дмитрия Бердникова (он на фото выше).
Как устроен Заполярный LYS54056


Пассажирская каюта.
Как устроен Заполярный LYS54060


Рабочие места дежурного смены и помощников капитана на мостике.
Как устроен Заполярный LYS54042


С мостика вид на 360 градусов.
Как устроен Заполярный LYS54043


Порт Дудинка.
Как устроен Заполярный LYS54053


Зима в районе Дудинки составляет 235 дней.
Средняя температура июля +12, января: -28С. Абсолютный минимум -57. Длительность полярной ночи 45 суток, полярного дня — 68 суток.
Как устроен Заполярный LYS54040


На мостике небольшая зона для приготовления чая-кофе.
Как устроен Заполярный LYS54047


Подставка-скатерть тоже тематическая.
Как устроен Заполярный LYS54046


Библиотека+спорт.
Как устроен Заполярный LYS54058


Всё, что осталось от той самой бутылки, которую торжественно шарахнули об новый борт.
Как устроен Заполярный LYS54059


Столовая.
Как устроен Заполярный LYS54066


На каждом столе набор витаминок и приправ.
Как устроен Заполярный LYS54067



Как устроен Заполярный LYS54069 Как устроен Заполярный LYS54070


Спросила у капитана, какой завтрак у него любимый. Говорит, что тот, который с яичницей...
Как устроен Заполярный LYS54071


Спортзал на корабле.
Как устроен Заполярный LYS54072



Как устроен Заполярный LYS54061


Прачечная.
Как устроен Заполярный LYS54097


Она же и гладильная.
Как устроен Заполярный LYS54096


Сауна.
Как устроен Заполярный LYS54074


Бассейн.
Как устроен Заполярный LYS54073



Движение судна в арктических льдах - искусство особое. Ледовые поля, скованные торосами, способны остановить любое судно и ледоколы должны быть способны проходить в любых суровых условиях.
"Заполярный" готов в очередной раз отправиться в покрытые льдами моря Арктики. Пожелаем ему удачи и тонкого льда!
Как устроен Заполярный LYS54113

Спасибо за экскурсию капитану Дмитрию Бердникову и вообще "Норникелю"!


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
телепорты обещают убрать в патче с янками. алес. прилипания продолжаются, но их как-то можно пытаться обойти. чего обойти нельзя: лаги при разрушении объектов. сделано просто криво, много данных только подгружается в момент разрушение, в ...
...
Предположим, что у вас обычный задний двор (ака бэкярд) на котором ничего кроме травы не растет. И вот к вам приходят соседи и предлагают посадить во дворе дерево у вашего общего забора и заодно некую сумму для этого. Какая будет Ваша ...
 Можете выразить мне всеобщее порицание, можете облить бензином мой компьютер и сжечь его, но я все-равно буду утверждать – самые качественные знакомства умный человек может завести только в социальных сетях. Вот подумайте сами – где вы еще ...
Ящеры-илюминаты В 1999 году вышла книга «Величайший секрет» Дэвида Айка, бывшего футболиста, спортивного комментатора, а теперь — мессии, призванного открыть человечеству глаза на то, в каком жутком и загадочном мире мы существуем. Он соединил воедино уфологию, теории заговоров, ...