Как умирают аэропорты: что происходит, когда последний рейс улетает
smapse — 08.03.2024Через крупные аэропорты за год проходят десятки миллионов пассажиров, со взлетно-посадочных полос в воздух взмывают тысячи самолетов, а работу терминалов поддерживают сотни специалистов и сотрудников. Словом, аэропорты — одни из самых оживленных мест на планете!
Но что происходит с этими огромными комплексами, когда они закрываются, последний его сотрудник выключает везде свет и закрывает двери? Обычно происходит один из трех сценариев.
Растворение в городе
Один из вариантов — переоборудование аэропортов. Со временем города расширяются, и жилые кварталы подходят все ближе к аэропортам, первоначально расположенным на окраинах. В какой-то момент оказывается, что строительство нового аэропорта выгоднее, чем расширение старого.
История лондонского Кройдона — хороший пример того, как огромный аэропорт может «пропасть» в мегаполисе. Он открылся в 1920 году, сначала его использовали только военные и испытатели, но со временем Кройдон превратился в один из основных аэропортов Великобритании.
Он стал местом, где впервые в мире появились пассажирский терминал, управляющая вышка и другие здания, ставшие стандартами для современных аэропортов.
Здесь учились и практиковались известные летчики, даже Уинстон Черчилль проходил обучение на территории Кройдона. Кроме того, аэропорт стал родиной первой службы управления воздушным движением, которая внедрила сигнал бедствия Mayday.
Однако после Второй Мировой войны, с увеличением размеров самолетов, стало очевидно, что дальнейшая эксплуатация аэропорта становится невозможной. В 1952 году его закрыли, и на его месте появились жилые и коммерческие здания.
Похожая судьба настигла и другие старые аэропорты, в том числе первый московский аэродром на Ходынском поле. В период СССР его стали называть Центральным аэродромом имени М.В. Фрунзе, но с течением времени он почти полностью исчез — на его месте строились уже новые проекты.
Новая роль
Не все аэропорты исчезают бесследно, пропадая в огромных мегаполисах. Пример тому — аэропорт Тегель в Берлине. Окруженный жилыми районами, он успешно справлялся со своими функциями как основной аэропорт столицы — Тегель обслуживал до 22 миллионов пассажиров ежегодно, пока его не заменили Берлином-Бранденбургом в 2020 году.
История аэропорта Темпельхоф в Берлине тоже уникальна. Основали его в 1923 году, а в период правления НСДАП перестроили в одно из самых масштабных зданий того времени. Темпельхоф стал ключевым элементом в «воздушном мосте» для снабжения Западного Берлина в 1948-1949 годах, а после прекращения рейсов в 2008 году терминал преобразовали в выставочный центр.
С 2015 года Темпельхоф служит убежищем для беженцев с Ближнего Востока — на пике миграционного кризиса в 2015-2016 годах здесь проживало свыше 1200 человек. В 2021 году там открыли центр вакцинации от Covid-19. Еще на территории аэропорта высадили парк, где сегодня проводятся различные мероприятия, а его территория стала домом для редких видов птиц и растений.
Аналогичную трансформацию планировали для старого афинского аэропорта Элиникон, закрытого в 2001 году: там хотели создать парк, а часть территорий выделили под объекты Олимпийских игр 2004 года.
В терминале, разработанном известным архитектором Ээро Саариненом, планировалось открыть выставочное пространство и музей авиакомпании Olympic Airways, экспонатами должны были стать исторические самолеты, включая Boeing 727-200.
Но в силу экономических трудностей в Греции проект переустройства аэропорта Элиникон так и не реализовали, и сейчас это обширное пространство у моря, известное как Афинская Ривьера, остается неиспользованным. Однако в 2022 году появились новые амбициозные планы на этот участок — территорию хотят преобразовать в «Город мечты» с самым большим прибрежным парком в Европе.
А вот стамбульский аэропорт имени Ататюрка, в котором нет пассажирских рейсов уже 4 года, ожидает неопределенное будущее. После того как Istanbul Airport стал главным в городе, возникли разногласия относительно дальнейшего использования старого.
Некоторые предлагают превратить его в «Сад нации» Турции, а муниципалитет, опираясь на мнение экспертов, настаивает на сохранении аэропорта в рабочем состоянии для чрезвычайных ситуаций, например, землетрясений. Поскольку страна в этом году сильно пострадала от землетрясений, выбор, вероятно сделают в пользу второго варианта.
Забвение
Некоторые аэропорты оказываются заброшенными не из-за перехода пассажиров и рейсов в другие комплексы — иногда происходит, что терминал попадает в зоны отчуждения, образованные по разным причинам. Например, это может произойти из-за природных катаклизмов, как случилось с Международным аэропортом имени У.Г. Брамбла на острове Монсеррат — его уничтожил вулканический пепел в 1995 году.
Один из самых знаменитых примеров — Международный аэропорт Никосии на Кипре. Он попал под обстрел в ходе турецкого вторжения в 1974 году, после чего терминал оставили, и он до сих пор остается пустующим, находясь в буферной зоне. Хотя часть зданий аэропорта используют миротворческие силы ООН, остальная территория остается заброшенной и неиспользованной.
Иногда аэропорты надолго выходят из строя из-за серьезных технических недочетов, как это произошло с терминалом Берлина-Бранденбурга. Этот аэропорт, предназначенный для обслуживания пассажиров и грузов, стоял пустым на протяжении многих лет и не принял ни одного рейса: причиной тому служили серьезные технические проблемы, из-за которых эксплуатация терминала была опасной.
В 2011 году здесь проходили масштабные испытания систем, в которых приняли участие 12 тысяч волонтеров и специально приглашенные пассажиры. Это был важный этап подготовки к переезду авиакомпаний, администрации и диспетчеров из старого аэропорта Тегель — задача была масштабной и сложной.
Однако, когда наступила проверка, техническая комиссия обнаружила, что новый аэропорт не отвечает всем требованиям безопасности: все началось с проблем в системе пожаротушения, а затем выявился целый ряд других недочетов.
В результате затраты на строительство и ремонтные работы взлетели с изначальных 2.8 миллиарда евро до поразительных 10 миллиардов. В мае 2020 года, после длительных работ, аэропорт наконец получил необходимую лицензию, и 31 октября того же года он открыл свои двери для пассажиров, заменив сразу три старых аэропорта в Берлине.