Как убегали из России сто лет назад

В Питере и Москве в начале 20 века творилась своя история. А на Дальнем Востоке — своя. В мае 1921 г. во Владивостоке произошел вооруженный переворот. К власти пришли белогвардейские силы, сумевшие вытеснить просоветскую Дальневосточную республику с большей части Приморья. Во Владивосток прибыли белогвардейцы, чехословацкий корпус, канадские, американские легионеры и японские войска. Все они решили защищать последний клочок России от большевистского переворота. Похоже на майдан, не так ли?
19 октября 1922 года войска ДВР и партизаны подошли к Владивостоку, но дорогу им преградили японцы, они затягивали время для того чтобы дать остаткам всем желающим покинуть город на кораблях.
Узнав о подходе красных, желавшие покинуть город ринулись в порт. «20 октября 1922 г. я вышла посмотреть, как выглядят улицы, – вспоминала американка Элеонора Прей, находившаяся тогда в городе. – Телега за телегой ехали по Светланской, груженные чемоданами, коробками и домашним скарбом, а на самом верху в каждой – женщины и дети, иногда с домашней собачкой. Это было одно из самых печальных зрелищ, какие мне только приходилось видеть: все они бежали, спасая жизнь, на суда, чтобы выбраться из этой страны, где они родились и которой многие из них уже никогда не увидят».
Люди грузились на европейские суда, на зафрахтованные японские и на суда командующего Сибирской флотилией контр-адмирала Старка. «По судну невозможно было передвигаться из-за людей, а широкая главная палуба была так завалена багажом, что не нашлось бы места даже для кошки, – вспоминал один из беженцев. – И было так больно видеть людей, таких напуганных и в таком нервном напряжении. Октябрьское солнце быстро совершало свой круг над этой пестрой толпой, охваченной паникой уезжания».

24 октября последние перегруженные суда вышли из порта и направились в Посьет, Корею и Китай. Больные и раненые отказались оставаться под покровительством американского Красного креста, и их также пришлось эвакуировать в Посьет. Всего из порта вышло 30 судов, на которых стали выдавать по полкружки воды в день. Некоторые не дошли. Так, «Лейтенант Дадымов» затонул на переходе в Шанхай вместе с находившимися на нем 36 молодыми кадетами.
Тем временем на разъезде Седанка японское командование и командование армии ДВР подписали соглашение об очищении от японских войск Владивостока и прилегающих островов не позднее 16 часов 25 октября 1922 г. Белые ждали «Варфоломеевской ночи» со стороны красных, но резни не было, город перешел из рук в руки довольно мирно. Уже в 4 часа утра группа подпольщиков во главе с председателем обкома большевиков Шишкиным заняла здание морского военного ведомства, а в 5 утра на правительственных объектах были вывешены красные флаги. В 15 часов 25 октября рейд Владивостока оставили последние японские корабли.
Именно об этом времени написана песня, которую в Приморье исполняли все школьные хоры, пели в пионерских лагерях и на пионерских и комсомольских слетах.
По долинам, по загорьям
Шли дивизии вперед,
Чтобы с боем взять Приморье,
Белой армии оплот.
Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда,
Партизанские отряды
Занимали города.
Будут помниться, как в сказке,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Разгромили атаманов,
Разогнали всех господ
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
О судьбе релокантов- 1922 можно прочитать в блоге Виталия Дробышева.
|
</> |