Как у Брежнева золотой перстень отобрали


Самое известное золото Л.И. Брежнева. 4 «Золотых Звезды» Героя Советского Союза и одна «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда
В раннем Советском Союзе среди большевиков считалось дурным тоном носить золотые украшения. Арон Сольц, которого называли «совестью партии», в 1925 году говорил: «Я считаю, что некрасиво, если человек носит кольца, браслеты, золотые зубы, по-моему, это должно возбуждать эстетическое возмущение».
Брежнев в молодости был увлечённым синеблузником — выступал на сцене, а в журнале «Синяя блуза» говорилось: «Ношение обручальных колец, крестиков, перстней, браслеток, серёжек, помада на губах, целование ручек и т.п. — всё это беспощадно изгоняется в среде синеблузников. Это мелочи. Но они важны». А синеблузницы распевали со сцены:
Колец не носим,
И ни серёжек,
И кирпичём
Не мажем рожи.
Кто носит фраки
И манжеты
Те для любви нам
Не сюжеты.

1926. Участники театрального движения «Синяя блуза». В одном из таких коллективов выступал на сцене молодой Л.И. Брежнев
Примерно так в молодости мыслил и Леонид Ильич Брежнев, это видно по его юношеским стихам и воспоминаниям.
Но время шло, нормы поведения менялись... Леониду Ильичу очень понравился стиль жизни президента Югославии Иосипа Броз Тито (1893—1980), который не чурался некоторой роскоши в быту. Сюда относились и золотые перстни на руке. На одном из перстней Тито красовался крупный чёрный бриллиант. Маршал говорил, что этот камень приносит счастье, пока остаётся на руке.

Маршал Тито со своим любимым ручным гепардом. На руке поблескивает золотой перстень
Тито стал другом Брежнева. Они подружились ещё в 1962 году на острове Бриони, где Брежнев гостил у маршала и вёл с ним долгие «задушевные беседы». Они охотились вместе и, вообще, между двумя старыми вояками установилось полное взаимопонимание.

Тито и Брежнев на охоте
Домашнего гепарда Леонид Ильич, правда, не завёл :) а вот один из перстней Тито ему подарил.
Андрей Александров-Агентов вспоминал: «Многое в стиле личной жизни Тито... импонировало Брежневу. Недаром ведь он некоторое время даже носил перстень, подаренный ему Тито. Символичен был и финал. Когда в мае 1980 года Тито умер, сам уже совершенно больной, Брежнев, пренебрегая советами врачей, вылетел на похороны и... мужественно отстоял свою вахту у гроба ушедшего товарища».
Евгений Чазов рассказывал: «Однажды... у него на руке появилось массивное золотое кольцо с печаткой. Любуясь им, он сказал: «Правда, красивое кольцо и мне идёт?». Я удивился — Брежнев и любовь к золотым кольцам! Это что-то новое. Возможно, вследствие моего воспитания я не воспринимал мужчин, носящих ювелирные изделия вроде колец. Что-то в этом духе я высказал Брежневу... Посмотрев на меня почти с сожалением, что я такой недалёкий, он ответил, что ничего я не понимаю и все его товарищи, все окружающие сказали, что кольцо очень здорово смотрится и что надо его носить. Пусть это будет его талисманом».

Эту свою фотографию начала 70-х годов Брежнев считал особенно удачной и говорил про неё: «Здесь я, как Ален Делон». Она была опубликована перед его визитом во Францию. На руке Генсека — часы «Ракета» из золота, которые сделали по спецзаказу специально для Леонида Ильича на старейшем предприятии — «Петродворцовом часовом заводе», основанном в 1721 году Петром I. Некоторые модели были оборудованы календарём, термометром и даже барометром
Пришла перестройка и кольца Брежнева снова вспомнили. Быстро появились легенды, одна таинственнее и мрачнее другой. Рассказывали, например, что директор ювелирного завода, у которого забрали самый лучший, уникальный бриллиант для перстня Генсека, покончил с собой. Георгий Арбатов возмущался: «Знаменитым перстнем с бриллиантами... он открыто, забыв обо всём, любовался на глазах у миллионов советских телезрителей». «Он был в Баку, ему перстень вручили, — говорил Владимир Семичастный. — Он сидел на приёме с этим перстнем и весь сиял». Журналист Андрей Караулов, задавая в интервью вопросы Гейдару Алиеву, напомнил ему об этом подарке Брежневу.
— Никакого перстня мы ему не дарили, — возразил Алиев. — Когда он прилетел в Баку, сошёл по трапу самолёта, я заметил на его руке перстень. У меня есть фотография встречи в аэропорту, на которой он отчётливо виден...
Зять Леонида Ильича Юрий Чурбанов писал: «Все накинулись на Алиева за то, что он в Азербайджане преподнёс Леониду Ильичу очень красивый и дорогой перстень... Сам Алиев... говорит, что никакого перстня он Леониду Ильичу не дарил. Но Алиеву никто не верит... Я же свидетельствую, что он говорит правду: этот перстень в день семидесятилетия Леониду Ильичу подарил его сын Юрий. И этот перстень быстро стал любимой игрушкой — ведь сын подарил! — уже немолодого Генсека».
Современное музыкальное поздравление с Новым годом, составленное из телевыступлений Леонида Ильича. На 0:43 в руках Генсека мелькает золотая ручка «Паркер», потом этот кадр повторяется
И вот, наконец, в перестройку общественное мнение дозрело до того, чтобы «восстановить справедливость». Отобрать пресловутый перстень у наследников Брежнева! И это было сделано.
Виктория Петровна Брежнева вспоминала, как к ней пришли человек пять из ЦК и стали требовать сдать все полученные её мужем подарки:
— Подарки нужно сдавать — не положено...
— Не знаю, — посетовала она потом писателю Владимиру Карпову, — может быть, так теперь заведено... Но выходит, только Брежневу нельзя, а другим будто и подарков не дарили... Кто-то сказал: «Вам дарили перстень, очень массивный». «Не знаю, — говорю, — вот у меня пять перстней есть — выбирайте, какой хотите». Один взяли...
— С бриллиантом? — поинтересовался Карпов.
— Какие бриллианты?! — отвечала вдова. — Они все были без бриллиантов... Перстень, что забрали, был подписан: «От малоземельцев». Отдала...
Между прочим, несколько лет назад в Сети мне попалась аудиозапись — Леонид Ильич в 1960-е годы хорошо поставленным голосом и с выражением читает наизусть стихи Дмитрия Мережковского «Сакья-муни». Это было в репертуаре той самой «Синей блузы» в 1920-е годы. Кто с этими стихами не знаком — там в центре сюжета находится «чудный бриллиант», который царевич Сакья-муни (то есть Будда) добровольно отдаёт бродягам, пришедшим его грабить. Получив перед этим суровую отповедь от одного из воришек:
...Говорит он богу: «Ты неправ!
Или нам жрецы твои солгали,
Что ты кроток, милостив и благ,
Что ты любишь утолять печали
И, как солнце, побеждаешь мрак?
Нет, ты мстишь нам за ничтожный камень,
Нам, в пыли простёртым пред тобой, —
Но, как ты, с бессмертною душой!»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Он умолк, и чудо совершилось —
Чтобы снять алмаз они могли,
Изваянье Будды преклонилось
Головой венчанной до земли.
Читая своим гостям эти стихи, Леонид Ильич едва ли предполагал, что всё это так странно «повторится» в его собственной биографии — и он в роли того самого царевича Будды... :)
|
</> |