«Как только наберется больше тысячи, будем организовываться»

21 ноября на Майдане снова соберется Народное вече — вспомнить, как год назад началась революция достоинства, и оценить ее плоды.
«…Ладно, давайте серьезно. Вот кто сегодня до полуночи готов выйти на Майдан? Лайки не считаются. Только комментарии со словами «Я готов». Как только наберется больше тысячи, будем организовываться».
Год назад, дождливым вечером в четверг, 21 ноября, журналист интернет-издания «Украинская правда» Мустафа Найем написал этот пост на своей странице в фейсбуке. В этот день кабмин под председательством Николая Азарова единогласно проголосовал за то, чтобы приостановить подготовку к соглашению об Ассоциации между Украиной и ЕС. Вместо этого было предложено восстановить и укрепить экономические связи с Россией. Накануне в Раде коммунисты и регионалы провалили законопроекты, касающиеся лечения осужденных за границей.
Юлия Тимошенко в ту пору находилась в Харькове, в больничной
палате с решетками на окне. Европа настаивала на соблюдении
законности, Янукович блефовал: «Либо забываете о судьбе
Тимошенко, либо мне придется прислушаться к интересным предложениям
Кремля» — и, похоже, своего добился. Не произошло ни обещанной
реформы прокуратуры, ни преобразований в сфере избирательного
законодательства, ни других, необходимых для жизни в европейском
доме перемен. Но с Киевом все равно собирались заключать
политический контракт. И вот накануне саммита в Вильнюсе власть
Украины прекратила игру на два фронта…
Спустя час после публикации Найема число желающих выйти на Майдан в Киеве перевалило за тысячу. «Встречаемся в 22.30 под Монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей», — предупредил журналист. Митинг в поддержку евроинтеграции, своеобразный «выпуск пара», согласованный с горадминистрацией, намечался на воскресенье, 24 ноября. То, что с народом придется встретиться раньше и объясняться всерьез, оппозиция, впавшая в уныние, даже не подозревала.
На гранитных плитах, мокро поблескивающих под фонарями, люди стояли небольшими группками, многие приехали семьями. Работали камеры нескольких телеканалов. «Зачем вы здесь?» — задавали вопрос. «Оскорблено чувство человеческого достоинства. Отнято будущее на много лет вперед. Так ведут себя только тоталитарные режимы», — отвечали. Репортажи шли в эфир. На площади неумолчно звонили телефоны: видели в новостях, едем тоже, дождитесь! Вокруг появилось несколько нарядов милиции, ходили, переговариваясь по рациям. Ничего пока не нарушают, палатки не устанавливают, мегафон слабенький. А стихийный митинг, устроенный на ступенях журналистами и общественными активистами, для Киева не диковина.
Первым на местности сориентировался лидер партии «УДАР» Виталий Кличко. Подогнал свой бронированный автомобиль, превратил его в свободную трибуну. Повозившись с колонками, поставили запись «Оды к радости» — гимна Евросоюза. Подключился Юрий Луценко, недавний политзэк и «оранжевый» министр: «Не надо стоять здесь до смерти, будем появляться каждый вечер, создавать пульсацию! Отправляйте эсэмэски друзьям: «Я вышел на Майдан. А ты?» Подтянулись музыканты рок-групп. В ту ночь на Майдане нестройно спели гимн Украины, еще не зная, какая страница мировой истории начата…
Спустя год министр культуры Евгений Нищук (этот актер столичного театра «Сузір’я» («Созвездие») был бессменным ведущим на революционной сцене) рассказал прессе о том, что День достоинства и свободы (согласно указу президента Петра Порошенко, 21 ноября стал праздником) начнут с возложения цветов к символическому памятнику «Небесной сотне» на Институтской. (Мэр Виталий Кличко поручил департаменту общественных коммуникаций поинтересоваться мнением киевлян по поводу переименования улицы в честь погибших героев. Однако «дело снайперов», на чьей совести — кровь защитников Майдана, до сих пор не передано в прокуратуру. Адвокаты «Небесной сотни» утверждают: часть вещдоков потеряна.) Затем состоятся благотворительная акция «Украина — это я» и Народное вече. Мустафа Найем (он избрался депутатом Рады по списку «Блока Петра Дорошенко») призвал политические силы не приходить с флагами своих партий: «Это был гражданский Майдан. Надеюсь, гражданским он и останется».
Вряд ли новая власть рассчитывает на то, что услышит о себе на Вече приятные вещи. Но то, что в Украине голос общества придется впредь слушать внимательно, доказано Майданом.
Ольга Мусафирова
Собственный корреспондент «Новой газеты» в Киеве
|
</> |