Как-то вечером патриции

В противоречие с популярным образом Рима как военной машины,
Уикхем утверждает, что тон в империи задавали гражданские лица.
Отличительной особенностью верхушки римского общества было
гуманитарное образование: «Каждый западный аристократ должен был
знать наизусть Вергилия и многих других классических латинских
авторов, быть способным сочинить стихотворение и блеснуть изящным
оборотом в прозе; на востоке Вергилия заменял Гомер». Прямо как в
имперском Китае, где успех административной карьеры напрямую
зависел от знания древней литературы! Именно на этой общности
образования и держалась Римская империя как единое целое.
«Варвары» же, хотя они не только были христианами (арианами), но
и точно скопировали римскую систему административного управления,
литературную традицию не унаследовали (при том, что переняли сам
язык, по крайней мере в ближайших к городу Риму землях!).
Достoинство послеримской аристократии заключалось уже не в
способности к стихосложению, а в мастерстве владения оружием. К
тому времени отпрыски даже латинских знатных фамилий стали искать
удачи только на военном поприще – если, конечно, не избирали
церковную стезю (впрочем, в те времена эти занятия не были взаимно
исключающими).
Второе кардинальное изменение затронуло финансовую основу
государства: в Риме ее составляли налоги, а в образовавшихся на его
территории варварских княжествах – земельная рента. Уикхем пишет,
что государства, построенные на налогах, всегда богаче существующих
за счет ренты, потому что у налогообложения куда более обширная
демографическая база. Может, именно с этим и связан общий упадок
материальной культуры к 550-му году, обнаруживаемый археологами на
территории Западной империи?

Мне тут больше всего нравятся агнцы и пальмы как бы в кадках :)
Спасибо уважаемому bouzyges за информацию о
книжке Уикхема.
|
</> |