Как-то грустно мир меняется

Мир всё больше и больше организуют так, чтобы человек был готов ради работы всё бросить в одном месте и переехать в другое, и не в соседний город или область, а в другую страну, а то и вообще на другой континент. И это, дескать, хорошо. Космополитизм, мобильность, всё такое. Учитывая стоимость перевозок возникает вот такой человек с одним чемоданом, который по миру мотается-болтается, аки известная субстанция в проруби. Типа, в одном месте быстро раздал, выбросил или продал всё имущество, кроме минимального, и вперёд в другое, где в магазинах тех же марок приобретаешь похожее на то, с которым распрощался, некоторое время пользуешься, и всё по новой.
Ни приличной домашней библиотеки, ни чашки, из которой пьёшь чай двадцать лет, и которую подарил кто-нибудь важный и дорогой, ни любимого кресла, дедушкиного письменного стола или сервиза, из которого несколько поколений семьи пили чай. Да и отсканированные фотографии - это не совсем то же самое, что потрёпанный альбом, который купил кто-то из семьи пару поколений назад.
Без корней, без традиций, без постоянных связей, без друзей, которые с детства или юности, и которых много лет знаешь. Ибо редкая дружба выдержит постоянные переезды и изменения. Если один ещё остаётся на месте, а другой уезжает, куда ни шло, но если разъезжаются сразу все, и у всех начинается очень разная жизнь - какое-то время оно ещё работает, но в долгосрочной перспективе - нет.
Разумеется, это всё не значит, что «где родился, там и пригодился», это далеко не всегда так. Собственно, я в своё время уехала именно потому что хотела дальше развиваться в науке, а в тот момент и в той ситуации (в частности, моей личной) это всё было в Москве куда трудней. И в Питере тоже, хотя я на третьем курсе серьёзно думала об аспирантуре в Питере. Ну и в принципе, возможность пожить в другой стране – работать или учиться – это здорово, опыт, которого никогда дома не получить, кругозор совсем другой.
Однако сейчас всё устроено так, что ради работы нужно всегда быть готовым бросить всё и уехать не то, что в другую страну, а на другой континент. И бросить всё – это не шутка, т.к. зачастую зарплаты не позволяют перевезти имущество в другое место. А во многих случаях это весьма затруднительно, и дело не в сентиментальности.
К примеру, филолог, особенно занимающийся не самыми современными языками, без библиотеки существовать не может, причём именно без своей библиотеки, тщательно всю жизнь собираемой. Во-первых, словари, которые нередко обрастают примечаниями и схолиями, да и просто ты к одному привыкаешь, и с ним проще работать. Во-вторых, книги по этим самым языкам, а также издания текстов, которых в идеале должно быть весьма немало – они тоже рано или поздно либо покрываются схолиями, либо обрастают закладками и вкладками с примечаниями. Всё это не отсканируешь, в комп не внесёшь.
Таким как раз легче управлять, манипулировать им, делать из него всё, что угодно. Он же не привязан ни к кому и ни к чему. Никаких правил и принципов. Делать то, что нужно и там, где нужно. «Человек мира» или такое перекати-поле.
|
</> |