Как связаны оружие шумеров и монеты в 1-2 евро? Факты о самых известных сплавах

Бронза
Бронза - красновато-коричневый сплав меди с оловом, свинцом, кремнием, бериллием, железом и другими элементами. Она примерно на 88% состоит из меди и на 12% из олова и других металлов. Бронзовые сплавы известны прочностью, износостойкостью и устойчивостью к коррозии, в том числе в морской воде, они твёрже меди и легкоплавки, то есть из них легко отливать различные изделия. Еще одно преимущество - удар бронзового изделия о твердую поверхность не приводит к образованию искр. То есть сплав можно использовать для отраслей, связанных с применением взрывоопасных или легковоспламеняющихся материалов. А бронза с высоким содержанием олова - 20-25%, отличается звонким звуком при ударе, поэтому из неё отливали колокола.
В бронзовом веке - периоде примерно между 3200 и 600 годами до нашей эры, бронза была самым распространённым металлом. Из-за повышенной твёрдости и долговечности из неё делали инструменты, оружие, доспехи, строительные материалы, ювелирные изделия и произведения искусства, в частности статуи. Также её широко использовали для чеканки монет - большинство медных денег на самом деле были бронзовыми. Бронза твёрже чистого железа и устойчивее его к коррозии. Смена бронзового века на железный произошла из-за того, что железа было больше, а не из-за того, что этот металл намного лучше.
Первые бронзы были исключительно оловянными - то есть содержали медь и олово в небольшом количестве, потом к ним стали добавлять и другие элементы, чтобы дополнительно улучшить определенные свойства сплава. Например, оловянная бронза с фосфором или свинцом устойчивее к трению и лучше режется. Сейчас есть и безоловянные бронзы - кремнистые, бериллиевые, свинцовые.
В наше время из бронзы часто делают различные декоративные изделия - от ваз до зеркал, детали промышленного оборудования, работающие в условиях высоких скоростей и повышенного давления, например, подшипники и пружины, части судов, такие, как гребные винты и насосы, а также разные механизмы, соприкасающиеся с морской водой. Также из сплава изготавливают разъёмы, переключатели и другие электротехнические компоненты, для которых одновременно важны высокая электропроводность и механическая прочность. Ещё его можно найти в архитектурных компонентах, например лестничных перилах, медалях и наградах, струнах для гитар и фортепиано. Также из бронзы до сих пор отливают колокола и скульптуры.
Латунь
Латунь - сплав меди с цинком, которого в нём, как правило, от 5% до 45%. Этот металл делает медь устойчивее к коррозии и пластичнее, а также улучшает внешний вид готового сплава. Если цинка относительно немного, то это красная латунь красновато-коричневого цвета, а если более 20% - жёлтая, у неё золотистый цвет. Однако есть латуни, в которых больше 45% цинка. Их нельзя обработать и можно использовать только для пайки в гранулированной форме или в качестве основы для других сплавов, нужных для литья под давлением.
Латунного века, в отличие от бронзового, не было, так как долгое время подобные сплавы было трудно получать. Только в 18 веке разработали технологии, упрощающие их производство.
Иногда в медно-цинковые сплавы добавляют и другие элементы - такую латунь называют многокомпонентной. Обычно используют кремний, марганец, свинец, железо и некоторые другие. Например, марганец повышает прочность сплава и его устойчивость к коррозии, свинец облегчает обработку резанием, а железо делает прочнее и легче для ковки.
Латунь - один из самых простых в обработке металлов, кроме того, её можно перерабатывать и многократно использовать без потери качества. Также у неё низкий коэффициент трения - проще говоря, поверхность латунных изделий очень гладкая, поэтому сплав подходит для деталей, которые должны легко скользить друг по другу и при этом долго не изнашиваться. Из-за содержания меди латунь обладает антибактериальной активностью, поэтому она подходит для изготовления предметов, к которым часто прикасаются, например, дверных ручек. Некоторые виды сплава применяются в морской промышленности, так как у них есть свойства, препятствующие биообрастанию, то есть заселению поверхности живыми организмами, в частности ракушками и водорослями.
Ещё латунь востребована в машиностроении, мебельной, химической, автомобильной и оборонной промышленностях. Из неё делают различные декоративные элементы интерьера и архитектуры, фурнитуру для мебели, сантехнику, например краны, предметы домашнего обихода, такие, как замки и светильники, музыкальные инструменты, например трубы, оружейные гильзы и многое другое.
Медно-никелевые сплавы
Они преимущественно состоят из меди и никеля - его доля составляет от 10 до 45%, а также могут включать небольшое количество легирующих добавок, например, хрома, олова и других. Сплав с добавлением железа и марганца называется мельхиором - у него выше устойчивость к коррозии, чем у обычных медно-никелевых, а с добавлением цинка - нейзильбером.
Медно-никелевые сплавы сочетают преимущества этих двух металлов - они прочные, хорошо проводят тепло и электрический ток, легко обрабатываются, немагнитные, лёгкие. Кроме того, у них есть антибактериальные свойства, а при ударе о твёрдые поверхности они не образуют искр.
При использовании медно-никелевых сплавов в морской среде на них образуется плёнка, защищающая от коррозии. Поэтому их часто используют для обшивок судов, насосов, трубопроводов и другого оборудования или деталей, соприкасающихся с солёной водой. Также они стабильны при высоких температурах - выдерживают до 760 ℃, поэтому подходят для многих видов промышленного оборудования.
Самые востребованные в разных отраслях промышленности - сплавы, в которых 10% или 30% никеля. Их обычно можно встретить в составе комплектующих для кораблей, морских, шельфовых нефтяных и газовых платформ, опреснительных установок и морских турбин для производства энергии.
Также медно-никелевые сплавы необходимы для чеканки монет. Например, из них сделаны части монет в 1 и 2 евро. Кроме того, подобные сплавы необходимы для изготовления тормозных трубок, то есть частей тормозной системы автомобиля, отвечающих за передачу механического усилия к тормозным колодкам колёс.
Взято ОТСЮДА.
|
</> |