Как стать художником по костюмам или дизайнером интерьера, не имея образования?
marinni — 14.04.2013 Теги: ЮдашкинИспеченные на платных курсах "дизайнеры интерьеров" и прочие художники- вам "корочки" или ехать?
Мне написала письмо девушка, филолог по образованию, хочет стать художником по костюмам- там конкретно речь шла о платном семинаре в Петербурге, они дали свою рекламу в одном из сообществ по истории костюма.
Работу художника считают простой и непыльной, но это только звучит красиво- на самом деле кино- это тяжелая работа: пашешь, как лошадь, по полторы смены и в дождь, и в снег, лето же у нас обычно глубокой осенью снимают.
Счас- лафа, кинокорм есть, а раньше все приносили с собой, и автобус был один на всех- актеры, осветители, тут же гримеры и костюмы.
Приходишь раньше всех, чтобы подготовить костюмы и дать ЦУ костюмерам и ассистентам, уходишь позже всех, одновременно на тебе еще склад и пошивочный: "Фигаро здесь, Фигаро там", а если еще на шпильках по бесконечным студийным коридорам???
Людмила Аринина, Нина Русланова, я и Армен Джигарханян- снимаем "Пышку" по Мопассану, Франция под Лиепаей.
Вот и носишься невыспавшейся, ненакрашенной, как на этом фото. К тебе каждый день приходят народные артисты, видят обалдевшее чучело вместо художника. Потом сильно удивляются, увидев тебя на премьере или просто нормально одетой: как, вы еще и красивая женщина?))
Так что советую подумать, одно дело для деток для утренника костюмчики нарисовать, себе и подругам маскарадные, или пахать в кино до от и до, выезжать в экспедиции без условий для нормальной, привычной жизни с туалетом и душем.
Очень многие девочки рисуют в школьных тетрадках модели костюмов и обуви, но немногие выдерживают конкурс в серьезные вузы. Идут на другие профессии, но мечта остается, я понимаю.
Что я могу сказать: если хочешь стать художником по костюмам, не имея базового образования, на этот предмет сейчас очень много платных предложений.
То же самое- по профессии "дизайнер и декоратор интерьера".
Очень прошу профессионалов, которые читают мой блог- поделиться своими соображениями.
Особенно- архитекторов, поскольку я примерно знаю их точку зрения на богатых дамочек, гордо себя именующих "дизайнерами интерьера".
Борис Краснов (он театральный художник, счас лудит вовсю эстрадные концерты)очень хорошо одну из таких незамутненных дев поставил на место в популярной телепередаче.
Все эти конторы мне напоминают конторы по сдаче на права: "вам корочки или ездить"?
А деньги берут большие- до 300 тысяч за полгода.
Мне лично стыдно было бы после годовых курсов именовать себя дизайнером по интерьеру, хотя девушки с моим образованием, более того- вообще конструктора одежды(у них минимум художественной подготовки)- успешно работают по дизайну интерьеров и рекламируются везде, в том числе- и в ЖЖ.
Жизнь в 90-х у нас была такая, что многие профи из кино ушли в интерьер или эстраду, очень хорошо зарабатывают, а кто-то остался, пережив "безвременье", когда кино практически не снималось.
Люди по наивности думают, что дизайн интерьеров или костюма- это очень просто, считают свои эскизы талантливыми, чуть ли не открытием, а на самом деле- изобретают велосипед.
Яркий пример- Юдашкин и масса персонажей иже с ним.
Юдашкин парикмахер по профессии, модельерского образования так и не имеет, впаривает клиентуре, не очень хорошо разбирающейся- костюмы типа "елка" или "скрипка" и весь набор из истории костюма 20-го века. Типа- авторские, сам придумал. Может, и сам придумал- а просто истории костюма не знает.
Он овал и круг штрихами рисует, я обалдеваю, неужели лень было пойти на курсы по рисунку, чтобы поставить руку и не срамиться?
Стыдно должно быть за такие эскизы.
Не только лохи ведь смотрят, хотя он очень способный в плане запудривания мозгов нашей "элите", и на художниках по вышивке не экономит.
Некоторые вещи Юдашкина мне очень нравятся, но, как только он делает "прет-а порте"- сразу видно, что лучше бы он ваял что-то театрально- приемное для выставок, без знания основ композиции он постоянно лажается в размещении деталей и их назначении, профессиональному модельеру сразу видны косяки.
Точно так же и у архитектора к малограмотному художнику по интерьеру будет много вопросов. Профессия- это база, не бывает врачей, инженеров и т.д. без специальных знаний. Но вот дизайнером или художником у нас может стать любой.
Меня многие спрашивали о Юдашкине и Александре Васильеве, обычно художники друг друга обсуждают только в своем кругу, ведь у каждого есть личный вкус и видение, обсуждать публично друг друга профи считают неэтичным.
Любого художника можно втоптать в грязь, как делает некто Рома в ЖЖ, сам ни разу не профессионал, а самоназванный "стилист", примазывающийся к модной тусовке.
Роме простительно, поскольку он никто и звать его никак, о Зайцеве он написал такое, что убила бы на месте.
Насчет меня и Васильева тоже написал- не нравится ему, как мы выглядим на юзерпике, он может предложить свои услуги, чтобы мы выглядели более презентабельно.
Рому, когда он пытался пропиариться у меня как спец по мужскому костюму- я послала прямым текстом.
Таким горе-стилистам советовала бы не лезть к профессионалам, окучивайте лохов и лохушек, их достаточно, вам на бутерброд хватит.
Насчет Васильева- я не историк костюма, но Мерцалова и мой профессор, с ней я все годы работы в кино консультировалась, она потом преподавала в Строгановке- Ирина Арсеньевна Алпатова(ее дядя написал историю искусств) по которой многие учились)- очень негативно о нем отзывались.
Типа- мало знает и постоянно делает ляпы, хорош только для невежд в лице несведущей публики и просто лохушек, у которых есть лишние деньги на его лекции.
Я лично так считаю- Саша, хоть и разводит публику- все равно привлек внимание к предмету, только спасибо можно сказать.
Он занимательно рассказывает,и вполне имеет право на существование.
Но у профессиональных художников есть специальные консультанты: специалисты по векам, по военной форме, там голову сломаешь, естественно- никому не придет в голову к Васильеву обращаться, он же такой же художник, как и мы, только собирает открытки, вышивки и костюмы, в основном- все для широкого круга читателей.
У него много бла-бла на общие темы, но мало картинок, а картинки- это первое, что нужно художнику.
Я бы так сказала- он популяризатор, затейливо рассказывает, безусловно знает свою тематику, но что дальше- я просто не в курсе, поскольку сама не историк костюма и не могу судить.
Поэтому скажу кратко, это мое личное мнение: оба большие таланты в зарабатывании бабла,можно только позавидовать.
Мой блог- тоже ведь не искусствоведческий, я просто люблю искать картинки, имея в виду именно художников, на лекциях в институте никто такое количество не покажет.
Художники часто не умеют искать в интернете, если я чем-то им могу помочь- с удовольствием найду картинки и подскажу.
Короче- опять к теме: если вы не тянете на качественный вуз (на можете поступить по способностям) или по обстоятельствам, то остаются платные заведения.
Что делать в этом случае, когда очень хочется, но нет возможности закончить уважаемый вуз: ВГИК, Текстильный- по костюму, Архитектурный,Строгановку- по интерьеру?
Про платные услуги:
Кто в этих многочисленных фирмах и фирмочках преподает конкретно- я не знаю, что там дают- тоже.
Но даже самый лучший художник за полгода не сможет вам дать понимание профессии, если у вас нет базы: знания стилей, истории искусства и декоративного искусства, истории костюма.
Или человек, например- не умеет рисовать.
Сейчас есть программы, где рисовать не надо, но какие-то понятия по общей композиции ведь надо иметь?
Девочки, которые не могут пройти конкурс в хорошие вузы- идут в ТХТУ(среднее профессиональное) или во МХАТ(высшее).
Я пишу про свой личный опыт, это 70-80-начало 90-хе годы, сейчас многое изменилось.
Например- раньше Школа-студия МХАТ в кино не очень котировалась, хотя художников выпускала талантливых.
Но если художник элементарно не умеет поставить ноги и нарисовать руки , и приходит с эскизами к художнику-постановщику после ВГИКа- какое впечатление он о себе создаст?
У нас на студии работали художники оттуда, но на серьезные фильмы их старались не приглашать, только на фильмы-спектакли.
Сейчас мне пишут, что там очень хорошо поставлено образование- я очень рада,если они подтянули рисунок (слабое место их художников), поскольку они много дают именно в плане исторического костюма.
Итак, что же все-таки делать, если очень хочется?
Чтобы не позориться с эскизами-хорошо бы получить базовое образование: рисунок обязательно.
Для художников по костюмам: сначала гипсовая фигура, потом наброски и рисунок живой модели.
Иначе вы не сделаете грамотный эскиз.
Сейчас многие просто копируют картинки графики по истории костюма, берут картинку из журнала мод и подставляют "авторскую" голову. Что я могу сказать- если вас и заказчика это устраивает- вперед, на мины!))
Представление о том, как шьется костюм- тоже хорошо бы иметь.
С другой стороны- иногда эскизы костюмов делают художники-постановщики, которые совсем ничего не понимают в конструировании и технологии- на это во всех цехах есть технолог на приемке эскизов , технолог по пошиву и непосредственно закройщик-конструктор.
В каждом пошивочном свои правила, но если вы знаете, что хотите, и у вас грамотный эскиз- вы объяснитесь с любым технологом на приеме в пошив.
В нашем цехе на ТВ ты вообще не могли ничего менять в процессе, если семь оборок, меньше или больше не пришьют и т.д. То есть надо было давать точный, хорошо продуманный по всем делам эскиз.
На примерке художник смотрит свое (композицию,силуэт, обрезку, места и количество отделки), а закройщик(конструктор)- свое(посадку и т.д).
Считалось дурным тоном лезть в дела закройщика, достаточно было объяснить ему, что ты хочешь.
У нас в цехе такие мастера были- приходишь, а сложнейшая драпировка на кринолине или турнюре уже готова, остается только поправить пропорции, и то редко.
Историю костюма и искусства сейчас можно и самой выучить, в интернете все есть, картинок больше на порядок, чем вам на лекциях покажут.
А вот спец.технология зависит от того, где хотите работать- в театре или в кино.
Но это- только театральные приемы удешевления или имитации, сейчас проще готовую ткань или отделку купить, чем имитировать. В кино надо знать, что любит камера, иначе можете сильно проколоться.
Я по образованию- художник-модельер, как имитировать ткани- нас не учили, но это ни разу за годы работы мне и не понадобилось. Обычно в цехах есть художник по росписи, они сами знают, что могут предложить в плане имитации.
Еще меня удивило на этих курсах про общение с режиссером- как можно этому научить?
Мой первый режиссер- Марк Захаров,настоящий мэтр, а мне тогда только что 22 года исполнилось, сразу после института. Фильм "12 стульев", который с Мироновым и Папановым.
Меня оставляли в Доме Моделей на Кузнецком, я делала диплом у Славы Зайцева, он только одного из выпуска брал- лучшего, даже какие-то медали на международном конкурсе завоевала, но там надо было ждать штатного места, совершенно случайно подвернулась работа ассистентом в кино.
Художница была театральная, в кино до этого сделала только одну короткометражку, ничего про работу в кино толком не знала, мы с ней тыкались, как слепые котята.
Ей все это надоело, начала фильм и ушла, я осталась одна- и за ассистента, и за художника.
Просила опытных художников с нашей студии объяснить- как, что и где.
У нас превосходные художники работали, тоже из модельеров, как и я, во всех производственных вопросах мне помогли разобраться, и фильм "Дуэнья"- следующий за "12 стульями" я уже делала без напряга, наоборот- цеха уважали, уж очень им понравились эскизы к обеим фильмам, на самом деле картинки были красивые, хоть на стенку вешай.
С Марком Захровым тоже успешно объяснялись, несмотря на мой несолидный возраст- он даже в костюмерную приходил, благодарил, когда я что-нибудь особо удачное придумывала, в кино же подбираешь для эпизодников на ходу, из вещей со склада.
Там эпизодники были еще те: Коля Караченцов, Савелий Крамаров и т.д- сплошь известные артисты, за час-полчаса надо было их одеть и отправить в кадр.
Потом он на следующий фильм меня пригласил, на "Гулливера"- я даже сделала эскизы, но вынуждена была бросить фильм и уехать с мужем в Афганистан.
Но на практике ты чаще всего не с режиссером, а заранее с художником-постановщиком и оператором договариваешься, в каком стиле будет решение- потом вы вместе свою точку зрения вкладываете в мозги режиссеру, они же часто не очень понимают по зрительному ряду.
Здесь, я считаю- платную лекцию можно только из любопытства послушать, лучше пообщаться с опытными художниками- они вам гораздо больше расскажут, поскольку всякое бывает: и скандалы, и разборки- вплоть до ухода с фильма.
Например- есть такие актрисы, которые сами себе художники (Гурченко, еще одна очнь известная из Театра на Таганке(вспомнить не могу), Долина на эстраде, Доронина вообще нечто- хамка и хабалка, костюмера на сьемках своего бенефиса у нас на ТВ пнула ногой в лицо).
Если ты их не поставишь на место или полюбовно не договоришься- они давят на режиссера, а ему актриса иногда дороже, чем художник.
Таких актрис все профи знали, предупреждали друг-друга. Режиссеру ведь тоже не надо, чтобы каждый к нему бегал и жаловался.
Надо уметь себя поставить, а это возможно только тогда, когда тебя уважает группа зрительного ряда: художник фильма и оператор, они всегда помогут и защитят тебя, если что.
Однажды, на "Дуэнье", они даже собрались после ресторана пойти фэйс набить режиссеру- еле их остановила))
Не думаю, чтобы на семинаре или курсах можно этому научить, за "корочки" никто тебя уважать не будет.
Вообще же, в реальной жизни есть художники и без высшего образования, моя ассистенка на "Дуэнье"- костюмер, два курса строительного института- сейчас художник по костюмам высшей категории.
Успешно работает, хотя рисовать не умеет- у нее большой опыт, с актерами и режиссерами ладит превосходно.
После ТХТУ- костюмерного училища тоже много кто работает, хотя ВГИКовское образование котируется выше, но та же Алина Будникова имела за плечами только ТХТУ, а список ее режиссеров и отличных картин- впечатляет.
Так что здесь все очень индивидуально и зависит от конкретного человека и его способностей.
Я немного написала о процессе работы художника, все этапы, это по тэгу "Художники кино".
Сейчас постараюсь эти посты выделить в отдельный тэг, пока можно почитать, промотав несколько постов вниз здесь:
http://marinni.livejournal.com/tag/%D0%A5%D0%A3%D0%94%D0%9E%D0%96%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%98%20%D0%9A%D0%98%D0%9D%D0%9E
Френды, очень жду комментов от профессионалов и коллег, мне очень интересно, какие траблы и проблемы у вас были, от себя могу позже рассказать массу смешных случаев, сейчас просто свет все время вырубается, хожу постоянно в коридор к автоматам на щитке.
Да и людям, которым кажется, что профессии по дизайну- это сплошной кайф и розы, тоже было бы полезно иметь информацию. Наверняка- желающих с наскока за полгода стать дизайнером поубавится, это же тяжелый труд.
Заранее спасибо.
Марина.