Как сталинисты профукали крылатые ракеты

топ 100 блогов 28.11.2015

Сегодня Россия обладает ракетами разного типа, которые по своим техническим характеристикам во многом превосходят лучшие зарубежные образцы. Конструкторы этих ракет по праву являются интеллектуальной элитой страны, их ценят и берегут, их труд высоко оплачивается, весь народ гордится ими. Но так было в нашей стране не всегда...

В 30-е годы в СССР шли интенсивные работы по созданию ракет. Разрабатывались ракеты как с пороховым, так и с жидкостным реактивными двигателями. Для концентрации усилий в области создания ракетной техники будущий «немецкий шпион, троцкист и заговорщик» М.Н. Тухачевский 21 сентября 1933 года подписал приказ о создании на базе ленинградской газодинамической лаборатории и московской группы изучения реактивного движения Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Именно после его образования работы в области советской ракетной техники приобрели военную направленность и получили мощный импульс. С 1935 года по тактико-техническому заданию Главного управления ВВС и Управления связи РККА велось создание крылатых ракет проектов 212 и 216 ("земля-земля"), 217/1 и 217/2 ("земля-воздух"), 301 ("воздух-воздух"). Работы в Реактивном НИИ в 30-х годах велись по двум направлениям: реактивные снаряды разрабатывались отделом, которым руководил Георгий Лангемак ; другой отдел РНИИ разрабатывал ракеты, в нем ведущими специалистами были Сергей Королев и Валентин Глушко.

Первая советская крылатая ракета (макет) 


Первый полёт ракеты 212 (главный конструктор – С.П.Королев) состоялся 29 января 1939 года, Сергей Павлович в это время в качестве "контрреволюционера-вредителя" рубил породу киркой на Колыме. Ракета 212 была построена по нормальной (самолётной) аэродинамической схеме и являлась монопланом со среднерасположенным крылом трапециевидной формы. Жидкостный ракетный двигатель ОРМ-65 конструкции В. П. Глушко располагался в хвостовой части фюзеляжа и работал на компонентах топлива азотная кислота — керосин, хранящихся в четырёх коаксиальных (трубкообразных) баках расположенных в крыле ракеты, поперёк фюзеляжа: три бака для азотной кислоты и один для керосина. Подача компонентов топлива осуществлялась вытеснительным способом, давлением сжатого воздуха из четырёх баллонов расположенных внутри корпуса, между крылом и камерой сгорания ЖРД. Реактивная тяга ЖРД составляла 150 кгс при времени работы от 20 до 80 секунд. Система управления на основе гироскопического автомата стабилизации ГПС-3, конструкции С. А. Пивоварова, располагалась в приборном отсеке, за головной частью. Расчётная дальность ракеты составляла 80 км, при высоте полёта 6,5 км и скорости порядка 1000 км/ч. Пуск ракеты осуществлялся с рельсовой тележки разгоняемой стартовым пороховым ускорителем тягой 1850 кгс, стартовая масса ракеты 210 кг, масса топлива — 30 кг, полезный груз 30 кг, длина 3 метра.

После ареста Тухачевского в 1937г. практически все руководство института и виднейшие специалисты были арестованы, некоторые из них расстреляны. За время работы в институте Георгий Лангемак практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 и РС-132, впоследствии ставших основой реактивного миномета 'Катюша'. В этот период Г. Э. Лангемак вёл переписку с К. Э. Циолковским, размышляя и о невоенном применении ракет, о возможности их использования в космонавтике. Сам термин 'космонавтика' ввёл именно Г. Э. Лангемак. 2 ноября 1937 Г. Э. Лангемак был арестован (ордер номер А 810) органами НКВД г. Москвы. Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937, основано на единственном протоколе допроса. За 'вредительство в области недопущения новых образцов на вооружение' и участие в 'антисоветской террористической организации', преступлениях предусмотренных ст. ст. 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР Георгий Эрихович Лангемак был приговорён к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. В день суда приговор был приведён в исполнение. Реабилитирован в 1955г.

Г.Э.Лангемак, фото НКВД   

Арестован С.П. Королев и приговорен к десяти годам заключения. 2 года он провел по тюрьмам, 1 год в колымском лагере и лишь в 1940 чудом уцелевшего Королева направили в «шарашку», где он занимался реактивными ускорителями для самолетов.

 С.П.Королев, фото НКВД

Глушко также был арестован и после 5 месяцев следствия получил срок "8 лет". К счастью, до лагерей дело не дошло, его сразу направили в Тушинскую «шарашку», а позже перевели в Казань, где они с 1940г. вместе с Королевым занимались разработкой реактивных ускорителей для поршневых самолетов. Уже без Королева и Глушко в 1938 году с борта самолета ТБ-3 было сделано несколько испытательных пусков КР-301 типа "воздух-воздух". Ракета показала способность к поражению целей на дистанциях 3000 м и в 1000 м выше от самолета носителя, но все ещё не была решена проблема точного наведения. В 1939 году финансирование разработок крылатых ракет полностью прекратилось.

В.П.Глушко, фото НКВД    

В 1940 году был осужден по "контрреволюционной" статье (он случайно разбил висевший в фойе ресторана портрет Сталина) один из ведущих советских "реактивщиков" Василий Лужин. На свободу из лагерей через 8 лет он вышел больным и психологически надломленным человеком, через семь лет умер от инфаркта, не дожив до пятидесяти.

В.Н.Лужин   

В Германии разработки ракет начались в 20-х годах, а  в 1932г. была создана первая экспериментальная станция. Нацисты своих ученых берегли, исследованиям в ракетной области уделяли особое внимание, поэтому значительно вырвались вперед. Первый старт крылатой ракеты ФАУ-1 состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск — 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Успехи в разработке крылатых ракет не могли не вывести Германию на еще более высокий уровень: разработку баллистических ракет. 
На фото - немецкая баллистическая ракета ФАУ-2 на стартовой позиции

 
 
В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров, таким образом «Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. 24 января 1945 во время испытательного полета немецкая ракета впервые в мире достигла скорости, соответствующей М=4 (т. е. в четыре раза превышающей скорость звука).

После победы над Германией советская разведка развернула охоту на немецких специалистов по ракетам. Их направляли в СССР вместе с семьями, не расстреливали и даже не били, хорошо кормили.  Именно с трофейных ракет «Фау-2» началась советская ракетная программа.  А настоящего расцвета наше ракетостроение  добилось при Хрущеве: говорят, его сын Сергей - сам талантливый ракетчик - давал нужные советы отцу.

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%F3-2
http://ru.wikipedia.org/wiki/212_(%F0%E0%EA%E5%F2%E0)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
В пятницу утром мы со свекровью и собачкой гуляли вокруг озера Сасамат. Это самое популярное озеро для купания летом. Вокруг него идет ухоженная дорожка в 3 с небольшим километра. Ввиду популярности места, короткой дистанции и легкости трейла мы туда никогда не ходим. Но для прогулки ...
Многие жители Красноярска любят гулять по территории Заповедника "Столбы". И даже серьёзный мороз их не останавливает. А вот фотографии на холоде делать очень тяжело и поэтому их мало. Как-то так замечательно было нынче в феврале в географическом центре ...
Одна ночная полазка в Екатеринбургский метрострой на строительство продолжения Первой линии, на ее южный отрезок - станции Ботаническая-Чкаловская-Бажовская-Геологическая (действ.) В данный момент строительство почти закончено, станции: ...
Оригинал взят у lev_sharansky2 в Батальон Ляшка отправляется на Восточный фронт. С увагой, панъ Щараньски. Попы в начале как бы намекают ...  ...