
Как создавали костюмы к сериалу "Годунов" (2018)


В 2018 году на экраны вышел исторический телесериал "Годунов", рассказывающий о судьбе рода Годуновых — царя Бориса Годунова, его жены Марии, сестры Ирины, сына Фёдора и дочери Ксении. В основу сериала лег роман-хроника Константина Бадигина "Кораблекрушение у острова Надежды" (1978).
Про то, как создавались костюмы сериала, рассказывает художник Наталья Салтыкова
– "Годунов" – фильм художественный. Строгое следование букве истории не обязательно. Приходилось что-то додумывать в костюмах?
– К сожалению, с тех времен сохранилось очень мало изображений одежды. Костюмеры в своей работе ориентировались на Радзивилловскую летопись, а также иконы, парсуны и экспонаты музеев, в которых сохранились остатки тканей с рисунком и орнаментом.

Додумывать приходилось. Например, долго морочились с опричниками. Изображений их почти не сохранилось. Но наш консультант нашёл нам малюсенькую, как наскальная живопись, картинку на дне кувшина, где едва разборчиво были изображены фигурки в странных одеяниях. Вот её-то мы и додумали.

Слева: Опричник. Изображение на поддоне подсвечника из Александровской слободы. XVII в. Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, "Опричники должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны"
Кстати, как вы думаете, это на опричнике шапка с пером или военный тюрбан?
Справа: Кадр из фильма. Опричники
А оттолкнулись от известного факта: опричники при Иване Грозном рядились в монахов, не будучи ими в жизни. Вот и у нас опричники – ряженые. И чтобы отделить их от настоящих монахов, я придумала плащи с капюшонами, закрывающими лицо. Бессмысленно требовать от художественного фильма абсолютной достоверности, как бы ни хотелось этого историкам. Наша задача – создать такие образы, которые ассоциировались бы у зрителей с определённой эпохой. Это своего рода наша версия того времени.

Андрей Мерзликин в роли Василия Шуйского с перстнем опричника на пальце
– Может так случиться, что лет через 100 эти костюмы будут восприниматься как подлинные. Например, как рельефное изображение актёра Николая Черкасова, сыгравшего Александра Невского в одноименном фильме, на ордене Александра Невского.
– Надеюсь на здравый смысл потомков – ведь это всё-таки художественное произведение.
– О той эпохе были сняты прекрасные фильмы Сергеем Эйзенштейном и Сергеем Бондарчуком. Вы в ходе подготовки их пересматривали?
– И не один раз. Эти фильмы сняты с большим тактом, с бережным отношением к истории, с изумительным чувством меры. Мастерам, занятым в съёмках, можно безусловно доверять.
– Как современника что вас удивляет в моде тех лет?
– Недавно была в костюмерной, где хранятся костюмы с "Годунова". В процессе съёмок не было времени их оценить. А сейчас смотрю и думаю, что сама бы с удовольствием надевала многое из женской одежды. Например, рубахи, которые можно носить как платья даже сейчас. А мужские кафтаны? Какая же это красота! И они так стройнят!..

Слева Анна Ковальчук в роли Марии Ливонской. Справа Мария Андреева в роли Ксении Шестовой, супруги Фёдора Романова
– Костюмы сильно преображают человека?
– Меняется походка, взгляд, осанка. В жизни такие одеяния было совсем непросто носить. Парадный наряд весил несколько килограммов – с каменьями, оружием, головными уборами. В таких одеждах не побегаешь. Ходить приходится медленно, плавно. Голову с тяжёлым убором несёшь прямо, поворачивать и то тяжело. Одежды с длинными рукавами – символ знатности и богатства. В таких не только не поработаешь, ходить – и то неудобно, поэтому их завязывали сзади. Отсюда и пословица "Работать спустя рукава".

Слева Сергей Безруков в роли Бориса Годунова. Справа Александр Горбатов в роли князя Фёдора Мстиславского
– А как артисты осваивались в этих костюмах?
– Это было непросто. Перед каждым стояла задача научиться носить одежду XVI века естественно. Уметь вжиться в костюм так, чтобы не выглядеть современниками, играющими бар и холопов. Порой даже наши маленькие промашки обыгрывались актёрами.

Слева Ирина Пегова в роли Марии Нагой, седьмой жены Ивана Грозного. Справа Анна Михалкова в роли Ирины Годуновой, сестры Бориса Годунова, жены царя Фёдора Ивановича
Сергей Маковецкий, исполнитель роли Грозного, когда увидел сапоги из бахромы и жемчуга, удивился: "Как такую ценность стаптывать?" И расстроился еще больше - сапоги оказались велики. Но он профессионал. "Отлично! - говорит. - Буду в них ходить и шаркать. Глядишь, и ноги не натру, и в образ попаду".

Сапоги из сериала "Годунов" на выставке.
– Как начинается работа над костюмами?
– Обсуждаем с режиссёром одежду каждого персонажа. Он рассказывает о том, каким он себе его представляет. А моя задача – его фантазии превратить в нечто материальное. Например, объяснить, что актёр не может достать из кармана какой-то предмет, потому что в XVI веке не было карманов. И что в тяжёлой длинной одежде нельзя перелезть через забор. И что по этой же причине актёры не могут быстро бегать.

Слева Андрей Мерзликин в роли Василия Шуйского. Справа Александр Устюгов в роли Фёдора Никитича Романова, отца Михаила Романова
– Как вы придумываете персонажей?
– Сначала – эскизы костюмов, потом собираю их в группы – положительные или отрицательные герои: так легче продумывать образы. Дальше обдумываю ткани и фактуры. Кафтаны, допустим, одинаковые, да не совсем – разные по цвету, по отделке, по материалу. Чёрного цвета, кстати, в кино нет. Даже в цветном. Он выглядит как чёрный, но может быть серым или синим. Приходилось учитывать и такие нюансы. С красным цветом тоже могут быть проблемы. Опасный цвет.

Кадр из фильма
– XVI век – яркий, насыщенный прекрасными тканями и мехами. А их-то как добывали?
– Многие рисунки и орнаменты можно увидеть на фрагментах тканей в музеях. Конечно, такие на прилавках не лежат. Но мы покупали в Турции, в Стамбуле – на наше счастье, там до сих пор ткут византийские узоры, как сотни лет назад, и текстура ткани та же. Пуговицы ручной работы привезли из Индии, натуральный речной жемчуг для расшивания костюмов — из Китая. А мех может быть и искусственным, но выглядеть должен убедительно. Сейчас это не проблема: и меха, и кожу, хоть и искусственные, не отличишь от настоящих.
В фильме занято больше 200 персонажей, каждого из них нужно было переодеть как минимум трижды. У всех героев есть рубаха, порты, зипун, нижние и верхние кафтаны, шубы, шапки, обувь. В результате костюмов пришлось сшить больше тысячи, а работа над ними заняла восемь месяцев. При этом средний вес наряда — от шести до девяти килограммов.
– В "Годунове" более 200 персонажей. Костюмов сшито более 1000. По одежде можно понять, как эволюционируют герои?
– Артисты проживают в фильме целую жизнь. Естественно, что одежда меняется вместе с персонажем.
Много времени ушло на создание образа Сергея Безрукова. У Сергея Безрукова около 20 предметов одежды. Его герой по сюжету из худородного боярина становится могущественным вельможей. Годунов был прогрессивным человеком, модным и продвинутым, говоря языком современной молодёжи. Чтобы подчеркнуть это, Безруков ходит в высоких воротниках-козырях, которые тогда только-только входили в моду, носит жилеты.

То же можно заметить и по украшениям. Вначале у него на руке было маленькое серебряное кольцо с сапфиром, а потом постепенно появляются золотые перстни с рубинами с другими драгоценностями. Mассивные дорогие украшения.

Сергей Безруков в роли Бориса Годунова. На руках массивные перстни
Предки были мудрыми, они наделяли костюмы символами - религиозными, государственными, символами цвета. Когда я поняла, что шубы говорят, родилась идея костюма Ивана Грозного, уже не парадного, уставшего от жизни, но волевого - темно-зеленого с состаренной позолотой. И наоборот, парадные одежды его сына Федора - это золото с царскими регалиями - бармой, украшенной текстами из Библии, минии иконами и символами власти.

Сергей Маковецкий в роли Ивана IV Грозного. Другой шубы не нашла

Фёдор Лавров в роли Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного
Легко удалось решить вопрос с гардеробом Евгения Цыганова, исполнившего роль царевича Ивана, старшего сына Грозного. До этого актер сыграл царя Ивана III в историческом сериале "София", поэтому частично снимался в костюмах того проекта. Мода тогда изменялась медленно — веками.

Слева Евгений Цыганов в сериале "София", справа в сериале "Годунов"

Слева Евгений Цыганов в сериале "Годунов", справа в сериале "София". Этот кафтан в "Софии" у него был один из самых носибельных, он засветился очень во многих сценах, поэтому перед слегка изменили
Немало потрудились и над обликом царицы Марии. Жена Годунова, которую играет Светлана Ходченкова, была жёсткой, властной женщиной.

Светлана Ходченкова в роли Марии Скуратовой-Бельской, супруги Бориса Годунова
Bластный характер женщины передан в ее нарядах: все предметы ее одежды агрессивных цветов, и, кроме того, они словно преувеличены, например, размер головного убора больше обычного.

Светлана Ходченкова в роли Марии Скуратовой-Бельской

Кадр из фильма

Кадр из фильма
Марию одели в белые цвета - символ траура в средние века.

Кадр из фильма
И по контрасту - ее наряды "для выхода в люди", золотые, что нехарактерно для женщин той эпохи, они передают ее жажду власти.
Долго не давался образ опричника Малюты Скуратова.

Кадр из фильма
Он, как известно, демонстративно носил грубую монашескую рясу. Под нее "поддели" башлык - кричаще богатый, расшитый драгоценностями кафтан.

Виктор Сухоруков в роли Малюты Скуратова
– Величина украшений, видимо, и была явным признаком богатства и власти?
– Наши предки не мудрили, а ювелирное искусство было не таким гламурным, как сейчас. Всё было просто – большой камень и самая обычная оправа. У дам – хаотичная насыпь самоцветов. У мужчин – крупные перстни, наручи-манжеты и меха.

Кадры из фильма
По крою одежды простолюдины не отличались от бояр, но богатая ткань выделяла вельмож. Да ведь та одежда была простого кроя, особенности фигуры не подчеркивала. А вышивкой занимались и сами боярыни. Украшения, кстати, в фильме не бутафорские, изготавливались специально из серебра и металлов, камни тоже натуральные. А Маковецкому–Грозному по завершении сьёмок подарили игровой перстень.
– Когда костюмы сшиты, ваша работа закончена?
– Это только начало. Я безотлучно присутствую на съёмочной площадке: удался костюм или нет, понимаешь только там. А вдруг ещё и режиссёру придёт на ум новая задумка? Например, для сцены наказания проворовавшегося казначея, которого играет Александр Семчев, были сшиты две сменные рубахи: его бьют, и должно быть именно две рубахи – целая и изорванная. И тут режиссёр спрашивает: "Есть ли что-то посветлее?" А Семчев – человек габаритный, готовая вещь ему едва ли придётся в пору. Пришлось шить прямо на ходу.

Кадр из фильма. Наказание казначея
– Бывают такие колоритные персонажи, которые "переигрывают" свой же костюм?
– Виктор Сухоруков (Малюта Скуратов) настолько яркий и убедительный, что костюм потребовался "потише", чтобы эмоционального перебора не получилось.
– Вы, как волшебники, можете сделать человека и ужасным, и прекрасным…
– Изуродовать костюмом – легко. Есть в "Годунове" персонаж – Андрюшка. Мы задумали его горбатым. Придумали горб, а вытачкой его и подчеркнули. Хотя, по правде говоря, вытачек в те времена ещё не придумали.

Пётр Логачёв в роли Ондрюшки Мочалова, угличского ведуна
– Вытачек не было, карманов тоже. Это вам стало в диковинку?
– Больше всего удивляли длиннющие рукава, которые никакого практического смысла не имели. Разве только грели руки. А вместо карманов были привязаны к кушакам сумочки-кошели. Или всё, что можно, попросту засовывали за голенище.
– Парсуны – это поясные портреты. Где подсматривали модели обуви?
– Кое-какая информация сохранилась в воспоминаниях современников, образцы обуви можно найти в музеях – те самые сапоги со вздёрнутыми носами.
(Selyanka1 ON: Фото сохранившихся в музеях сапог можно посмотреть здесь Какие сапоги носили в Москве в XVI веке? Какие сапоги носили в Москве в XVII веке? - Selyanka1 OFF)
Мужские погрубее, а женские ещё и расшивали золотой нитью, камнями. Жалко, что в фильме обувь не всегда было видно. А ведь мы специально для Грозного сшили сапоги из настоящего бархата, вышитые натуральным жемчугом. На жене Годунова – расшитые валенки. Их можно было хорошо рассмотреть в сцене, где Годунов разувает жену. Впрочем, если этих эпизодов не помнят – значит, хорошо поработали мы и замечательно сыграли актёры: зрители от скуки не занимались разглядыванием деталей вместо того, чтобы следить за сюжетом.

Светлана Ходченкова на съемках. Видна обувь, подошва очень современная
- Герои фильма проживают на экране целую жизнь. Значит, одежда должна быть ношеной?..
– Всю одежду мы специально состаривали. Это называется "зафактурить": потёртости на рукавах делаем наждачной бумагой, складки на локтях прорисовываем краской.
– Актёры не привередничают? Костюмы тяжёлые, неудобные…
– Дисциплинированные актёры старой школы не капризничают. Молодые могут пожаловаться, попросить облегчить наряды. Но, глядя, например, на того же Сухорукова, который в костюме и гриме может терпеливо ждать очередного дубля, терпят.
– Как человеку, который профессионально шьёт, что дала вам работа в историческом кино?
– Я открыла для себя красоту русского костюма. И поняла, что его возможности – безграничны и с этой темой можно работать долго и разнообразно.
отсюда отсюда
|
</> |
