рейтинг блогов

Как создавали костюмы к сериалу "Годунов" (2018)

топ 100 блогов selyanka128.10.2021 Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) _900 x 600.jpg

В 2018 году на экраны вышел исторический телесериал "Годунов", рассказывающий о судьбе рода Годуновых — царя Бориса Годунова, его жены Марии, сестры Ирины, сына Фёдора и дочери Ксении. В основу сериала лег роман-хроника Константина Бадигина "Кораблекрушение у острова Надежды" (1978).


Про то, как создавались костюмы сериала, рассказывает художник Наталья Салтыкова

– "Годунов" – фильм художественный. Строгое следование букве истории не обязательно. Приходилось что-то додумывать в костюмах?

– К сожалению, с тех времен сохранилось очень мало изображений одежды. Костюмеры в своей работе ориентировались на Радзивилловскую летопись, а также иконы, парсуны и экспонаты музеев, в которых сохранились остатки тканей с рисунком и орнаментом.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018)
Слева портрет Григория Микулина, в 1600–1601 годах возглавлявшего посольство от Бориса Годунова к Елизавете Тюдор. Неизвестный художник. Англия, Лондон, 1600 г ГИМ
Справа парсуна царя Федора Ивановича. Неизв худ . Россия. 1630-е г. ГИМ. Образ входил в группу парсун, которые располагались у гробниц в Архангельском соборе.

Додумывать приходилось. Например, долго морочились с опричниками. Изображений их почти не сохранилось. Но наш консультант нашёл нам малюсенькую, как наскальная живопись, картинку на дне кувшина, где едва разборчиво были изображены фигурки в странных одеяниях. Вот её-то мы и додумали.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 1 Capture.JPG
Слева: Опричник. Изображение на поддоне подсвечника из Александровской слободы. XVII в. Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, "Опричники должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны"
Кстати, как вы думаете, это на опричнике шапка с пером или военный тюрбан?

Справа: Кадр из фильма. Опричники

А оттолкнулись от известного факта: опричники при Иване Грозном рядились в монахов, не будучи ими в жизни. Вот и у нас опричники – ряженые. И чтобы отделить их от настоящих монахов, я придумала плащи с капюшонами, закрывающими лицо. Бессмысленно требовать от художественного фильма абсолютной достоверности, как бы ни хотелось этого историкам. Наша задача – создать такие образы, которые ассоциировались бы у зрителей с определённой эпохой. Это своего рода наша версия того времени.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018)
Андрей Мерзликин в роли Василия Шуйского с перстнем опричника на пальце

– Может так случиться, что лет через 100 эти костюмы будут восприниматься как подлинные. Например, как рельефное изображение актёра Николая Черкасова, сыгравшего Александра Невского в одноименном фильме, на ордене Александра Невского.

– Надеюсь на здравый смысл потомков – ведь это всё-таки художественное произведение.

– О той эпохе были сняты прекрасные фильмы Сергеем Эйзенштейном и Сергеем Бондарчуком. Вы в ходе подготовки их пересматривали?

– И не один раз. Эти фильмы сняты с большим тактом, с бережным отношением к истории, с изумительным чувством меры. Мастерам, занятым в съёмках, можно безусловно доверять.

– Как современника что вас удивляет в моде тех лет?

– Недавно была в костюмерной, где хранятся костюмы с "Годунова". В процессе съёмок не было времени их оценить. А сейчас смотрю и думаю, что сама бы с удовольствием надевала многое из женской одежды. Например, рубахи, которые можно носить как платья даже сейчас. А мужские кафтаны? Какая же это красота! И они так стройнят!..

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) _9 Capture.JPG
Слева Анна Ковальчук в роли Марии Ливонской. Справа Мария Андреева в роли Ксении Шестовой, супруги Фёдора Романова

– Костюмы сильно преображают человека?

– Меняется походка, взгляд, осанка. В жизни такие одеяния было совсем непросто носить. Парадный наряд весил несколько килограммов – с каменьями, оружием, головными уборами. В таких одеждах не побегаешь. Ходить приходится медленно, плавно. Голову с тяжёлым убором несёшь прямо, поворачивать и то тяжело. Одежды с длинными рукавами – символ знатности и богатства. В таких не только не поработаешь, ходить – и то неудобно, поэтому их завязывали сзади. Отсюда и пословица "Работать спустя рукава".

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018)
Слева Сергей Безруков в роли Бориса Годунова.  Справа Александр Горбатов в роли князя Фёдора Мстиславского

– А как артисты осваивались в этих костюмах?

– Это было непросто. Перед каждым стояла задача научиться носить одежду XVI века естественно. Уметь вжиться в костюм так, чтобы не выглядеть современниками, играющими бар и холопов. Порой даже наши маленькие промашки обыгрывались актёрами.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) _0 Capture.JPG
Слева Ирина Пегова в роли Марии Нагой, седьмой жены Ивана Грозного. Справа Анна Михалкова в роли Ирины Годуновой, сестры Бориса Годунова, жены царя Фёдора Ивановича

Сергей Маковецкий, исполнитель роли Грозного, когда увидел сапоги из бахромы и жемчуга, удивился: "Как такую ценность стаптывать?" И расстроился еще больше - сапоги оказались велики. Но он профессионал. "Отлично! - говорит. - Буду в них ходить и шаркать. Глядишь, и ноги не натру, и в образ попаду".

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018)
Сапоги из сериала "Годунов" на выставке. 

– Как начинается работа над костюмами?

– Обсуждаем с режиссёром одежду каждого персонажа. Он рассказывает о том, каким он себе его представляет. А моя задача – его фантазии превратить в нечто материальное. Например, объяснить, что актёр не может достать из кармана какой-то предмет, потому что в XVI веке не было карманов. И что в тяжёлой длинной одежде нельзя перелезть через забор. И что по этой же причине актёры не могут быстро бегать.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) _7 Capture.JPG
Слева Андрей Мерзликин в роли Василия Шуйского. Справа Александр Устюгов в роли Фёдора Никитича Романова, отца Михаила Романова

– Как вы придумываете персонажей?

– Сначала – эскизы костюмов, потом собираю их в группы – положительные или отрицательные герои: так легче продумывать образы. Дальше обдумываю ткани и фактуры. Кафтаны, допустим, одинаковые, да не совсем – разные по цвету, по отделке, по материалу. Чёрного цвета, кстати, в кино нет. Даже в цветном. Он выглядит как чёрный, но может быть серым или синим. Приходилось учитывать и такие нюансы. С красным цветом тоже могут быть проблемы. Опасный цвет.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018)
Кадр из фильма

– XVI век – яркий, насыщенный прекрасными тканями и мехами. А их-то как добывали?

– Многие рисунки и орнаменты можно увидеть на фрагментах тканей в музеях. Конечно, такие на прилавках не лежат. Но мы покупали в Турции, в Стамбуле – на наше счастье, там до сих пор ткут византийские узоры, как сотни лет назад, и текстура ткани та же.  Пуговицы ручной работы привезли из Индии, натуральный речной жемчуг для расшивания костюмов — из Китая. А мех может быть и искусственным, но выглядеть должен убедительно. Сейчас это не проблема: и меха, и кожу, хоть и искусственные, не отличишь от настоящих.

В фильме занято больше 200 персонажей, каждого из них нужно было переодеть как минимум трижды. У всех героев есть рубаха, порты, зипун, нижние и верхние кафтаны, шубы, шапки, обувь. В результате костюмов пришлось сшить больше тысячи, а работа над ними заняла восемь месяцев. При этом средний вес наряда — от шести до девяти килограммов.

– В "Годунове" более 200 персонажей. Костюмов сшито более 1000. По одежде можно понять, как эволюционируют герои?

– Артисты проживают в фильме целую жизнь. Естественно, что одежда меняется вместе с персонажем.

Много времени ушло на создание образа Сергея Безрукова.  У Сергея Безрукова около 20 предметов одежды. Его герой по сюжету из худородного боярина становится могущественным вельможей. Годунов был прогрессивным человеком, модным и продвинутым, говоря языком современной молодёжи. Чтобы подчеркнуть это, Безруков ходит в высоких воротниках-козырях, которые тогда только-только входили в моду, носит жилеты.


Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 1 1 Capture.JPG
"Модный" Борис Годунов в одежде с воротником-козырем

То же можно заметить и по украшениям. Вначале у него на руке было маленькое серебряное кольцо с сапфиром, а потом постепенно появляются золотые перстни с рубинами с другими драгоценностями. Mассивные дорогие украшения.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018)
Сергей Безруков в роли Бориса Годунова. На руках массивные перстни

Предки были мудрыми, они наделяли костюмы символами - религиозными, государственными, символами цвета. Когда я поняла, что шубы говорят, родилась идея костюма Ивана Грозного, уже не парадного, уставшего от жизни, но волевого - темно-зеленого с состаренной позолотой. И наоборот, парадные одежды его сына Федора - это золото с царскими регалиями - бармой, украшенной текстами из Библии, минии иконами и символами власти.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 1 2 Capture.JPG
Сергей Маковецкий в роли Ивана IV Грозного. Другой шубы не нашла

5 Феодор I Иоаннович (Фёдор Лавров.jpg
Фёдор Лавров в роли Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного

Легко удалось решить вопрос с гардеробом Евгения Цыганова, исполнившего роль царевича Ивана, старшего сына Грозного. До этого актер сыграл царя Ивана III в историческом сериале "София", поэтому частично снимался в костюмах того проекта. Мода тогда изменялась медленно — веками.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 0 0 Capture.JPG
Слева Евгений Цыганов в сериале "София", справа в сериале "Годунов"

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 1 4 Capture.JPG
Слева Евгений Цыганов в сериале "Годунов", справа в сериале "София". Этот кафтан в "Софии" у него был один из самых носибельных, он засветился очень во многих сценах, поэтому перед слегка изменили

Немало потрудились и над обликом царицы Марии. Жена Годунова, которую играет Светлана Ходченкова, была жёсткой, властной женщиной.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 3 scale_1200 (2)iii.jpg
Светлана Ходченкова в роли Марии Скуратовой-Бельской, супруги Бориса Годунова

Bластный характер женщины передан в ее нарядах: все предметы ее одежды агрессивных цветов, и, кроме того, они словно преувеличены, например, размер головного убора больше обычного.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 2 1 Capture.JPG
Светлана Ходченкова в роли Марии Скуратовой-Бельской


3 Светлана Ходченкова Мария Скуратова - Годунова.jpg
Кадр из фильма

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 3 72717.jpg
Кадр из фильма

Марию одели в белые цвета - символ траура в средние века.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 3 821515.jpg
Кадр из фильма

И по контрасту - ее наряды "для выхода в люди", золотые, что нехарактерно для женщин той эпохи, они передают ее жажду власти.

Долго не давался образ опричника Малюты Скуратова.

_4 Виктор Сухоруков — Малюта Скуратов6.jpg
Кадр из фильма

Он, как известно, демонстративно носил грубую монашескую рясу. Под нее "поддели" башлык - кричаще богатый, расшитый драгоценностями кафтан.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) _3 Capture.JPG
Виктор Сухоруков в роли Малюты Скуратова

– Величина украшений, видимо, и была явным признаком богатства и власти?

– Наши предки не мудрили, а ювелирное искусство было не таким гламурным, как сейчас. Всё было просто – большой камень и самая обычная оправа. У дам – хаотичная насыпь самоцветов. У мужчин – крупные перстни, наручи-манжеты и меха.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 1 0 Capture.JPG
Кадры из фильма

По крою одежды простолюдины не отличались от бояр, но богатая ткань выделяла вельмож. Да ведь та одежда была простого кроя, особенности фигуры не подчеркивала. А вышивкой занимались и сами боярыни. Украшения, кстати, в фильме не бутафорские, изготавливались специально из серебра и металлов, камни тоже натуральные. А Маковецкому–Грозному по завершении сьёмок подарили игровой перстень.

– Когда костюмы сшиты, ваша работа закончена?

– Это только начало. Я безотлучно присутствую на съёмочной площадке: удался костюм или нет, понимаешь только там. А вдруг ещё и режиссёру придёт на ум новая задумка? Например, для сцены наказания проворовавшегося казначея, которого играет Александр Семчев, были сшиты две сменные рубахи: его бьют, и должно быть именно две рубахи – целая и изорванная. И тут режиссёр спрашивает: "Есть ли что-то посветлее?" А Семчев – человек габаритный, готовая вещь ему едва ли придётся в пору. Пришлось шить прямо на ходу.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 30483_900.jpg
Кадр из фильма. Наказание казначея

– Бывают такие колоритные персонажи, которые "переигрывают" свой же костюм?

– Виктор Сухоруков (Малюта Скуратов) настолько яркий и убедительный, что костюм потребовался "потише", чтобы эмоционального перебора не получилось.

– Вы, как волшебники, можете сделать человека и ужасным, и прекрасным…

– Изуродовать костюмом – легко. Есть в "Годунове" персонаж – Андрюшка. Мы задумали его горбатым. Придумали горб, а вытачкой его и подчеркнули. Хотя, по правде говоря, вытачек в те времена ещё не придумали.

Как создавали костюмы к сериалу Годунов (2018) 2 Capture.JPG
Пётр Логачёв в роли Ондрюшки Мочалова, угличского ведуна

– Вытачек не было, карманов тоже. Это вам стало в диковинку?

– Больше всего удивляли длиннющие рукава, которые никакого практического смысла не имели. Разве только грели руки. А вместо карманов были привязаны к кушакам сумочки-кошели. Или всё, что можно, попросту засовывали за голенище.

– Парсуны – это поясные портреты. Где подсматривали модели обуви?

– Кое-какая информация сохранилась в воспоминаниях современников, образцы обуви можно найти в музеях – те самые сапоги со вздёрнутыми носами.
(Selyanka1 ON: Фото сохранившихся в музеях сапог можно посмотреть здесь Какие сапоги носили в Москве в XVI веке? Какие сапоги носили в Москве в XVII веке? - Selyanka1 OFF)
Мужские погрубее, а женские ещё и расшивали золотой нитью, камнями. Жалко, что в фильме обувь не всегда было видно. А ведь мы специально для Грозного сшили сапоги из настоящего бархата, вышитые натуральным жемчугом. На жене Годунова – расшитые валенки. Их можно было хорошо рассмотреть в сцене, где Годунов разувает жену. Впрочем, если этих эпизодов не помнят – значит, хорошо поработали мы и замечательно сыграли актёры: зрители от скуки не занимались разглядыванием деталей вместо того, чтобы следить за сюжетом.

год.jpg
Светлана Ходченкова на съемках. Видна обувь, подошва очень современная

- Герои фильма проживают на экране целую жизнь. Значит, одежда должна быть ношеной?..


– Всю одежду мы специально состаривали. Это называется "зафактурить": потёртости на рукавах делаем наждачной бумагой, складки на локтях прорисовываем краской.

– Актёры не привередничают? Костюмы тяжёлые, неудобные…

– Дисциплинированные актёры старой школы не капризничают. Молодые могут пожаловаться, попросить облегчить наряды. Но, глядя, например, на того же Сухорукова, который в костюме и гриме может терпеливо ждать очередного дубля, терпят.

– Как человеку, который профессионально шьёт, что дала вам работа в историческом кино?

– Я открыла для себя красоту русского костюма. И поняла, что его возможности – безграничны и с этой темой можно работать долго и разнообразно.

отсюда отсюда


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
кликабельноПостепенно открывается авиадвижение над Северной Европой ...
У меня такое чувство, что в моей жизни ничего не происходит. То есть я встаю по утрам, совершаю действия, принимаю душ, иду по делам. И так каждый день. Но глобально в плане жизненных движений я сижу на скамейке запасных, а игра идет без меня. Еще чувствую себя помесью скакуна-чемпиона, ...
Перед созданием агентства по пиару в интернете "Точка Отсчета"  я интересовался, какие компании в Астрахани работают  на этом поприще. Обнаружил несколько таких, понял что их предложения ограничиваются в основном рекламой в интернете, а так же ...
С Днем Рождения себя:) ...
Пандемия пошла на спад, мы выходим из карантина, уже разрешили гулять и скоро будет праздник. Но лучше поберегитесь, не торопитесь выходить гурьбой глазеть на парад! Ну и что, что устали сидеть в изоляции? Поверьте, это не пипец! Послушайте новый гимн народа, побеждающего пандемию, ...