Как создавалась «Нива»: история легенды советского автопрома

Полвека назад впервые был представлен прототип внедорожника «Лада», на котором красовалась надпись «Нива». И в том же 1973 году на эту модель было получено свидетельство промышленного образца. Вообще об истории «Нива» ходит много легенд, поэтому мы обратились к первоисточнику, который рассказал, как создавался автомобиль, ставший прообразом всех современных кроссоверов.
Кто придумал «Ниву»

Известно, что сам автомобиль создавался коллективом, в который вошли дизайнер Валерий Семушкин, главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, конструктор Лев Вихко и ведущий испытатель Вадим Котляров. Круг авторов «Нивы» понятен, чего не скажешь о ее названии, породившего различные слухи и домыслы, которые не имеют ни чего общего с реальностью. Вот что по этому поводу говорит Петр Прусов:

«История этого имени уходит корнями в 1974 год, когда дизайнер Валерий Семушкин предложил название "Нива" для оформления заявки на регистрацию международного товарного знака. Были у этой версии и критики, поскольку имя "Нива" в СССР тогда носил отечественный комбайн. "Про комбайн все забудут, а автомобиль останется", – возражал Сёмушкин.

Главными его аргументами в защиту нового названия были такие: "Нива" является кратким благозвучным словом русского языка с положительными ассоциациями; аналогичные по звучанию слова есть в английском, немецком, французском, испанском, японском, чешском, польском языках; созвучные "Ниве" слова в других языках обозначают самые мирные вещи: сад, поле, горизонт. Выбор одобрили. Товарный знак утвердили. Так ВАЗ-2121 стал называться "Нивой"»

На предсерийных версиях внедорожника шильдика с названием, понятное дело, не было. Но когда в 1973 году один из прототипов был представлен для показа руководству СССР, на его борту красовалась соответствующая надпись, нанесенная краской. Ну а вообще это название можно увидеть еще на первых эскизах Семушкина, которые датированы 1971 годом. После создания СП «Джи Эм-АВТОВАЗ», завод утратил права на название, поэтому модель была переименована в Lada 4х4. Вернуть имя внедорожнику удалось только спустя 18 лет: в 2020 году оно было выкуплено АВТОВАЗом вместе с правами на Chevrolet Niva и долей GM в американо-российском предприятии.

Родоначальник класса
То, что на АВТОВАЗе создали уникальную для своего времени модель, ставшую прообразом современных кроссоверов – это не ура-патриотизм, а реальный факт. Создатели «Нивы» впервые применяли на внедорожнике такого класса несущий кузов, независимую переднюю подвеску и передние дисковые тормоза. Постоянный полный привод тоже был в новинку: обычно на внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье (классический Part-Time). В «Ниве» же полный привод задействован всегда.

В отсутствии прямых конкурентов «Нива» обрела популярность не только в СССР, но и за рубежом, став на долгие годы локомотивом вазовского экспорта. В некоторые периоды до 2/3 всех объемов выпуска тольяттинских внедорожников уходило за границу. «Нива» пользовалась успехом в Германии, Франции, Финляндии и других странах. Для Японии и Англии в 80-х годах выпускалась праворульная модификация. Всего экспортные рынки насчитывали около сотни стран, куда было отправлено свыше 700 тысяч таких внедорожников. В ряде государств (Эквадор, Греция, Украина, Казахстан) автомобиль собирался из машинокомплектов.

Модификации и модернизации
За годы производства «Нива» обрела много версий и модификаций. Завод серийно выпускал 5-двреные версии (они были на полметра длиннее стандартных «Нив»), а также 3-дверки с увеличенной колесной базой. Внедорожник послужил основой для создания первого минивэна Lada – модели «Надежда».

Помимо этого на шасси «Нивы» строились пикапы, инкассаторские броневики, болотоходы, спецмашины для полиции, медицинской службы, спасателей. Были и уникальные проекты – от армейской амфибии до циркового автомобиля, на котором по арене ездят дрессированные медведи.

Модель также пережила два этапа модернизации: в 1993 и 2009 годах. Менялись ходовые качества и «начинка» внедорожника, но при этом стиль оставался прежним. Последний этап обновления пришелся на 2019 год, когда «Нива» получила переработанный интерьер и новое название Niva Legend. У модели была полностью обновлена передняя панель: на ней появился новый блок управления климатической системой.

Комбинация приборов получила новый дизайн, белую подсветку и бортовой компьютер с расширенным функционалом. Также были проведены работы по улучшению комфорта внедорожника: для снижения вибраций применены новые опоры двигателя и улучшенный пакет шумо-виброизоляции.
Производство

Четыре десятка лет технология сборки «Нивы» не менялась. Но в 2017-2018 годах сварку, окраску и сборку автомобиля перенесли в новые цеха. Если прежде сварка кузова была преимущественно ручная, то сейчас она автоматизирована на 54%. Качество и стабильную геометрию кузова обеспечивают 80 роботов. Технология окраски также автоматизирована: в цехе работает четыре роботизированных комплекса.

Процесс сборки перестроен в соответствии с современным методикам, когда для автомобиля заранее формируется необходимый кит-комплект, который движется рядом со сборочной линией: это позволяет оператору не тратить время на поиск нужной детали.

Автоматизирован и процесс заправки технологическими жидкостями. Антифриз, фреон для кондиционера, масло для гидроусилителя, тормозная жидкость закачиваются на специальных установках, которые предварительно вакуумируют систему, что исключает образование воздушных пробок.

Наряду с «Грантой», «Нива» остается одной из наименее зависимых от импортных комплектующих моделей АВТОВАЗа.
Что еще почитать:
История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»
Легенды и мифы советского автопрома: ГАЗ-21 «Волга»
За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»