Как сложно дать ребенку мороженое

0. Сопряжена ли ситуация с опасностью для жизни и/или серьезной опасностью для здоровья самого ребенка и/или окружающих. Понятно, что если ответ "да", то дальше по списку можно уже не идти - этот пункт потому и нулевой, что имеет решающую силу.
1. Вредно ли оцениваемое действие для психического развития ребенка?
2. Вредно ли оцениваемое действие для физического здоровья ребенка? (понятно, что речь идет об угрозе допустимого уровня - все недопустимое уже отсечено в пункте 0)
3. Требует ли это действие дополнительных вложений ресурса от взрослого, принимающего решение?
Пример: ребенок с сильной простудой просит мороженого. Пункт 0 проходим спокойно - от мороженого не умирают. Пункт 1 - вреда нет, ребенку будет полезно понести последствия своего выбора. Пункт 2 - вред, скорее всего, будет (насколько я знаю своих детей, конечно). Пункт 3 - да, если ребенок заболеет, тогда я должна вместо работы его лечить и водить по врачам за справкой в школу. В итоге имеем два отрицательных следствия против одного положительного - и ребенок мороженого не получает.
Забавно, что при этом пункт 2 - это во многом гадание, а не точное знание, а пункт 3 легко перевернуть с ног на голову, если решение примет один взрослый, а расплачиваться за него предстоит другому. На этом часто пытаются сыграть дети ("а бабушка разрешает") и - иногда - некоторые взрослые. С детьми приходится применять авторитет, а взрослым право принимать решение радостно предлагается насовсем и сколько угодно, только с ма-аленьким довеском в виде ответственности за последствия. Обычно это помогает.
Хуже, когда хочется самой принять решение и скинуть последствия на другого. Приходится много и настойчиво думать о морали и вешать на стену свиток с золотым правилом нравственности.
:)
|
</> |