Как школа формирует комплекс неполноценности у детей? | ДЕТИ - цветы жизни
Сообщество «ДЕТИ - цветы жизни» — 18.05.2012
У любого процесса есть свои положительные и отрицательные стороны. Получение школьного образования – неизбежный этап в жизни каждого человека, и часто получение знаний отягощается менее приятными и полезными вещами. Сейчас много говорят о вреде и ненужности стандартного школьного обучения, приводя такие аргументы как подавление индивидуальности детей, ограниченная возможность самовыражения, межличностные конфликты. Есть ли доля истины в этих утверждениях? В каком-то смысле да, так как в школе ребёнок может приобрести различные комплексы, с которыми ему придётся идти в дальнейшем по жизни.
В первую очередь нужно вспомнить о влиянии системы оценивания на самооценку и общее мировосприятие школьника. Давно известны комплексы, свойственные отличникам и двоечникам. За ними закрепляется соответствующий образ, заложниками которого и становятся дети. Ребёнок с комплексом отличника чувствует, что должен всегда и во всём соответствовать, он считает, что не имеет права на ошибку, боится задавать вопросы и вообще проявить свои слабые стороны. Такие качества могут сыграть с ним злую шутку уже во взрослой жизни, ведь он не станет рисковать, пробовать что-то новое и будет очень тяжело переживать неудачи.
То же самое и детьми, которым навязали образ двоечника. Они тоже бессознательно будут ему соответствовать. Так может зародиться склонность к антисоциальному поведению, разочарование в самом себе и в жизни, упаднические настроения, глобальное неверие в себя. Вспоминается когда-то вычитанный факт о том, что обычно самые успешные люди – это бывшие троечники, которым в детстве удалось избежать формирования зависимости от чужого мнения.
Разве может быть нормальным и полезным тот школьный ажиотаж, который складывается вокруг оценок? С содроганием вспоминаю тот страх, с которым я шла домой после получения неуда. Нет, училась-то я в классе лучше всех, но у нас была очень строгая учительница в начальной школе. Она задавала заучивать правила наизусть, и когда вызывала отвечать, то от переживаний ты действительно мог забыть слово, хоть и знал правило назубок. И вот ты запинаешься, и через несколько секунд в твоём дневнике красуется двойка или даже единица. Таких "пар" и "колов" я заработала всего несколько раз, но запомнила их хорошо. Реакция родителей была соответствующей, просто мрак.
Читала как-то, что в государственных школах Великобритании в начальных классах оценки не ставят, там даже исправлять ошибки можно только зелёной ручкой, а не красной, чтобы не травмировать детей. Не знаю, насколько это удачная идея, хороша ли подобная крайность. В самой по себе системе оценивания ничего плохого нет, просто мы до сих пор доводим её до абсолютизма, пренебрегая золотой серединой.
Поэтому я думаю, что очень важно для предупреждения и преодоления оценочных комплексов у детей не преувеличивать значимость оценок, не сводить к ним весь учебный процесс. Нужно всеми доступными способами формировать у ребёнка такую самооценку, которая не сможет в достаточно высокой степени зависеть от его успехов в школе.
Пожалуй, второй по распространённости комплекс, которым может наградить школа, это образ «белой вороны». Его природа не так проста, как кажется, она связана в том числе со сложными внутренними процессами, столь характерными для подростков. Благоприятной почвой для формирования данного комплекса является наличие у ребёнка зависимости от коллектива. Часто такие дети действительно чем-то отличаются от остальных и начинают стыдиться этого. Поводом для неприятия может стать сущая мелочь: не такой как у всех мобильный телефон, немного другая одежда и т.д.
Был в детстве такой эпизод и у меня. В советский период частью школьной формы девочек были коричневые банты, которыми повязывали волосы. Хорошо помню стандартные узкие бантики светлого коричневого оттенка с двумя полосками посередине. В них и ходило большинство девочек. Мама же купила мне очень широкие банты тёмно бардового (не яркого) цвета. Они были красивыми, но очень выделялись из всей массы. Хотя я и была всего лишь в первом классе, прекрасно осознавала, что со мной будет в школе из-за этих слишком кричащих о себе бантов. Мама заплела мне волосы и я с тревогой в сердце пошла в школу. Реакция коллектива не заставила себя ждать: мальчик, который к тому же мне нравился, сказал мне что-то типа: «Пришла тут как королева!» Были слёзы, но очень страшной ситуация так и не стала, так как за меня моментально вступилась учительница. Но я очень хорошо запомнила тот эпизод и ощущение того, как страшно было в школе тем, кто хоть чем-то отличался от остальных.
Мне кажется, лекарство от этого комплекса очень простое – это любовь. Если в семье тёплые взаимоотношения и люди принимают друг друга такими как есть, ребёнок будет менее чувствителен к мнению окружающих. Также очень полезно разбавлять школьную среду различными секциями, кружками и вообще внешкольными занятиями. Посвящение времени какому-либо увлечению, любимому занятию является отличной психотерапией и укрепляет детскую самооценку.