Как Репин делал это

топ 100 блогов shakko_kitsune27.11.2019 Продолжая вчерашний разговор о композиции картины, куда надо впихнуть много людишек, давайте посмотрим, как это делал великий наш мастер Илья Ефимович Репин.

Вот, я накидала на коленке в пейнте несколько схемок, которые показывают, как он заставляет путешествовать взгляд зрителя по своим полотнам. И делает он это круто!

Гигантский групповой портрет "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года".
Изображено 80 человек (на 35 больше, чем у обсуждавшегося Герасимова).
Да, Репину пришлось посадить многих спиной, увы.
Но зато ему удалось создать "вихрь".

Как Репин делал это

Форма зала, где проходило заседание, продиктовало ему композицию. Однако ведь он спокойно мог верхним краем обрезать капители колонн, сделав ровненько. Нет, он заставляет потолок "прогибаться", этим способствуя движению.

Кресла расположены кругами так, что мы будто бы стоим внутри одного из этих кругов. Спираль затягивает.

Как Репин делал это

Такой прием выстраивания людей по кругу он использует не единожды. Вот тут, в картине «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве», задача была намного легче -- главный герой-то, в сущности, один, в отличие от предыдущего группового портрета.


Как Репин делал это

Прямо передо мной, зрителем, никто не стоит, спины царя мне не загораживают. Это потому что я - сам один из зрителей таким образом! Пустота, виднеющаяся земля, образует воронку, куда "засасывается" фигура царя, которую я, зритель, впитываю взглядом. Лицо (самое главное) четко в центре картины.

Как Репин делал это

"Запорожцы" -- это тот же принцип, но намного-намного сложней. Вообще гениальная вещь, по сложности постановки -- практически балет. Рассматривать ее можно и по закону группового портрета, кстати.

Как Репин делал это

Вертикально стоящие копья (прием, придуманный еще Веласкесом), жестко фиксируют композицию.
Ее центром  в итоге становится перо и бумага, самые главные вещи в данной истории.

Как Репин делал это

Но мастер -- он на то и виртуоз, чтобы не ограничиваться единственным, пускай и очень клевым, приемом.

Как Репин делал это

Идея этой картины -- в сопротивлении человека суровым тяготам жизни (труда, природы). Это ощущение поддерживается тем, как устроены диагонали в этой картине. Тут реально "перетягивание" -- люди в одну сторону, а взгляд в другую. Центральный бурлак, у которого тело выгибается по параболе, отличающийся от всех -- классная фишка. Однообразие -- это скучно. При этом тут тоже есть спираль, "водоворот", но тут она уже служит для другого, создает ощущение неотвратимости, мешает людям визуально идти.

Как Репин делал это

Сравните с ранним этюдом. Как изменился эффект от смены правого направления на левое.

Как Репин делал это

В это картине та же самая сетка, что в "Бурлаках", но поскольку тут идея другая -- все не так сурово.

Как Репин делал это

Однако выбранное направление, ощущение сопротивления земли помогает создать "портрет крепкого, маститого человечища".

Как Репин делал это

"Не ждали" мне по композиции меньше нравится, черная женщина мешает, крупновата.

Как Репин делал это

Но, в общем, идея в том, чтобы направить все внимание зрителя на фигуру, на лицо вернувшегося. Это делается еще и взглядами персонажей: мы, homo sapiens, запрограммированы природой считывать направления взглядов и можем воспринимать их, невидимые линии, практически как реальные, подобно линиям досок паркета.

Как Репин делал это

Сравните с этюдом.

Как Репин делал это

"Иван Грозный..." вообще гениальнейшая вещь в этом аспекте. Композиция -- одна из главных причин, почему картина так действует на зрителя.  Тут две "шахматные доски": одна -- это стена в красных ромбах, но она не очень важна. Вторая -- это пол, застеленный коврами с геометрическими узорами, квадратами и ромбами. Это красно-черная шахматная доска, которая развернута углом к зрителю и задает всю сценографию картины.

Как Репин делал это

Персонажи находятся ровно в центре, на пересечении косого креста. И, как дополнительный аккорд, Репин располагает фигуры людей по дополнительно введенной S-образной линии красоты. Только тут она служит не красоте, а течению времени: наш взгляд блуждает по ней, от сапог царевича к крови на его голове и безумным глазам отца. И то, что взгляду приходится совершать путешествие -- усиливает эффект.

Как Репин делал это

А теперь попытайтесь понять, чем Репин создает радостное настроение в картине "Какой простор!"

Как Репин делал это



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Во время съёмок в национальном парке Масай-Мара ко мне пришла семья гепардов. Я так увлекся, что не заметил их приближения. Пришлось все быстро собирать и прыгать в машину, но один кейс я все-таки не успел забрать... Гепарды отжали у меня ящик с аппаратурой... К ...
" Мое глубокое убеждение, что из неплохой резолюции сделали бумажку, которой прикрывается бессмысленная военная операция... Мы исходим из того, что резолюции должны толковаться буквально, а не расширительно. Если написано, что это ...
Рязаньрегионгаз, несмотря на то, что клялся и божился ранее, сегодня сократил на 70% поставку газа на Новорязанку. Теперь даже при всем желании ТЭЦ не может отпустить горячую воду - ее греть не на чем. Город долг в половину миллиарда выплачивать ...
Александр Фалдин (1953 г.р.) и Светлана Фалдина (1952 г.р.). Плакат «Браво!». 1988 В чём загадка Горбачёва? На самом деле их несколько. 1. Загадка первая: как такой человек оказался во главе страны? Тут, как ни странно, никакой особой загадки нет. Кое в чём Михаил Сергеевич был ...
Мало того, что президент дружественного Казахстана Токаев поехал в недружественную Германию, чьи «леопарды» и «гепарды» атакуют сейчас «пирамидки Суровикина». Так еще заявил, что будет соблюдать санкционный режим в отношении России. В июне 2022-го Токаев обещал то же самое на ПМЭФ. В ...