Как Проня Прокоповна к жениху вырядилась/ "За двумя зайцами" (1961)
nash_dvor — 17.08.2024
Фильм "За двумя зайцами" - это просто бесконечный источник
хорошего настроения, не улыбаться невозможно, особенно при виде
расфуренных героев и их модных "хранцузских" закидонов
Давайте взглянем сегодня, как Проня Прокоповна готовилась к
приему жениха.
В пьесе замечательно описывается, как она готовится к его
визиту, колеблется, что именно ей надеть - "шалю или мантилю",
заставляет папеньку надеть галстук (бедняга!), а маменьку - чепчик
вместо платка. И в фильме Проня расфуфырена в пух и прах!
Совершенно изумительна и незабываема, например, сцена с
корсетом
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Пьеса Михаила Старицкого была написана в 1870-х, но время
действия фильма - рубеж XIX и XX веков. Без корсета тогда женщины
не обходились - разве что очень, очень прогрессивные и
принципиальные. Остальные же их носили - ведь платья сажали по
фигуре в корсете, без жёсткой основы они бы так хорошо не сидели. И
пусть с помощью корсета ты не станешь стройнее, зато талия будет
более чётко обозначена, а мода этого требует.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Но круги, к которым относится Проня Прокоповна, на границе
между двумя мирами. Между головным платком и чепчиком. Возможно,
Проня из фильма и носила корсет каждый день, а, возможно, и нет. И
затягивалась в него только ради особого случая. Как, например,
визит потенциального жениха.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Ух и лихо носятся они с Химкой по комнате! И служанка
совершенно очевидно получает от этого удовольствие - пока хозяйка
мечется в поисках книги, та натягивает шнуровку, как возница свои
вожжи! А ещё можно упереться коленом в пронину пятую точку на
совершенно законных основаниях - даже карикатуры на эту тему
рисовали, а позднее и фотографии делали. Задорно и пикантно! Хотя,
я уверена, Химка в этот момент воображала, как она наддаёт коленом
посильнее, в отместку за все те гонения, которым
подвергалась.
Правда, в эти моменты она даже и не Химка, а "Химион", личная
горничная образованной барышни!
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Кстати, комплекту белья на Проне Прокоповне можно смело
ставить десять баллов из десяти! И сорочка на месте, и
панталончики, и чулки, и сам корсет. И, знаете, подозреваю я, что
не шили корсет для фильма, нет. Он антикварный. Вернее, на момент
съёмок это даже ещё не антиквариат, а винтаж, как сказали бы
сегодня. Скорее всего, это именно что рубеж веков. На
многочисленных косточках, с отделкой, сзади - шнуровка, спереди -
застёжка... Отличный корсет!
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Кстати, а вы когда-нибудь замечали, что в начале фильма "За двумя
зайцами" есть вот такая реклама?
Кроме корсета, к которому Проня Прокоповна судя по всему не
особо привыкшая, есть еще один очень знаковый предмет, с которым
она явно не на ты - это веер.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Ну если уж мамзель расфуфырена в пух и прах, куда же такой
мамзеле без веера?
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
И в руках актрисы Маргариты Криницыной - настоящий антикварный
веер, причём той разновидности, которая встречается реже, чем
другие. А именно - веер-пальметт! То есть в виде пальмовых
листочков.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
У таких вееров экран не цельный, а состоит из отдельных
листочков-лепестков, каждый из которых наклеен на жёсткие пластинки
основы. И они действительно напоминают листья пальмы. Ну или дуба.
Или даже перья. Они были в моде в середине XIX века, и в немалой
степени их популярности поспособствовала знаменитая тогда певица
Дженни Линдт. Иногда их называли и по её имени. Такие веера
могли быть разного цвета, но чаще всего встречались светлые -
молочные, кремовые, голубые, с нежным рисунком. Или с пайетками. А
по краю такой веер мог быть отделан пёрышками.
Смотрите, вот веер почти такой же, как в фильме!
Веер-пальметт, 1860-е. Из коллекции Музея истории в Истоне,
Пенсильвания
Когда Проня раскрывает веер, он предстаёт во всей красе. Но
вот когда он сложен и онa им размахивает, видно, что боковая
пластинка сломана и свисает сбоку... Да и в центре, если
присмотреться, видно, что пластинки не идеально соединены друг с
другом. Нарочно так оставили? Или в киносуматохе не обратили
внимания, а потом уже и не стали переснимать. Да и то сказать -
заметить подобное не так и просто.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Нет, настоящий старинный веер не заменить современным пластиковым
(которых в то время, когда снимался фильм, тоже особо-то и не
было). Лучше всё-таки старинный, даже сломанный. Ведь это же...
"Это очень и очень!" - как восклицает Свирид Петрович.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Вот так вот Проня Прокоповна к жениху вырядилась - прямо
в пух и прах.... и даже перья...
А жених то того и не стоил совсем.
Отсюда Отсюда