Как принимается бюджет в США
sapojnik — 10.03.2010 К сожалению, предыдущее обсуждение выявило огромные пробелы в представлениях многих честных ЖЖ-стов о том, кто, как и зачем принимает бюджет в ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ странах. Свойственная большинству сегодняшних россиян утробная ненависть к депутатам парламента застит глаза и мешает понимать, прежде всего, СОБСТВЕННЫЕ интересы.Как ни странно, большинство готово не глядя отдать бюджетные вопросы правительству. Людей не пугает, что правительство - это чиновники, которых никто не избирал; для них главное, чтобы к процессу принятия решений не имели отношения ненавистные депутаты. Увы, надо признать, что в деле шельмования представительной власти как таковой все последние лет 20 огромную роль играла пресса, в том числе и "демократическая".
Очень характерно, что почти безотчетное стремление к максимальному принижению и унижению законодательной власти проявляют прежде всего коммунисты; злоба и презрение в отношении народного представительства у них, очевидно, в крови.
А для тех, кого действительно заинтересовал бюджетный процесс в США - очень любопытный доклад человека, который действительно в этом разбирается.
"Имеются правительственные аналитические органы, в том числе такая структура, как Бюджетное управление конгресса (Congressional Budget Office), которое является головной организацией в этой области. В его штате 240 человек, и это - надпартийная организация, поставляющая информацию по экономическим и бюджетным вопросам конгрессу в целом и всему американскому народу. Имеется Главное счетное управление (General Accounting Office), насчитывающее в штате примерно 4 тысячи человек, часть которой работает над бюджетными вопросами для конгресса; эта группа фактически больше, чем все Бюджетное управление конгресса. Существует еще Исследовательская служба конгресса (Congressional Research Service) в штате библиотеки конгресса; это - аналитическая группа численностью примерно 600 человек, которой конгрессмены или комитеты конгресса могут поручить провести анализ по той или другой строке бюджета. Во всех трех упомянутых выше органах имеются профессиональные, не участвующие в политических играх кадры, работающие на конгресс и, косвенным образом, на все общество в целом". И т.д., очень интересно!
Сравни, как говорится, с тем, что происходит в РФ с бюджетом.
http://www.owl.ru/win/books/budget/b18.htm
Очень любопытную обзорную статью по теме, написанную экспертами Мирового Банка, привели в комментах. К сожалению, она по-английски - но почитать полезно, на русском по теме почти ничего нет. Дам цитатку со своим переводом на скорую руку:
The budgetary powers index reflects the extent to which a legislature has formal budgetary decision making authority. It captures budget amendment rules, the nature of the reversionary budget, executive veto powers, budgetary bicameralism, and executive discretion to impound and reallocate funds during budget execution. The highest possible score of 100 means that the legislature has unfettered powers to amend the budget, the legislature explicitly approves any interim spending measures in case of delayed approval of the main budget, the executive has no package or line item veto for financial legislation, the legislature consists of two chambers with co-equal powers in budgeting, and impoundment and virement without legislature approval are severely restricted. The US Congress would have a perfect score on this index were it not for the presidential package veto. Several other legislatures get high scores, in particular those of Sweden, Norway, the Netherlands and Japan. At the bottom end of this index are the Irish, French and Jordanian parliaments, all of which have relatively constrained budgetary powers.
ПЕРЕВОД: Индекс «бюджетной власти» отражает степень, в которой законодательная власть имеет полномочия принимать решения по бюджету. Он включает следующее: в каких масштабах можно вносить поправки и изменения, суть «минимальных бюджетных ориентировок» в случае отказа парламента от принятия бюджета, кто и в какой степени имеет право на вето, роль обеих палат парламента в бюджетном процессе, то, насколько законодатели вольны перекидывать средства из статьи в статью в ходе рассмотрения бюджета. Наивысший показатель в 100 баллов означает, что законодатель имеет ничем не стесненную возможность изменять и улучшать бюджет, закон недвусмысленно дозволяет принимать любые временные меры по финансированию в случае задержки с принятием основного бюджета, представители исполнительной власти не имеют никакой возможности вмешиваться в процесс финансовое законодательство, парламент состоит из двух палат с равными возможностями влиять на бюджетный процесс, а любые попытки иных ветвей власти «зажимать» расходы или перебрасывать их из статьи в статью без одобрения парламентом строжайше запрещены законом.
Наивысший показатель по данному индексу у Конгресса США. Также высокие показатели имеют некоторые другие ЗакСобрания – в частности, таких стран, как Швеция, Норвегия, Голландия и Япония. Внизу списка – Ирландия, Франция и Иордания, в этих странах возможности парламентариев влиять на бюджетный процесс крайне ограничены.
http://siteresources.worldbank.org/PSGLP/Resources/TheRoleofParliamentsintheBudgetProcess.pdf