Как придумали «буханку»: история автомобиля, который сразу получился идеальным

топ 100 блогов smapse20.10.2023
УАЗ 452 Буханка
УАЗ 452 Буханка

Есть анекдот:

-Бог создал труд и обезьяну

-Чтоб получился человек.

-«Буханку» же господь не трогал,

-Та сразу вышла хорошо.

В нашей стране не так много постоянных вещей, но в их числе автомобиль УАЗ, в простонародье именуемый «буханкой». Первые машины этой марки выехали из заводских ворот почти 70 лет назад и продолжают с завидной регулярностью покидать ленту конвейера!

Сборка кузова УАЗ 452 завод
Сборка кузова УАЗ 452 завод

Причём нельзя сказать, что за прошедшие годы автомобиль так уж сильно изменился. Почему это так, зачем кому-то нужна машина более чем полувековой давности и когда это, наконец, кончится — в нашей сегодняшней статье.

Кто ездит на «буханке»?

Существует несколько основных разновидностей «буханки». Прежде всего, это микроавтобус, рассчитанный на 9 человек; есть грузовые фургоны с 2 местами и комбинированная версия — в ней пять кресел. Различить их довольно просто: чем меньше в машине посадочных мест, тем меньше окон (вместо них — глухие металлические болванки). Существует, впрочем, укороченная грузовая версия.

Как придумали «буханку»: история автомобиля, который сразу получился идеальным

У каждой есть буквенно-цифровые обозначения, но ими никто никогда не пользовался, ведь прозвище «буханка» давно и прочно вошло в обиход и используется не только в народе, но и на официальном сайте производителя, в телевизионных материалах и даже официальной документации (как минимум в судебных актах точно есть несколько упоминаний «буханки» как средства транспорта).

Впрочем, у производителя есть эвфемизм «старый грузовой ряд» (речь о том, что машина грузовая, но модель старая), хотя статистика неумолимо свидетельствует: «буханка» не собирается сдавать позиции.

В минувшем году завод продал более 10 тысяч представителей этого самого «старого грузового ряда», и падение к 2021 году составило чуть более 20% (для сравнения: «Газели» и «Форды» схлопнулись более чем в два раза). УАЗ прочно удерживает за собой второе место на рынке.

Как придумали «буханку»: история автомобиля, который сразу получился идеальным

Если представить себе портрет типичного покупателя «буханочки», то это юридическое лицо, зарегистрированное в Зауралье — местах с суровыми людьми, климатом под стать и дефицитом дорог с качественным и твёрдым покрытием. На физических лиц приходится немногим менее 15%: чаще всего их покупают как полуфабрикат, чтобы потом «допилить» для использования в сельской местности или экспедиций.

Удивительно: в Японии есть фан-клуб УАЗа! Жители Страны Восходящего Солнца платят бешеные деньги, чтобы привезти на свои острова отечественное авто в состоянии различной степени убитости. Затем машины проходят через ряд восходящих операций по тюнингу и усовершенствованиям. Нередко объём вложений в два, а то и три раза превосходит рыночную стоимость «буханки», но сердцу не прикажешь…
Есть любители вложиться и в Европе. Так, в Германии по дорогам катаются несколько сотен автодомов или кепминговых автомобилей на основе «буханки». Немцы и японцы холят и лелеют своих любимцев.

Как изменилась «буханка» за 65 лет (спойлер: почти никак)

Кто бы мог подумать 60 лет назад, что однажды этот автомобиль будет коллекционной игрушкой?

Модель УАЗ Буханка 1 43
Модель УАЗ Буханка 1 43

В 1954-м, когда автомобильный завод в Ульяновске получил госзаказ на разработку гражданского и военного фургона, основанного на базе военного же внедорожника ГАЗ-69, разработка заняла немногим более 3 лет.

Новую машину, получившуюся довольно удачной по совокупности характеристик, предполагалось использовать в качестве штабного или санитарного автомобиля, а на гражданской службе задействовать по остаточному принципу.

Но очень скоро оказалось, что в условиях колхозного быта неприхотливый, умеренно-проходимый и ремонтопригодный (при помощи лома и такой-то матери, как говорится) автомобиль просто незаменим.

Грузовой УАЗ-39094
Грузовой УАЗ-39094

В 1965-м «буханка» получила новый движок и дизайн «лица», и с тех пор почти не менялась. Модернизаций за это время было всего четыре, по факту каждый год с конвейера сходят тысячи автомобилей, спроектированных во времена Никиты Хрущёва.

При этом ценник у машины не сказать чтобы лояльный — минимальная стоимость составляет полтора миллиона рублей.

Последняя модернизация произошла уже в XXI столетии: в автомобиль поставили антиблокировочную систему, новый руль, добавили навигационное оборудование и поменяли приборную панель, поставили новый инжекторный движок.

УАЗ Буханка 409 двигатель
УАЗ Буханка 409 двигатель

На степени морального старения это никак не сказалось, увы. Зато сельский автомеханик может починить «буханочку» в чистом поле, используя подручные материалы.

Есть у неё и другие плюсы для сельских поселений:

  • никакой пластмассы, только металл;
  • высокая проходимость и вместимость — какая ещё машина может пройти по грунту, неся в себе полтонны груза и 9 человек?

Сколько ещё будут производить «буханки»?

Завод, впрочем, понимает несостоятельность «буханки» как рыночного предложения и регулярно предпринимает попытки разработать что-то новенькое, но не выходит: задумки современных конструкторов не выдерживают конкуренции с чудом техники, созданным в конце 50-х.

Как придумали «буханку»: история автомобиля, который сразу получился идеальным

Поэтому замещения или даже полноценной модернизации УАЗ-ика ждать не стоит. Даже доведения до ума сходящих с конвейера машин — просто потому, что старые лекала, использующиеся для штамповки кузовных деталей, давным-давно пришли в негодность, а делать новые слишком дорого.

Завод много лет откровенно говорил, что машину будут делать ровно до момента, пока работы не станут невозможными чисто физически; гендиректор в 2021 году говорил, что недалёк тот день, когда машина уйдёт на покой своим ходом.

Однако в начале 2022 года случилось событие, после которого позиция предприятия радикально изменилась. Теперь уже никто не говорит о дожитии и проводах «буханки» на заслуженный отдых. Оно и понятно: западные производители ушли и даже отвёрточную сборку в России больше не делают.

УАЗ 452 кабина внутри
УАЗ 452 кабина внутри

А ещё «буханочка» вернулась домой: её очень активно используют при проведении СВО. Тут и привычные роли санитарной и штабной машины, и транспорт для быстрой переброски небольших подразделений на средние и большие дистанции. В некоторых регионах закупаемые по инициативе частников машины даже пытались частично бронировать (выходило так себе).

Впрочем, даже это не спасёт машину от неизбежного ухода и замещения китайскими или иранскими аналогами лучшего качества при сопоставимой или даже лучшей цене. Всё же металл, даже такого невысокого качества, стоит недёшево, да и устаревшие запчасти доставать всё сложнее, не говоря уже о том, чтобы делать их с нуля. Проще «уводить» неходовые машины в пользу пока ещё рабочих и ждать, когда же наконец наступит светлое будущее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
вероятно вы задавались вопросом, а как защитить деньги? ведь сколько их не будет хоть даже и 100$, а терять их не хочется для кого то они дались с определённым трудом(мой вариант) кто то отказался ради комфорта к которому привык большинство людей с деньгами отказали кому то в помощи ...
Крик души!:)) Надиктовала, а в конце и приписала - только чтоб поскорее !!:)) ...
Грибы-королевские шампиньоны. Начинка у меня тут-измельченные ножки грибные обжаренные с зеленым луком, зелень кинзы и фета мягкая с сулгуни. Запекала в аэрогриле. ...
В сообществе gotovim_vmeste2 проходит раунд Серия "Вдохновляемся искусством" Рыба у старых фламандцев . Несомненно,на полотнах фламандцев присутствует такая рыба, как сельдь. Одна из древнейших промысловых рыб, известная по всей Европе. А давайте я вам расскажу, как обстоят ...
Французский взгляд на когнитивную войну Фото: Commandement de la Cyberdéfense | Когнитивная война объединяет информационную войну, наступательные кибероперации и психологические операции Когнитивная война – это не революция. Ее суть в том, чтобы повлиять на принятие решений ...