Как придумали «буханку»: история автомобиля, который сразу получился идеальным
smapse — 20.10.2023Есть анекдот:
-Бог создал труд и обезьяну
-Чтоб получился человек.
-«Буханку» же господь не трогал,
-Та сразу вышла хорошо.
В нашей стране не так много постоянных вещей, но в их числе автомобиль УАЗ, в простонародье именуемый «буханкой». Первые машины этой марки выехали из заводских ворот почти 70 лет назад и продолжают с завидной регулярностью покидать ленту конвейера!
Причём нельзя сказать, что за прошедшие годы автомобиль так уж сильно изменился. Почему это так, зачем кому-то нужна машина более чем полувековой давности и когда это, наконец, кончится — в нашей сегодняшней статье.
Кто ездит на «буханке»?
Существует несколько основных разновидностей «буханки». Прежде всего, это микроавтобус, рассчитанный на 9 человек; есть грузовые фургоны с 2 местами и комбинированная версия — в ней пять кресел. Различить их довольно просто: чем меньше в машине посадочных мест, тем меньше окон (вместо них — глухие металлические болванки). Существует, впрочем, укороченная грузовая версия.
У каждой есть буквенно-цифровые обозначения, но ими никто никогда не пользовался, ведь прозвище «буханка» давно и прочно вошло в обиход и используется не только в народе, но и на официальном сайте производителя, в телевизионных материалах и даже официальной документации (как минимум в судебных актах точно есть несколько упоминаний «буханки» как средства транспорта).
Впрочем, у производителя есть эвфемизм «старый грузовой ряд» (речь о том, что машина грузовая, но модель старая), хотя статистика неумолимо свидетельствует: «буханка» не собирается сдавать позиции.
В минувшем году завод продал более 10 тысяч представителей этого самого «старого грузового ряда», и падение к 2021 году составило чуть более 20% (для сравнения: «Газели» и «Форды» схлопнулись более чем в два раза). УАЗ прочно удерживает за собой второе место на рынке.
Если представить себе портрет типичного покупателя «буханочки», то это юридическое лицо, зарегистрированное в Зауралье — местах с суровыми людьми, климатом под стать и дефицитом дорог с качественным и твёрдым покрытием. На физических лиц приходится немногим менее 15%: чаще всего их покупают как полуфабрикат, чтобы потом «допилить» для использования в сельской местности или экспедиций.
Удивительно: в Японии есть фан-клуб УАЗа! Жители Страны Восходящего Солнца платят бешеные деньги, чтобы привезти на свои острова отечественное авто в состоянии различной степени убитости. Затем машины проходят через ряд восходящих операций по тюнингу и усовершенствованиям. Нередко объём вложений в два, а то и три раза превосходит рыночную стоимость «буханки», но сердцу не прикажешь…
Есть любители вложиться и в Европе. Так, в Германии по дорогам катаются несколько сотен автодомов или кепминговых автомобилей на основе «буханки». Немцы и японцы холят и лелеют своих любимцев.
Как изменилась «буханка» за 65 лет (спойлер: почти никак)
Кто бы мог подумать 60 лет назад, что однажды этот автомобиль будет коллекционной игрушкой?
В 1954-м, когда автомобильный завод в Ульяновске получил госзаказ на разработку гражданского и военного фургона, основанного на базе военного же внедорожника ГАЗ-69, разработка заняла немногим более 3 лет.
Новую машину, получившуюся довольно удачной по совокупности характеристик, предполагалось использовать в качестве штабного или санитарного автомобиля, а на гражданской службе задействовать по остаточному принципу.
Но очень скоро оказалось, что в условиях колхозного быта неприхотливый, умеренно-проходимый и ремонтопригодный (при помощи лома и такой-то матери, как говорится) автомобиль просто незаменим.
В 1965-м «буханка» получила новый движок и дизайн «лица», и с тех пор почти не менялась. Модернизаций за это время было всего четыре, по факту каждый год с конвейера сходят тысячи автомобилей, спроектированных во времена Никиты Хрущёва.
При этом ценник у машины не сказать чтобы лояльный — минимальная стоимость составляет полтора миллиона рублей.
Последняя модернизация произошла уже в XXI столетии: в автомобиль поставили антиблокировочную систему, новый руль, добавили навигационное оборудование и поменяли приборную панель, поставили новый инжекторный движок.
На степени морального старения это никак не сказалось, увы. Зато сельский автомеханик может починить «буханочку» в чистом поле, используя подручные материалы.
Есть у неё и другие плюсы для сельских поселений:
- никакой пластмассы, только металл;
- высокая проходимость и вместимость — какая ещё машина может пройти по грунту, неся в себе полтонны груза и 9 человек?
Сколько ещё будут производить «буханки»?
Завод, впрочем, понимает несостоятельность «буханки» как рыночного предложения и регулярно предпринимает попытки разработать что-то новенькое, но не выходит: задумки современных конструкторов не выдерживают конкуренции с чудом техники, созданным в конце 50-х.
Поэтому замещения или даже полноценной модернизации УАЗ-ика ждать не стоит. Даже доведения до ума сходящих с конвейера машин — просто потому, что старые лекала, использующиеся для штамповки кузовных деталей, давным-давно пришли в негодность, а делать новые слишком дорого.
Завод много лет откровенно говорил, что машину будут делать ровно до момента, пока работы не станут невозможными чисто физически; гендиректор в 2021 году говорил, что недалёк тот день, когда машина уйдёт на покой своим ходом.
Однако в начале 2022 года случилось событие, после которого позиция предприятия радикально изменилась. Теперь уже никто не говорит о дожитии и проводах «буханки» на заслуженный отдых. Оно и понятно: западные производители ушли и даже отвёрточную сборку в России больше не делают.
А ещё «буханочка» вернулась домой: её очень активно используют при проведении СВО. Тут и привычные роли санитарной и штабной машины, и транспорт для быстрой переброски небольших подразделений на средние и большие дистанции. В некоторых регионах закупаемые по инициативе частников машины даже пытались частично бронировать (выходило так себе).
Впрочем, даже это не спасёт машину от неизбежного ухода и замещения китайскими или иранскими аналогами лучшего качества при сопоставимой или даже лучшей цене. Всё же металл, даже такого невысокого качества, стоит недёшево, да и устаревшие запчасти доставать всё сложнее, не говоря уже о том, чтобы делать их с нуля. Проще «уводить» неходовые машины в пользу пока ещё рабочих и ждать, когда же наконец наступит светлое будущее.