Как правильно (не) помогать


А я тебя ни о чем и не просил... О, эта неловкая ситуация, когда ты что-то делаешь для человека, а в ответ слышишь: "А я тебя ни о чем и не просил". Или когда ты пытаешься помочь, но чем больше ты это делаешь, тем быстрее разговор (или общение вообще) потихоньку сходит на "нет". Или когда ты помогаешь, помогаешь, а воз и ныне там.
Это обижает: ты ведь так проникся, так включился! И это сбивает с
толку: получается, другому человеку помощь не нужна? Ты все не так
понял? Или тебя за дурака держат? Он же явно говорил, как ему
плохо. Ты, как друг, откликнулся на просьбу о помощи. Так в чем же
дело?
А дело в том, что есть жалоба и есть просьба о помощи. Жалоба –
это не просьба. Человек, описывая свои злоключения, может просто
жаловаться, плакаться, не желая, чтобы кто-то что-то исправлял.
Поэтому когда вы вдруг начинаете говорить ему, что делать, он может
недоуменно вытаращить на вас глаза.
Человек, который рассказывает о своих бедах, тем не менее может не
хотеть ничего менять в своей ситуации потому, что:
1. В ней есть какие-то важные для него вещи.
В том, чтобы ситуация оставалась такой, какая она есть,
присутствует определенный и далеко не всегда очевидный смысл.
Например, из детского опыта человек знает, что может получать
социальные поглаживания только тогда, когда у него все плохо.
Предположим, его жалели и любили тогда, когда он заболевал или
претерпевал еще какие-то лишения. Тогда ему не нужно, чтобы все
было хорошо, иначе он потеряет право на внимание окружающих. Ему
нужно, чтобы все таким и оставалось (хотя это не означает, что он
не страдает). Или классический случай распада семей алкоголиков
сразу после того, как алкоголик завязывает с зависимостью. Как
только ситуация меняется, это перестает быть нужной созависимому,
потому что тогда он теряет свой статус "хорошего" в сравнении с
"плохим" алкоголиком.
2. Человек не готов что-то менять.
Такое бывает. Для принятия помощи и, соответственно, для изменений
нужно созреть. И это не всегда происходит сразу. Иногда должно
пройти какое-то время, прежде, чем человек будет готов поставить
точку или хотя бы запятую.
3. Будущее рисуется еще хуже, чем настоящее.
Чтобы что-то менять, нужно, чтобы было, к чему двигаться. Впереди
должно маячить что-то хорошее, ради чего стоит что-то менять. А
если впереди ничего хорошего не предвидится, то ради чего совершать
болезненные телодвижения? Менять шило на мыло? Иногда человеку
просто не хватает целостного видения ситуации для того, чтобы
что-то менять.
4. Нет ресурсов.
Для того, чтобы машина ехала, нужно топливо. Для человека
справедливо то же самое. Ему нужно что-то, что поддерживало бы его,
помогало бы ему что-то делать. Иногда это мнение других людей,
подтверждение его правоты. И этого может потребоваться определенное
количество. Или ему нужно передохнуть, взять паузу, собраться с
силами.
5. Ждет, что ситуация разрешится сама.
Иногда человеку нужно, чтобы ситуация изменилась сама по себе, без
него. Например, чтобы любимый человек перестал вести себя
непорядочно. И пока у человека есть вера в партнера, в то, что он
образумится и перестанет так себя вести, он не будет ничего делать
сам. Потому что это будет означать крушение его веры и его надежды.
Пока ситуация не меняется, все еще остается вероятность, что он\она
вернется, что все еще можно вернуть, как было и т.д.
6. Хочет, чтобы все изменилось, но не готов сам что-либо
для этого делать.
Это может быть ситуация инфантильной личности, выросшей в
обстановке гиперопеки, где все действия или подавлялись, "потому
что ты сама не сможешь", или ставились в вину. Бывает иногда, что
люди в семье годами играют в игры только для того, чтобы не сделать
самому первый шаг, ибо тогда у партнера появится право поставить
его действия ему в упрек.
7. Понимает, что это плохо, но не знает, что это
неестественно и можно менять.
Пример этого - люди, которые живут в ситуации насилия. Нередко они
не понимают, что это насилие или что это неправильно. Если в
родительской семье друг друга постоянно прикладывали, то это может
казаться обидной, несправедливой, но нормой.
8. Человек и так знает, что делать.
И это не вопрос того, как ему поступать. Ему просто хочется
поговорить, быть услышанным. Чтобы его не учили, как жить, а
посмотрели ему в глаза, взяли за руку, прижали к плечу, просто
посидели и выслушали, сказали, что понимают его.
Не наше дело судить, каков человек, если он по каким-то причинам
выбирает свои невзгоды вместо благостных перспектив. Наше дело как
потенциальных спасателей –не лезть туда, куда нас не просят. А если
мы рассказчики и жалобщики – то говорить внятно, что мы хотим от
других людей и понимать это самим. Например, сказать: "я хочу, что
бы ты просто меня послушал", или "пожалей меня", или "мне нужна
помощь".
Понять, что человек сейчас делает – жалуется или просит ему помочь
– можно, задавая ему вопросы. Например: "нужна ли тебе помощь или
тебе просто хочется выговориться?" Важна также обратная связь.
Можно предложить что-то – и посмотреть на реакцию. Если человек не
откликается на это, продолжая рассказывать о своих несчастьях, или
говорит что-то невразумительное, или играет в игру "да, но", это
означает, что ему не нужна помощь. Или нужна, но тогда, когда он
окажется на следующей стадии – стадии готовности что-либо
предпринимать.
Так же важно проверять, готов ли человек что-то делать сам, от
чего-то отказываться. Если человек не готов сам что-либо делать для
изменения ситуации, то это как раз та ситуация, разрулив которую,
вас не погладят по головке. Если человек не готов сам что-то
делать, значит, он не несет ответственности за свой выбор. Значит,
есть большая вероятность, что и за помощь он не поблагодарит, а,
возможно, переведет на вас стрелки, если все пойдет не так. В
лучшем случае человек просто не сможет оценить то, что вы для него
сделали.
https://www.aum.news/psikhologiya/5075-kak-pravil-no-ne-pomogat Авторская группа
Автор: Елена Султанова