Как понять, доска из Пскова или из Москвы?
shakko_kitsune — 01.11.2018 Итак, дорогие мои искатели новых знаний, сегодня я буду закручивать гайки. Примете ли вы вызов своему интеллекту и глазу? Сможете ли вы осилить сегодняшнюю угадайку?В прошлый раз я рассказала про принцип художественных школ, и вы "на глазок" выбирали, где венецианские картины, а где -- из других итальянских городов. Процент попадания, судя по комментариям, достаточно высок: те, кто давно в этой рубрике тусуется, уже может с полным правом судить, что для верной дегустации надо тренировать оптические вкусовые сосочки (фу, какое мерзкое сравнение вышло, извините).
Но там были венецианцы, высший класс "реалистической" живописи. А сегодня у нас будет высший класс абстрактной, стилизованной живописи. И при этом русской. Итак, сможете ли вы отличить древнерусские иконы, написанные в Пскове, от икон, созданных в других городах?
И мы опять будем говорить о стиле. Помните, что иконы писали полторы тысячи лет, и хотя был единый канон, как рисовать божественное, но люди -- не роботы, и как под кальку делать не получалось. Со временем стиль (почерк, акцент) эволюционировал, в разных регионах были свои предпочтения, чем ближе к нашему времени, тем важнее становилась личность автора. Наивно думать, что все иконы во все века были одинаковыми. Если смотреть на них осознанно, разница становится очевидной -- и эта внимательность поможет оценить, почему же русские иконы так прославлены, даже тем, кто в принципе не понимал ранее, что это за вид искусства такой, в чем его смысл и красота.
***
В этой паре левая икона создана мастером, который сильно ближе к Константинополю (с его эталонными "прекрасными" вещами) и по времени, и по географии. Реализм, верную перспективу, объем и светотень в иконописи искать при разглядывании иконописи как бы не принято, но вы смотрите на "греческую" икону и, надеюсь, прекрасно видите, что они там явно есть, что наследие еще даже древнегреческих художников, с их тонкими цветами и прозрачными красками, где-то там в памяти автора болтается. Псков -- более далек, и смотрите, как тело человека и драпировки превращаются в абстракцию, в геометрию.
Слева: "Охридское Благовещение" (14 век, Македония)
Справа: "Благовещение" (16 век, Псков)
И в том, что человеческое тело превращается в энергичную конструкцию нет ничего плохого с точки зрения эстетики. Посмотрите на псковскую икону в этой паре -- она получилась лаконичнее и динамичнее.
Слева: "Пророки" (18 век, Украина?)
Справа: "Пророки" (17 век, Псков)
Попробуйте выбрать иконы псковской школы иконописи на основе этих принципов (и вспоминайте свой опыт анализа, наработанный на венецианцах):
- это иконы, которые создавались в краю, более далеком от цивилизации и более холодном, чем большинство других икон. Поэтому они особенно любили тут яркие, простые, эффектные краски, чистые и благородные своим громким звучанием. Псковские иконы всегда обычно более темпераментные и веские по характеру, гулкие по звуку.
- недаром русские художники-авангардисты восхищались иконописью и извлекли из нее несколько открытий. И русские иконы, новгородские и псковские, им нравились особенно. Выбирайте из пары те, которые бы понравились Малевичу и Наталье Гончаровой.
- псковские иконописцы хорошо понимали в том, что сегодня мы называем словом "дизайн". Выбирайте те, которые "попроще" и почетче с точки зрения линий. Линейка и лекало -- отличный инструмент (вернее, рука у них была такая твердая, что они и не требовались), а вот византиец никогда бы так не "опростился".
Играем?
Всего три задания будет, я добрая.
1) Илья Пророк в пустыне
2) Святые
3) Cошествие во ад
Ответы под катом
1) Илья Пророк в пустыне
а) знаменитая псковская икона, рубеж 13-14 вв.
б) Вологда, 16 век
2) Святые
а) новгородская икона "Свв. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов" (рубеж 15-16 вв.)
б) псковская икона "Свв. Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий", 15 век
3) Cошествие во ад
а) икона из Васильевского чина (припис. Андрею Рублеву, 15 век)
б) псковская икона, 14 век
Ну, как вам такое внезапное переключение? Общий принцип не потеряли по дороге?
Поняли ли вы что-нибудь новое про искусство иконописи, выполняя это упражнение?
Какие вообще ощущения от разглядывания?
***
Пишите, пожалуйста, ваши комментарии и мысли, подробно, это помогает мне придумывать новые задания.
|
</> |