Как писать статьи для уставших от труда и учёбы


Кто читатели нашего журнала? Это-молодежь, обучающаяся в школах фабзавуча и принимающая самое активное участие в социалистическом строительстве. Фабзавучник это не просто ученик, - он выполняет промфинплан предприятия по программе своей школы, он член профсоюза и комсомолец (больше половины фабзавучников - члены ВЛКСМ).
Задача школы ФЗУ подготовить квалифицированного рабочего-коммуниста, который владеет передовой техникой своей специальности, с учетом динамики и тенденцией ее развития. При этом профессиональная подготовка сочетается с политехническим образованием.
Общеобразовательная подготовка фабзавучников до поступления в школу фабзавуча соответствует примерно программе четырех- и до семилетки, причем подготовка фабзавучников таких отраслей, как пищевая, лесная, строительная, кожевенно-обувная, текстильная и др., обычно ниже общего уровня.

В фабзавуче ученик в течение двух лет получает подготовку по общеобразовательным дисциплинам (русский язык, математика, физика, химия и т.д), по общетехническим дисциплинам (механика, графика) и по дисциплинам данной специальности - спецдело. На это отводится около половины всего учебного времени. Вторая половина отводится на обучение специальности в мастерских школы (полгода-год) и в цехах предприятий (после мастерских), когда ученик работает уже в условиях взрослого рабочего. Степень подготовки, возраст и задачи школы ФЗУ определяют основные требования к методике изложения статей.
Что должны давать читателю технические статьи
Исходя из этих основных положений, мы должны давать и соответствующий материал. Таким материалом должны явиться:
1. Вопросы, вытекающие из школьных программ фабзавуча, причем мы не должны повторять материал школ фабзавуча, а как бы выводить мысль из круга вопросов программы в окружающее социалистическое строительство и расширять круг технических знаний, отправляясь от программ школы.
2. Вопросы последних достижений науки и техники как нашей советской, так и передовых капиталистических стран; нужно знакомить фабзавучников с очередными проблемами соцстроительства, исходя из исторической задачи «догнать и перегнать передовые капиталистические страны в технико-экономическом отношении»; нужно поставить основной задачей освоение новой техники.
Школы ФЗУ зачастую отстают от технической базы даже своих предприятий, обучают на устарелом и изношенном оборудовании, и задача освоения новой техники стоит тем более остро, что школа ФЗУ должна готовить рабочих для быстро перевооружающейся и новой промышленности.
Принципом отбора тематики является актуальность той или иной темы для социалистического строительства, для освоения новой техники. Учитывая возрастные интересы, необходимо давать также элементы научной фантастики и технической романтики. Мы должны помочь нашим читателям поднять на большую принципиальную высоту вопросы окружающей их конкретной практики, обосновать их теоретически и помочь пополнять багаж не только практических, но и теоретических знаний.

Следовательно автору нужно познакомиться с программами и учебниками для школ ФЗУ, по той специальности, в области которой автор пишет. Техническая статья, как правило, должна включать в себя помимо технологии и экономические данные (что, где уже сделано), вскрывать практическое значение вопроса и место во второй пятилетке, попутно желательно указывать выдающихся деятелей по данному вопросу, нужно также, насколько это возможно, установить значение данной проблемы для практической работы фабзавучника (от этого отправляемся и к этому приводим читателя). Политически чрезвычайно важно, где только...
( 4 и 5 страницы брошюры не сфотографированы или утеряно)

...нием по отношению к техническим статьям журнала. В нашем журнале это тем более необходимо, потому что читатель берет его обычно уже утомленный после трудового дня учебы и производственной практики, и поэтому нашей обязанностью является дать ему новые дополнительные знания в такой форме, чтобы он легко, без особых усилий со стороны читателя, так сказать, почти незаметно для себя мог бы их усвоить.
В целях живости изложения можно рекомендовать например такие приемы:
a) начинать статью с наиболее интересного, захватывающего момента темы;
б) не перегружать статьи цифрами, таблицами и т.п., заменяя их в нужных случаях яркими интересными диаграммами (вычерчивать их не нужно, а давать либо схему, либо соответствующие данные и идею выполнения);
в) применять, где возможно, метод живых сравнений, контрастов;
г) давать в соответствующих случаях живые описания, картины, примеры из жизни и производства и т.п.) снабжать статью интересными яркими иллюстрациями;
е) чередовать в статье в целях отдыха для внимания более трудные места с более легкими и занимательными и т.д. Здесь вообще широкое поле для изобретательности каждого автора. Образцами могут служить производственные очерки ряда журналистов, печатающихся в «Комсомольской правде», «Правде», «Известиях».
Как дожна быть оформлена статья
Читатель журнала прежде всего его перелистывает. Чаще всего он не читает его сплошь, а просматривать лишь то, что его интересует. Поэтому статья должна быть оформлена так, чтобы она сразу останавливала внимание читателя, заинтерссовывала его, невольно «заставляла бы себя прочесть».
Наряду с этим оформление должно преследовать и другую важную цель: оно должно заставить заинтересовавшегося читателя не только читать, но незаметно для себя прорабатывать материал статьи. Учитывая эти требования, редакция просит авторов оформлять статьи следующим образом:
1. Размер статьи, как правило, не должен ни в коем случае превышать 1/4 печатного авторского листа (6-7 страниц на пишущей машинке), так как большие статьи читателем плохо усваиваются.
2. Давать статье по возможности оригинальное заинтересовывающее заглавие.
3. Перед статьей давать короткую аннотацию, освещающую самое существенное из помещаемой статьи и непременно указывающую на значение данной темы для работы и учебы фабзавучника. Аннотация не должна представлять собой сухого перечисления затрагиваемых в статье вопросов,ее нужно составить гак, чтобы после ее просмотра у читателя явилось бы желание прочесть и всю статью. По существу это - краткое (8-10 строк) введение к статье.
4. Статью надо разбивать на ряд подтем, но не слишком дробных, давая обязательно каждой подтеме броский заинтересовывающий подзаголовок. Такая разбивка не только облегчит усвоение статьи, но и позволит читателю при желании составить себе ее план и конспект.
5. Заканчивая статью, полезно дать выводы из сообщенного материала.
6. После статьи нужно дать несколько поверочных вопросов по существу ее содержания (3-4) и один-два наводящих вопроса, которые связали бы материал с работой читателя, побудили бы последнего продумать, где в его жизни и производственной практике и как можно применить прочитанное, что там уже применяется, какие причины мешают применению и т.д. Весьма желательно включать также вопросы, заставляющие вспомнить и повторить проработанный в школе материал, если даже он и не был упомянут в статье.
7. В заключение рекомендовать интересующимся читателям доступную (по содержанию, по объему, наличию на рынке или в библиотеках и т.д.) литературу по затронутым в статье вопросам, в частности из журналов, рассчитанных на квалифицированного рабочего.

В каком виде должна быть представлена рукопись
Редакция просит присылать рукописи перепечатанными на машинке (через два интервала) с достаточными для правки полями, либо также написанными чернилами, а не карандашом, четким почерком, особенное внимание надо обратить на написание специальных терминов, географических названий, названий учреждений, машин и их частей и т.п.
Рисунки присылать по списку с точной сквозной нумерацией, с подписями под каждым рисунком, предназначенным для печатания и с точными указаниями, откуда редакция может взять рисунки. Материал для рисунков (журналы, каталоги и т.д) должен быть доставлен автором и может быть по желанию автора возвращен по использовании.
Редакция журнала "Фронт Фабзавучника"
_______________________________________________________________________
Адрес редакции: Москва, центр, Лубянский проезд. 4, подъезд 8, тел. 74-37 и 5-27-73
_______________________________________________________________________
Памятка авторам технических статей для журнала "Фронт Фабзавучника"
|
</> |