Как писать фэнтези без эльфов и драконов. Да, это возможно (и даже интересно)

Признайтесь, когда вы слышите слово «фэнтези», в вашем воображении тут же появляются остроухие эльфы, бородатые гномы, могучие драконы и седобородые волшебники с посохами? Если да — вы попали в ловушку шаблонов, из которой давно пора выбраться. Современное фэнтези — это не только Средневековье с магией и толкиеновские расы. Это целый океан возможностей, который многие авторы оставляют неисследованным из-за привязанности к знакомым тропам.

⚠️ Дисклеймер для знатоков: Если ваша книжная полка уже ломится от нешаблонного фэнтези, а при словах «эльфы и драконы» вы закатываете глаза так сильно, что видите собственный мозг, эта статья может показаться вам банальной. Но помните — вы не всегда были таким просвещённым. Это статья для тех, кто в первом абзаце узнал себя.
Почему мы застряли в лесах Средиземья?
Прежде чем двигаться дальше, давайте признаем очевидное: влияние Толкина на жанр фэнтези сложно переоценить. «Властелин колец» стал не просто книгой, а матрицей, формирующей наше представление о том, как должно выглядеть фэнтези. И в этом кроется проблема.
Когда Толкин писал свою эпопею, он создавал нечто невиданное, черпая вдохновение из скандинавской мифологии и средневековых сказаний. Сегодня же многие авторы черпают вдохновение... у Толкина и его последователей. Круг замкнулся, и мы получили ситуацию, когда большинство фэнтези-миров похожи друг на друга, как близнецы:
- Псевдосредневековый сеттинг с феодальной системой
- Человеческое королевство под угрозой
- Эльфы (мудрые, древние, высокомерные)
- Гномы (коренастые, бородатые, любящие золото)
- Орки/гоблины (примитивная раса антагонистов)
- Драконы как высшая форма опасности
- Магия, основанная на европейских представлениях о волшебстве
Но что, если мы откажемся от всего этого?
От каких клише стоит отказаться прямо сейчас
1. Псевдосредневековая Европа
Мир — это не только средневековая Европа. Почему бы не взять за основу:
- Африканские королевства времён расцвета Мали или Эфиопии
- Полинезийские общества мореплавателей
- Мезоамериканские цивилизации ацтеков и майя
- Азиатские империи времён Тан или Сун
- Индейские культуры Великих равнин
«Чёрный леопард, рыжий волк» Марлона Джеймса — блестящий пример фэнтези, построенного на африканской мифологии, без единого эльфа или дракона в поле зрения.
2. Европейская система магии
Традиционная система магии с заклинаниями, посохами и волшебными палочками — лишь одна из множества возможных. Альтернативы:
- Магия, основанная на обмене или сделках (что-то получаешь, что-то отдаёшь)
- Магия звука и музыки (вспомните "Песнь для Арбонны" Гая Гэвриела Кея)
- Магия, связанная с ремеслом (ткачество реальности, как в «Колесе Времени»)
- Шаманизм и общение с духами природы
- Магия крови или жизненной силы
Н.К. Джемисин в трилогии «Расколотая земля» создала магическую систему, основанную на манипуляции геологическими силами, где маги могут вызывать и усмирять землетрясения. Ни одного файербола или магического посоха!
3. Типичные фэнтезийные расы
Эльфы, гномы, орки — это уже настолько изношенные тропы, что новые фэнтези-расы часто оказываются просто их вариациями (высшие эльфы/лесные эльфы/тёмные эльфы и т.д.). А что, если:
- Создать расы, основанные на неочевидных животных или растениях
- Использовать существ из неевропейских мифологий (ёкаи, ракшасы, орикси)
- Создать общества с необычной биологией (размножение споровым путём, многоступенчатые метаморфозы, коллективный разум)
Чайна Мьевиль в «Вокзале потерянных снов» создал мир, населённый кактусами-гуманоидами, насекомоподобными хепри и водными существами водяниками — и ни одного эльфа на горизонте.
Как создать оригинальный фэнтези-мир: практические шаги
Шаг 1: Найдите необычную отправную точку
Вместо того чтобы начинать с типичной карты фэнтези-королевства (серьёзно! хватит их уже рисовать!), оттолкнитесь от необычной концепции:
- Мир после катаклизма (но не обязательно постапокалиптический в современном понимании)
- Общество, организованное вокруг необычного ресурса или явления
- Цивилизация с нестандартной географией (мир-океан, мир на спине гигантского существа, вертикальный мир)
Брендон Сандерсон в «Архиве Буресвета» создал мир с гигантскими штормами, которые формируют всю экосистему и общество: растения, животные и даже цивилизация приспособились к периодическим разрушительным бурям.
Шаг 2: Разработайте магию, основанную на уникальных принципах
Вместо типичной стихийной магии или заклинаний, подумайте о системе, которая:
- Имеет чёткие ограничения и цену (магия никогда не должна быть бесплатной)
- Связана с центральной темой вашего мира
- Обладает внутренней логикой и правилами
- Влияет на социальную структуру общества
В «Рожденных туманом» Брендона Сандерсона магия основана на сжигании разных металлов, каждый из которых даёт уникальную способность. Это создало жёсткое классовое разделение между аристократами, владеющими этой магией, и обычными людьми.
Шаг 3: Создайте культуры, а не расы
Вместо того чтобы населить мир стандартными фэнтези-расами, сосредоточьтесь на создании разнообразных человеческих (или нечеловеческих) культур, отличающихся:
- Уникальными социальными структурами и иерархиями
- Необычными системами верований и ценностей
- Специфическими отношениями с природой и ресурсами
- Нетрадиционными представлениями о семье, гендере, власти
Урсула Ле Гуин в «Волшебнике Земноморья» создала архипелаг с множеством островных культур, у каждой из которых свои обычаи и отношение к магии — и всё это без эльфов, гномов и драконов (хотя драконы в Земноморье есть, они радикально отличаются от типичных западных представлений).
Шаг 4: Переосмыслите конфликт
Традиционная схема «добро против абсолютного зла» давно устарела. Современное фэнтези может исследовать:
- Конфликты между разными системами ценностей, где обе стороны по-своему правы
- Столкновение личности с обществом или природными силами
- Внутренние конфликты персонажей, их моральные дилеммы
- Проблемы, которые невозможно решить силой оружия или магии
Джо Аберкромби в цикле «Первый закон» показывает мир, где нет чётких границ между добром и злом, где каждый персонаж совершает как благородные, так и ужасные поступки.
Примеры фэнтези без эльфов и драконов, которые стоит прочитать
Сразу скажу — список составлен с помощью искина ChatGPT. Сам обязательно прочту все эти книги. Если что-то из этого вы уже читали, обязательно напишите в комментариях, насколько это подходит.
«Сто тысяч королевств» Н.К. Джемисин
Мир, где боги реальны и порабощены людьми, а магия — это манипуляция божественной энергией. Вместо типичного квеста — история о политических интригах и расовом неравенстве.
«Город лестниц» Роберта Джексона Беннетта
Мир, где боги когда-то ходили по земле, но были убиты, а их божественные силы используются для создания технологий. Вместо мечей и магии — мистический стимпанк и детективный сюжет.
«Пиранези» Сюзанны Кларк
Фэнтези, действие которого происходит в бесконечном лабиринте залов, заполненных статуями и омываемых океаном. Никаких традиционных тропов, только сюрреалистическая архитектура и поиск истины.
«Девятый дом» Ли Бардуго
Действие происходит в нашем мире, в Йельском университете, где тайные общества практикуют разные формы магии. Это городское фэнтези без обычных вампиров и оборотней, сосредоточенное на академической среде.
«Убийство единорога» Т. Кингфишер
Фэнтези с элементами хоррора, где единственное фантастическое существо — единорог — далек от своего сказочного образа и является порождением кошмара.
А где азиатское и славянское (и прочее языческое) фэнтези?
Да, пресыщенные описанными выше сеттингами, многие читатели ощутили жажду к новой волне — азиатского и теперь ещё славянского и прочего языческого фэтнези. Этот путь тоже есть и им можно воспользоваться.
Описание этих вариантов фэнтези точно заслуживает отдельной статьи (для тех, кто хочет писать в этом жанре). Если вам нужна отдельная статья с разбором основных "тропов" этих жанров, пишите в комментариях!
А какие фэнтези миры без эльфов и драконов вас уже пленили?
--
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️
|
</> |